Осенью 1937 года, 83 года назад, началась японская оккупация Шанхая. Она продлилась восемь лет, затронула все слои населения и стерла границы между китайскими и иностранными территориями города. Однако Шанхай сдался только после боя, и этот странный бой стал легендарным событием. Китайская оборона города сконцентрировалась на единственном здании, которое на четыре дня превратилось в символическую крепость. Этим зданием стал склад «Объединенного сберегательного общества», или «Сыхан» (四行仓库), на берегу речки Сучжоу.
Склад «Сыхан» // 四行仓库
Адрес: 21 Guangfu Road // 光复路21号 (открыть в baidu map)
Год постройки: 1932
Нынешнее состояние: музей
Склад был построен в 1932 году по проекту архитектурной студии «Аткинсон и Даллас», создавшей немало промышленных и офисных объектов в Шанхае. Шестиэтажное хранилище из армированного бетона было строго утилитарным и стояло в окружении подобных многоэтажных складов в зоне между речкой Сучжоу и Северным вокзалом. Склад «Сыхан» был пристроен вплотную к другому складу, принадлежащему банку «Континентальный». Оба здания стояли у въезда на мост, служивший продолжением улицы Tibet Road. В народе его называли Новый Мусорный мост (新垃圾桥), так как внизу находился причал для барж, вывозивших мусор из Сеттльмента.
С августа 1937 года японцы начали наступление на Шанхай и на подступах к городу пошли бои. Китайская армия, находившаяся под командованием республиканского правительства (Гоминдан), поначалу отражала наступление, но потеряв более половины состава, стала отступать. К концу октября было решено сдать Шанхай японцам. Чтобы не создавать впечатление капитуляции без боя, командование оставило батальон бойцов 88-й дивизии для символической обороны города. Так как в его состав входило всего 452 человека, батальон тут же прозвали «обреченным».
Японские оккупанты высаживались в шанхайском порту и наступали на город с севера. Был разрушен вокзал и сожжен весь жилой район Чжабэй. Противостоять натиску в окруженном городе было невозможно; можно было лишь было слегка отсрочить наступление противника и продемонстрировать несгибаемый боевой дух. Понимая безнадежность миссии, начальник «обреченного батальона» полковник Се Цзиньюань (谢晋元) и его ближайший соратник майор Ян Жуйфу (杨瑞符) собрали бойцов в складах «Сыхан» и «Континентальный» на кромке речки Сучжоу и приготовились биться до последнего патрона, чтобы умереть героями.
С 27 октября китайские воины, окопавшиеся в двух складах, принимали жестокий огонь и отстреливались в ответ. Находящиеся по другую сторону речки Сучжоу военные отряды Международного сеттльмента наблюдали, но не вмешивались. Формально Сеттльмент был нейтральной зоной под контролем западных держав, отделенной от театра военных действий узкой полосой воды. До роскошных отелей, ресторанов и офисов центрального Шанхая было менее 70 метров. Шальные пули и обломки нередко прилетали из-за речки, чиркая по зданиям на Банде и задевая случайных прохожих.
Американский журналист Эдгар Сноу сравнил осаду складов «Сыхан» и «Континентальный» с тем, как если бы знаменитая битва за крепость Верден во время первой мировой войны развернулась на берегу Сены на глазах у всего Парижа. «Шанхайский Верден» стал глобальной медиа-сенсацией благодаря удобному обзору и наличию телефонной связи с осажденными. Щелкая фотокамерами прямо из окон отелей, западные репортеры делали кадры, которые разлетались по передовицам мировых газет. Храбрость и патриотизм китайских защитников вызывали шквал симпатии по всему миру. Даже японский генерал Мацуэ Иванэ, руководивший взятием Шанхая, был вынужден признать, что защитники склада, «конечно, герои». Битву за общественное мнение японцы с треском проиграли.
Популярности китайским воинам-патриотам добавила местная студентка Ян Хуэйминь (杨惠敏), которая на второй день осады ухитрилась передать им республиканское знамя, чтобы флаг с белой звездой на синем поле фотогенично взвился на крыше. Бойцы готовились к длительной обороне и передали через девушку заказ на «500 фунтов соли, 500 фунтов сахару и 50 тысяч сухарей». Также они выдали ей намеренно раздутый список осажденных, благодаря чему 450 китайских воинов превратились в «800 храбрецов».
Долговременные запасы продовольствия не понадобились. Китайская оборона продержалась четыре дня. В полночь 1 ноября с криками «Банзай!» японцы пошли на финальный штурм. Сгрудившись на балконах и крышах, жители Сеттльмента сочувственно наблюдали, как стены двух складов крошатся под пулеметным огнем, а из верхних окон вылетают языки пламени. Вскоре по крыше здания «Сыхан» побежали фигурки захватчиков и взвилось имперское японское знамя.
Но взятие крепости оказалось лишь фарсом для спасения лица оккупантов. По тройной договоренности японского и китайского командования с руководством Сеттльмента «обреченный батальон» за несколько часов до штурма сложил оружие, сдался английским конвоирам и покинул склады. За время осады китайская сторона пострадала значительно меньше японской: оккупанты потеряли около 200 человек, а оборонявшиеся потеряли лишь 10 человек убитыми и 37 тяжелоранеными, которых бросили при отступлении.
Китайских бойцов разоружили и отвели в лагерь для интернирования в Сеттльменте, где они провели более трех лет под охраной Русского полка. В первые недели воины залечивали раны, принимали визитеров и давали интервью, а все остальное время маялись от безделья, провоцируя стычки с русскими. В августе 1938 года местная пресса сообщила: «Обреченный батальон снова в бою». Вооружившись бутылками, интернированные напали на русских караульных, но те дали отпор, в результате чего 57 китайцев пришлось госпитализировать. В своих воспоминаниях члены Русского полка неодобрительно отзывались об интернированных и считали их баламутами и авантюристами.
Размытые итоги обороны двух складов на заре вражеской оккупации не помешали этому событию стать победой на пропагандистском фронте. Подвиг «800 храбрецов» стал символом несгибаемой воли к победе китайского народа. В общественном сознании два осажденных здания слились в одно под общим названием «Сыхан». Недавно их отреставрировали и превратили в мемориальный музей. Для усиления драматического эффекта на торец склада-музея тщательно и правдоподобно заново нанесли повреждения от пуль, взрывов и возгораний. Площадка под стеной превратилась в алтарь патриотизма и народной памяти об оборонительной войне 1937–1945 годов, а участники исторического события стали поп-кумирами в результате недавнего выхода на экраны блокбастера «Восемьсот» (八佰).
Для заглавной иллюстрации использован кадр из фильма «Восемьсот», изображающий участников обороны внутри склада.
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.