Отходы в Китае: темная сторона экономического благополучия

В нашем шанхайском доме средний возраст жителей — хорошо за 70. Многие прожили здесь всю жизнь. Изначально просторные доходные дома-квартиры были уплотнены еще до 1949 года. Общие лестницы захламлены пустыми коробками из-под обуви, вымытыми и аккуратно сложенными пластиковыми пакетами и контейнерами. Два раза в неделю после обеда приезжает сборщик макулатуры — ему сдают спрессованные картонные коробки. Лет 5 назад он приезжал чаще, но старики уходят, а их детям и внукам проще вынести мусорное ведро до общего ящика, не разбирая и не сортируя его содержимое за несколько мао.

В конце января мэр Шанхая объявил о введении новых правил по утилизации бытового мусора, которые вступают в силу 1 июля 2019 года. Город в день производит 26 тысяч тонн твердых бытовых отходов, и более 9 млн тонн в год. Чтобы справится с постоянно растущим объемом бытового мусора, город планирует к концу года открыть 10 центров по переработке, и тогда сортировка собственных отходов станет уже такой же ежедневной обязанностью шанхайцев, как она является частью жизни граждан Японии или Северной Европы. Какие еще кардинальные перемены касаются темной стороны современной экономики в Китае — мусоропереработки?

До 2018 года Китай был крупнейшим импортером мусора в мире. Сейчас он пытается справится с собственнными отходами. Источник: Fiveprime
До 2018 года Китай был крупнейшим импортером мусора в мире. Сейчас он пытается справится с собственнными отходами. Источник: Fiveprime

25 лет переработки мирового мусора

С 1992 года Китай импортировал до 45% пластиковых отходов, главным образом из развитых стран: 95% перерабатываемого пластика из ЕС и 70% из США отправлялось на пустых контейнеровозах обратно в КНР для вторичного использования.

В январе 2018 года Китай ввел новые ограничения на импорт мусора для дальнейшей переработки, и крупнейшие экспортеры оказались перед необходимостью искать новое решение, чтобы избежать мусорной катастрофы. Теперь США пытаются наладить собственную переработку и договорится с Малайзией и Вьетнамом, которые даже вместе взятые не способны переработать объемы, когда-то потребляемые Китаем, а Европа вводит запреты на одноразовый пластик.

Китай фактически отказывается от импорта отходов из других стран: в конце этого года ограничения коснутся лома нержавеющей стали и титана. Причины — экологические. Частные предприятия по переработке мусора, помимо того, что привозят отходы из других стран, часто не соблюдают экологические требования по утилизации. Нередко то, что не поддается переработке, оказывается на несанкционированных свалках. Теоретически Китай с его объемами внутреннего потребления вполне мог бы обеспечить мусороперерабатывающие предприятия собственными отходами. Но на практике все немного сложнее.

Сортировка мусора в Китае - пока лишь видимость. Источник: IC / chinadaily.com.cn
Сортировка мусора в Китае — пока лишь видимость. Источник: IC / chinadaily.com.cn

«Грязный» китайский мусор

Предприятия, перерабатывающие импортные отходы, и местная система управления отходами между собой не связаны. Мусорные импортеры работают с качественным мусором — отсортированным и очищенным. В Китае же пока отсутствует и культура, и инфраструктура разделения мусора: хотя раздельные баки используются повсеместно, мусор там, как правило, смешанный. Мытьем пластиковой тары из-под еды занимаются только те, кто ее сдает, а их в крупных городах становится все меньше.

Крупнейшие китайские импортеры отходов не готовы переходить на местный мусор. Одни перемещают свои производства в Юго-Восточную Азию — вслед за американским, японским и европейским мусором, и даже рассматривают возможности в странах Латинской Америки. Другие же просто терпят убытки.

Незаконные свалки - еще одна проблема, которую приходится решать быстро растущим городам. Источник: Wikimedia Commons
Незаконные свалки — еще одна проблема, которую приходится решать быстро растущим городам. Источник: Wikimedia Commons

Пока основные надежды по утилизации мусора возлагаются на мусоросжигательные заводы. Если в 2013 году планировалась увеличить долю сжигаемого мусора до 35%, то к 2020 она должна вырасти до 50%. Это самый прибыльный способ утилизации мусора, поэтому он наиболее привлекателен для частных компаний. Правда, местные жители редко разделяют их чувства.

Так, в 2016 году более 10 000 жителей городка Сяньтао провинции Хубэй вышли на улицы, протестуя против строительства мусоросжигательного завода. Несмотря на попытки местной администрации надавить на активистов простым путем невывоза мусора, строительство завода было временно заморожено. В результате завод построили — под строгим общественным контролем: активные группы вывозили в другие провинции, чтобы продемонстрировать безопасность сжигания мусора для населения. Завод в Сяньтао был открыт в апреле 2018 года.

