«Город нищих» — дом призрения имени св. Иосифа

Подброшенных младенцев доставляют в Дом призрения в 1920 году (с) Maryknoll Mission Archive

Продолжая тему здравоохранения в старом Шанхае, начатую в прошлом выпуске, из иностранной больницы для богатых перенесемся в китайскую больницу для бедных – в Дом призрения имени св. Иосифа. Он располагался за Большими южными воротами китайского города. Название улицы, на которой находится заведение, и по сей отражает его китайское название – Xin Puyutang 新普育堂, или «Новый дом призрения», а на воротах в комплекс стоит год его создания – «1911».

Мрачное граффити на стене одного из корпусов. Источник: Катя Князева
Мрачное граффити на стене одного из корпусов. Источник: Катя Князева

Дом призрения имени св. Иосифа | St Joseph’s Hospice

Адрес: 105 Puyuxi Road (открыть в baidu map)
Годы постройки: 1911-1913
Нынешнее состояние: центр общественных инициатив

Автор статьи исследует заброшенный комплекс в 2011 году. Источник: Adam Sinykin
Автор статьи исследует заброшенный комплекс в 2011 году. Источник: Adam Sinykin
Территория в наши дни. Источник: diandianzu.com
Территория в наши дни. Источник: diandianzu.com

Благотворительное учреждение было построено в 1911–1913 годах, когда старый дом призрения, находившийся в китайском городе, перестал справляться с наплывом пациентов. Тут на помощь пришел китайский промышленник и меценат Лу Бохун (Lu Bohong; 陆白鸿), известный также под французским именем Жозеф Ло (Joseph Loh). Будучи владельцем крупных инфраструктурных объектов от городского водоснабжения до трамвайных путей, Лу Бохун направлял львиную долю своей выручки на благотворительность.

Старый Дом призрения в китайском городе, на нынешней улице Penglai Road. Источник: 图画日报 (1909)
Старый Дом призрения в китайском городе, на нынешней улице Penglai Road. Источник: 图画日报 (1909)

Новый Дом призрения был его первым проектом в рамках Католического фронта (Catholic Action), созданного Лу в качестве альтернативы иностранным благотворительным организациям. Как раз в то время сносили городскую стену вокруг китайского города, и Лу нанял несколько бригад бедняков перетаскивать кирпичи из городской стены на стройку Дома призрения.

Ворота до реставрации в 2013 году. Источник: Катя Князева
Ворота до реставрации в 2013 году. Источник: Катя Князева

С нарочитой скромностью Лу Бохун называл себя «кули святого Иосифа» и «королем нищих», намекая на готовность браться за самую черную работу. Слово у него не расходилось с делом: однажды увидев на улице нищего с открытыми язвами, он вызвал рикшу и привез больного в свой особняк, к ужасу домочадцев. Лу часто заезжал в Муниципальную тюрьму и раздавал заключенным одеяла и одежду; взамен им приходилось выслушивать его длинные проповеди. Приговоренных к казни он крестил и исповедовал по католическому обряду, что подчас встречало со стороны смертников мрачный отпор.

Лу в медалях, полученных лично из рук Папы Римского в 1926 году. Источник: Catholic Shanghai
Лу в медалях, полученных лично из рук Папы Римского в 1926 году. Источник: Catholic Shanghai
Лу Бохун читает преступнику душеспасительную лекцию. Источник: Maryknoll Mission Archive
Лу Бохун читает преступнику душеспасительную лекцию. Источник: Maryknoll Mission Archive

Впоследствии Лу Бохун профинансировал создание Больницы Сердца господня (Sacred Heart Hospital) 1924 года постройки, Дома милосердия для душевнобольных (Shanghai Mercy Hospital), которая открылась в 1935 году, и больницы имени св. Иосифа в Сунцзяне (1936 г.). Несмотря на свободное владение французским языком и тесную дружбу с католиками, Лу был вынужден размещать заведения Католического фронта за пределами Французской концессии, потому что французы держали монополию на благотворительность на своей территории. Тем не менее за щедрое финансирование церквей, приютов, хосписов и больниц католики всех национальностей называли Лу «апостолом святого Иосифа» и охотно прощали ему его религиозный догматизм и эксцентричность.

Интерьер стационара в 1919 году. Источник: James Walsh, Observations in the Orient
Интерьер стационара в 1919 году. Источник: James Walsh, Observations in the Orient

Новый Дом призрения к югу от китайского города дошел до наших дней практически без изменений. В свое время хроникеры восхищались размерами и порядком на территории: «Это не больница – это целый город. Одно за другим тянутся серые и желтые здания с ярко-красными балконами, а под ними яркие лужайки с декоративными надписанными камнями, на которых можно сидеть».

Вид с высоты на территорию в 2011 году. Источник: Катя Князева
Вид с высоты на территорию в 2011 году. Источник: Катя Князева
Один из корпусов в 2011 году. Источник: Катя Князева
Один из корпусов в 2011 году. Источник: Катя Князева

В наши дни на обширной территории стоят все те же ряды желтых двухэтажных корпусов с балконами, а над ними возвышаются лиственницы и ореховые деревья. Однако теперь комплекс безлюден, а в 1937 году «Католический справочник Шанхая» живописал картину, достойную кисти Босха: «Здесь собрались все изгои китайского общества – изуродованные калеки и истощенные чахоточные, орущие имбецилы и брошенные младенцы, хохочущие мальчишки за партами, полоумные старики с длинными курительными трубками, парализованные мумии, пожелтевшие от опиума, и незрячие малышки, бродящие среди клумб – более двух тысяч несчастных».

Ежегодный обед в честь спонсоров Дом призрения в 1929 году; Лу третий слева, а напротив сидит художник Ван Итин, пятый справа. Источник: The China Press
Ежегодный обед в честь спонсоров Дом призрения в 1929 году; Лу третий слева, а напротив сидит художник Ван Итин, пятый справа. Источник: The China Press
Собрание спонсоров в 1928 году на фоне корпусов Дома призрения. Источник: Shanghai Municipal Archive
Собрание спонсоров в 1928 году на фоне корпусов Дома призрения. Источник: Shanghai Municipal Archive

Двадцать монахинь из ордера Дочерей Милосердия св. Викентия де Поля, того же самого, что обслуживали престижный «Дженерал Госпиталь», трудились в администрации китайского «Города нищих», как его называла пресса. В 22 корпусах разместились хоспис, психиатрическая больница, мужской и женский стационары для бедных и приют для подкидышей. К тридцатилетнему юбилею заведения количество прошедших через него пациентов перевалило за сто тысяч.

Сироты и персонал в 1941 году. Источник: The China Press Sunday Pictorial Section
Сироты и персонал в 1941 году. Источник: The China Press Sunday Pictorial Section

После победы коммунистов в 1949 году все монахини были изгнаны, а Дом призрения был национализирован и сузил свои функции до детского дома. Новое руководство намеренно очерняло память о религиозной благотворительности и распускало слухи о том, что при старом режиме сироты и калеки содержались в ужасающих условиях. Из уст в уста стала передаваться история о демонической сестре-настоятельнице по имени Одиль: «Проклятые империалисты превратили Дом призрения в настоящий концлагерь. Когда дети-сироты подхватывали оспу, они не получали даже чашки кипяченой воды. Она заставляла их ежедневно принимать ледяной душ, а на обед им доставалась лишь рисовая баланда и разбавленное молоко без пенок».

Элен, настоятельница Дома призрения в 1928 году. Источник: Maryknoll Mission Archive
Элен, настоятельница Дома призрения в 1928 году. Источник: Maryknoll Mission Archive

Однако по свидетельствам выпускников коммунистического детского дома, именно при новой власти бывший Дом призрения стал филиалом ада на земле. В 1996 году на запад стали просачиваться леденящие душу рассказы сбежавших детдомовцев, которые навели тень на репутацию учреждения. В 2001 году оно закрылось и переехало в пригород. Многочисленные корпуса бывшего Дома призрения долго стояли пустыми, пока в 2013 году в них не открыли центр общественных инициатив.

Территория бывшего Дома призрения в наши дни. Источник: diandianzu.com
Территория бывшего Дома призрения в наши дни. Источник: diandianzu.com
Одно из зданий бывшего Дома призрения. Источник: diandianzu.com
Одно из зданий бывшего Дома призрения. Источник: diandianzu.com

Новая книга Кати Князевой “Shanghai Old Town: The Walled City” уже в продаже. В Шанхае ее можно приобрести в книжном магазине Garden Books по адресу Changle Road, 325. Подробности об издании и доставке в другие города – в выпуске рубрики на следующей неделе.

Для заглавной иллюстрации использовано фото подброшенных младенцев, доставленных в Дом призрения в 1920 году. Источник: Maryknoll Mission Archive

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *