8 китайских фильмов 2019 года

Год подходит к концу, значит самое время подводить итоги. Китайские сайты публикуют многочисленные подборки лучших фильмов года. Из всех рейтингов мы выбрали восемь самых знаковых картин, которые смотрели китайцы в 2019 году. От мультфильмов до драматических триллеров, от фестивального кино до блокбастеров, комедии и драмы — через язык кинематографа мы попытались понять, чем жила страна в уходящем году, какие темы были самыми острыми и какие фильмы понравились китайским зрителям.

Нэчжа: Рождение дьявола | 哪吒之魔童降世

режиссер: Юй Ян (Yu Yang) под псевдонимом Цзяоцзы (Jiaozi)

IMDb: 7.7

В семье могучего и мудрого генерала Ли Цзина рождается долгожданный третий сын. Вскоре после рождения мальчика становится понятно, что он – реинкарнация демонического артефакта и мог бы разрушить этот мир, если бы не проклятие, которое предрекает ему неизбежную гибель в возрасте трех лет от удара молнии. Родители пытаются договориться с богами, но вердикт один – проклятие снять невозможно. Ребенок-демон Нэчжа растет и мечтает сам стать охотником на демонов, и даже уничтожает одного из них, но жители спасенной деревни по-прежнему видят в нем только зло. В свой третий день рождения мальчик узнает правду – он самый страшный демон, и ему предначертано умереть от молнии бога в этот день. Сможет ли Нэчжа победить свою природу и судьбу?

Сюжет «Нэчжа» основан на классической новелле «Возведение в ранг духов» (封神演义) Сюй Чжунлиня (许仲琳). Несмотря на довольно запутанный сюжет, изобилующий даосской мифологией, фильм получил хорошие оценки критиков и зрителей в мировом прокате. В Китае он возглавил большинство рейтингов и стал лучшим фильмом года. Рекордные кассовые сборы «Нэчжа» составили $728.99 млн долларов в мировом прокате, сделав кино самым кассовым анимационным фильмом в Китае за всю историю. Впервые в истории китайской анимации мультфильм был выдвинут на номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на Оскар 2020. Хотя номинацию «Нэчжа» не получил, само по себе попадание китайского анимационного фильма в список соискателей – историческое событие.

Блуждающая Земля | 流浪地球

режиссер: Франт Гво (Frant Gwo)

IMDb: 6.0

2061 год, Земля находится на грани катастрофы – Солнце превращается в красный гигант. Человечество решается на самый амбициозный за свою историю проект — с помощью двигателей превратить планету в летающий корабль и отправиться на нём искать новый дом. План удается, планета превращается в ледяную пустошь, а люди живут в подземных городах. Через 17 лет блуждающая Земля приближается к Юпитеру, который своей гравитацией начинает притягивать планету, ставя Землю и ее обитателей на грань уничтожения. Теперь судьба в руках героев, которые должны перезапустить двигатели на поверхности.

Фильм стал третьим по сборам за всю историю китайского проката и собрал 4,6 млрд юаней, уступив «Нэчжа: рождение демона». Оценки мировых критиков были достаточно позитивными, например, The Hollywood Reporter описал фильм как «китайский Интерстеллар». Тем не менее, зрительские оценки у «Блуждающей Земли» в мировом прокате довольно низкие. Критикуют фильм, в основном, за излишний пафос и плохую актерскую игру. Тем не менее, права на трансляцию картины купил Netflix: на платформе фильм вышел в конце апреля и доступен многих странах мира.

Я и моя родина | 我和我的祖国

режиссеры: Чэнь Кайгэ (Chen Kaige), Чжан Ибай (Zhang Yibai), Гуань Ху (Guan Hu), Сюэ Сяолу (Xue Xiaolu), Сюй Чжэн (Xu Zheng), Нин Нао (Ning Hao), Вэнь Муе (Wen Muye)

IMDb: 6.5

Патриотическая лента, приуроченная к 70-летию КНР рассказывает о становлении страны с 1949 до 2017 года. Фильм состоит из семи несвязанных между собой частей, каждая из которых изображает важные события в истории Китая. Образование КНР, создание атомной бомбы, победа на Олимпиаде, передача Гонконга, землетрясение в провинции Сычуань, китайская космическая программа и парад в годовщину победы в войне с японцами – все эти события показаны глазами «маленьких» (или не очень) людей. Некоторые герои были прямыми участниками событий, некоторые наблюдали со стороны, но все они так или иначе повлияли на то, какой стала КНР спустя 70 лет после своего образования.

Все семь частей сняты разными режиссерами, поэтому фильм больше напоминает подборку короткометражек на тему величия Китая. Несмотря на довольно прямолинейную патриотическую тематику, фильм получил благосклонные отзывы от зрителей и высокую оценку на Douban – 7,9. Кассовые сборы в Китае составили 3,03 млрд юаней, фильм занял девятое место среди самых кассовых фильмов китайского производства. «Я и моя Родина» продолжает и в некотором роде даже возглавила тенденцию на съемки патриотических картин, демонстрирующих всестороннее превосходство и силу Китая. Судя по успеху в прокате и высокие оценки, эти фильмы снимаются в первую очередь исходя из зрительского запроса.

Прощай, сын мой | 地久天长

режиссер: Ван Сяошуай (Wang Xiaoshuai)

IMDb: 7.7

80-е годы, правительство Китая особенно строго следит за исполнением политики «одна семья – один ребенок». Две семьи, где все взрослые работают на металлургическом заводе, когда-то были очень близки. У одной из семей есть тайна – жена беременна вторым ребенком. Отец в другой семье – глава комитета по рождаемости, и когда секрет узнают на работе, ему ничего не остается, как отправить женщину на принудительный аборт на третьем месяце. Операция проходит неудачно, и она больше не может иметь детей. Тут же семью потрясает еще одна трагедия — гибнет их единственный сын. Безутешные родители уезжают из города в провинцию Фуцзянь. Здесь все по-другому, другая жизнь, другой климат и даже другой язык. Через некоторое время они усыновляют мальчика, но проходит время, и их приемный сын-подросток сбегает из дома. Вдруг приходит приглашение от старых друзей с завода: глава той семьи умирает и хочет встретиться с ними перед смертью.

Ван Сяошуай принадлежит к «шестому поколению» китайских режиссёров, в его пронзительных работах сквозит реализм и остросоциальная тематика. И в этой картине он, выкрутив драматизм на максимум, погружает зрителя в историю маленького человека, сталкивающегося со всеми жестокостями этого бушующего мира. Повествование в «Прощай, мой сын» построено нелинейно, с периодическими флешбеками то в суровую атмосферу заводов 80-х, где каждый шаг человека, его личная жизнь контролируются всемогущей и безжалостной системой, то в наши дни, где все воспоминания о таком совсем недавнем прошлом кажутся иллюзией. Картина была номинирована на лучший фильм Берлинского кинофестиваля и получила Серебряных Медведей сразу в двух номинациях — за лучшую мужскую и женскую роль.

Лучшие дни | 少年的你

режиссер: Дерек Цан (Derek Tsang)

IMDb: 7.5

Нянь приходится тяжело. Ее дразнят и обижают одноклассники, а подготовка к гаокао настолько изматывает, что жизнь кажется беспросветным болотом. Но все меняет встреча с Бэем – уличным хулиганом. Они сближаются, все глубже погружаясь в мир друг друга. Но их истории уготовлен неожиданный поворот – оба оказываются втянутыми в расследование загадочного убийства, которое перевернет их жизни.

Картина, снятая по мотивам популярного молодежного романа, получила восторженные отзывы зрителей, заработав за месяц проката 1,5 млрд юаней и получив оценку 8,3 на Douban. Особенно популярны «Лучшие дни» стали среди китайских миллениалов, которые тепло встретили картину. Фильм поднимает острые темы: образование и экзамены, подростковые отношения и, особенно, издевательства в школе, о которых принято молчать. Упаковывая их в форму драматического триллера с сюжетом молодежного романа, картина показывает всю глубину этих проблем в китайском обществе.

Капитан | 中国机长

режиссер: Эндрю Лау (Andrew Lau)

IMDb: 5.9

Сюжет основан на реальных событиях, произошедших в 2018 году, когда ветровое стекло самолета Сычуаньских авиалиний выбило во время полета. В кабине пилотов произошла разгерметизация, поднялся сильный шум и ветер. Одного из пилотов ветром наполовину выбросило из самолета, но команде удалось затащить его обратно. В то время самолет летел над горной местностью, а в небе начинался шторм, что делало посадку практически невозможной. Тем не менее, капитан и двое пилотов смогли посадить самолет через полчаса после произошедшей катастрофы, никто из пассажиров не пострадал.

«Капитан», как и «Я и моя Родина», приурочен к 70-летию образования Китая и вышел в Золотую неделю – во время национальных выходных, заработав второе место по сборам в праздники. За весь прокат картина собрала 2,8 млрд юаней и замкнула десятку самых успешных фильмов в Китае за всю историю кинопроката. Несмотря на внушительные сборы, действительно впечатляющую реальную историю и помощь Администрации гражданской авиации КНР при производстве фильма, оценки зрителей «Капитану» оказались достаточно низкими. Эндрю Лау критиковали за многочисленные ненужные ответвления сюжета и визуальные решения, актеров — за плохую игру, а сценаристов — за сценарий, в котором действия героев и события просто противоречат здравому смыслу.

https://www.youtube.com/watch?v=rxFcnYnYI7M

Сумасшедший инопланетянин | 疯狂的外星人

режиссер: Нин Хао (Ning Hao)

IMDb: 5.8

Высокотехнологичная внеземная цивилизация посылает на землю своего дипломата, чтобы установить контакт с человечеством. Однако, происходит катастрофа, и корабль инопланетян терпит крушение в парке развлечений. Именно там дипломата и находит дрессировщик и его друг, которые принимают инопланетянина за экзотическую обезьяну. Дипломат, лишившийся своих способностей к телекинезу, вынужден работать в парке развлечений, играя роль обезьяны. Но на его спасение отправляют инопланетного агента, который должен все-таки помочь установить контакт и подписать договор.

Хотя в описании к фильму указано, что «Сумасшедший инопланетянин» — научно-фантастическая комедия, воспринимать его так не стоит. По жанру он скорее относится к политической сатире, потому что фильм, кажется, насмехается над классическим европейским восприятием научной фантастики. Провокационный юмор, который многие сочли за гранью, не помешал фильму собирать полные залы и заработать 2,1 млрд юаней. Оценки зрителей разделились на противоположные: кто-то почитал фильм злободневной комедией, восхищаясь умением режиссера смешивать реальность и абсурд, другие ругали его за пошлость и низкий уровень.

Дорогой бывший | 谁先爱上他的

режиссеры: Сюй Чжиень (Hsu Chihyen), Мэг Сюй (Mag Hsu)

IMDb: 7.4

Муж Лю Саньлянь умирает от рака, и когда вдова пытается получить деньги за его страховку, выясняется, что покойный супруг указал получателем неизвестного человека по имени Джей. После несложного расследования Лю понимает, что все деньги муж оставил своему бывшему любовнику. Вместе с сыном она пытается вернуть наследство, но внезапно события принимают неожиданный оборот: ее сын сам переезжает к Джею. Это заставляет женщину пересмотреть свои собственные взгляды на отношения в семье и на мир в целом.

«Дорогой бывший» — единственный фильм производства 2018 года в нашем списке. Тайваньская картина официально не была показана в материковом Китае ни на больших экранах, ни в интернете. Но это не помешало ей занять третье место среди «Лучших китайских фильмов» по версии Douban, хоть и с некоторым опозданием. По зрительской оценке, фильм и вовсе оказался на первом месте, получив 8,6 баллов и обогнав «Нэчжа». «Дорогой бывший» выиграл главные награды Тайбэйского кинофестиваля, его номинировали на премии азиатских кинофестивалей и выдвинули на Оскар 2019 от Тайваня, однако номинацию фильм не получил.

Для заглавной иллюстрации использован кадр из анимационного фильма «Нэчжа: рождение демона».

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Анастасия Потиевская

Родилась во Владивостоке, где и выбрала в качестве профессии тернистый путь китаиста. Закончила бакалавриат Восточного Института ДВФУ, а потом магистратуру Чжэцзянского университета по чудесной специальности 休闲学. Сфера научных интересов: этнопсихология, культурология и антропология. Любит путешествовать, танцы и современное искусство. С 2013 года живёт в Китае.