Вторым приоритетным способом утилизации является переработка. К концу 2020 года Китай планирует открыть 100 центров по переработке отходов: 50 — для твердых бытовых и 50 — для промышленных. Также к 2020 году жители страны будут платить за утилизацию собственного мусора.

Какая же доля из 40 млн тонн ПЭТ-пластика, которые Китай производит в год, доходит до переработки, сказать трудно. По разным данным, доля перерабатываемого мусора составляет от 4% до 15%. Самой выгодной и относительно простой в сортировке остается переработка металлолома, особенно цветного. Пластик же требует сортировки, а самый распространенный способ его переработки — механический — снижает качество материала и имеет конечное количество циклов. На него приходится 90-95% переработки пластика. Новые методы переработки (прежде всего, с помощью ионных жидкостей) более технологичны, требуют вложений и не так выгодны из-за более высоких операционных расходов.

Солнечные батареи - экологически чистый источник энергии. Но и они через 30 лет оказываются на свалке. Источник: Fortune
Солнечные батареи — экологически чистый источник энергии. Но и они через 30 лет оказываются на свалке. Источник: Fortune

Отходы от экологических решений

Развитие солнечной энергетики — приоритетная сфера в Китае. Самые амбициозные проекты видны даже из космоса. Однако и она имеет скрытую экологическую опасность. Срок эксплуатации солнечных батарей составляет 30 лет. Через 10 лет Китай столкнется с необходимостью утилизации этого казалось бы самого чистого источника энергии, но большинство быстрорастущих производителей не задумывается о том, что делать с батареями, когда они достигнут своего 30-летия.

На 90% солнечная батарея состоит из металла, стекла и пластика: теоретически они не составляют особой сложности для переработки. Оставшиеся 10% — ядовитый фосфин и серная кислота, а также токсичный свинец, хром и кадмий. И их утилизация возможна лишь на специализированных предприятиях.

В Китае с утилизацией и переработкой токсичных отходов все сложно. 85% опасных отходов не перерабатываются, включая и бытовые, и промышленные. Проблемы с переработкой касаются и таких «зеленых» инициатив как электротранспорт. В настоящее время перерабатывается лишь 30% использованных свинцовых и литиевых аккумуляторов. А к 2025 году Китай надеется увеличить их переработку до 70%, что конечно, больше нынешних, но по-прежнему не решит проблему всей быстроразвивающейся экологически приоритетной отрасли.

Сжигание мусора - в приоритете. И современные заводы не портят качество воздуха и воды в соседних районах. Источник: npr.orgСжигание мусора - в приоритете. И современные заводы не портят качество воздуха и воды в соседних районах. Источник: npr.org
Сжигание мусора — в приоритете. И современные заводы не портят качество воздуха и воды в соседних районах. Источник: npr.org

Больше ВВП — больше мусора

Несмотря на рекордно низкие 6.6% прироста ВВП в прошлом году, экономика Китая по-прежнему растет, и все больше за счет внутреннего потребления. И хотя здесь усиленно развивают новые индустрии и сферу услуг, количество отходов от этого не сокращается — даже самые экологичные решения оставляют после себя мусор, который теоретически можно перерабатывать, но на практике он оказывается на свалке.

Китайское правительство пытается реформировать систему переработки и утилизации отходов — сферы, до последнего времени остававшейся в руках частного сектора. Здесь строят современные мусоросжигательные заводы и центры переработки. Но уже сейчас понятно, то, что раньше считалось источником дохода для многочисленных собирателей металлолома, макулатуры и пластика, становится общей головной болью. И чтобы не погрязнуть в кучах мусора, гражданам страны заново придется учиться сортировать свои отходы, а с 2020 года еще и платить за их утилизацию.

Здесь по-прежнему сильны традиции эффективного использования ресурсов — для поколения старше 60 ни онлайн-шопинг, ни доставка еды на дом не являются ежедневной практикой. Они относят сломанные электроприборы в ремонт, штопают носки и стирают пластиковые пакеты. Их внуки же сейчас слишком заняты работой и учебой, но через несколько лет и им придется учиться экономить, не из-за бедности, а чтобы дышать свежим воздухом.

Для заглавной иллюстрации использовано фото npr.org.

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Ольга Мерекина

Автор: Ольга Мерёкина

Родилась во Владивостоке. Живет в Ханчжоу и Шанхае. BA (2007) востоковедение, MA (2014) современное искусство и кураторские исследования. Участник арт-коллектива Illumin8tors.

6 комментариев

  1. Мусор — бич настоящего времени. Все меньше уголков на планете, от него свободных. И чем больше плотность населения и ниже уровень культуры переработки, тем страшнее картины. Хочется надеяться, что общечеловеческие понимайте этой проблемы и взаимодействие поможет найти решение. Спасибо автору за статью. Очевидно, что мы — часть современного Мира, и проблема мусора глобальная.

  2. Статья супер, автор осветила сегодняшние насущные проблемы, которые касаются всего мира, а также раздвинула горизонты ближайшего будущего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *