21 ноября читатели Магазеты в компании редакции отправились на фотопрогулку по старому Шанхаю. Несмотря на не располагающую к длительным променадам погоду, любители истории и Шанхая гуляли под предводительством Кати Князевой, а фотограф Алина Кочетова документировала пройденный маршрут на камеру. Что общего шанхайский шикумэнь имеет с английским terraced house? Почему в старом городе нельзя прожить без красного бидона? И где искать самые старые деревья в городе? Эти и другие подробности жизни исчезающего города — в обзоре фотопрогулки (ее маршрут — на карте ниже).
Межевые столбы, символы счастья и дом последний жены Сюй Чжимо
Как и традиционно строительство дома начиналось с закладки межевых столбов (界石), так и наша прогулка началась с рассказа о них. Установив четыре камня, владельцы оповещали окружающих о своих правах. После постройки дома, столбы становились частью фасада, а благодаря гравировке всегда можно было узнать информацию о названии владения. Когда с конца 19-го века «город за стеной» начал активно перестраиваться, то межевые столбы из снесенных домов стали использовать в качестве бордюра.
Сейчас многие переулки западной части старого города готовятся к сносу — выселены практически все жители, а входы заложены кирпичом. Да и всю вторую половину 20-го века эти когда-то вполне приличные жилища среднего класса испытывали на прочность перенаселением и самостроем, нарушающим конструкцию домов и способствующим их преждевременному износу.
И только внимательный взгляд позволит обнаружить следы былого великолепия, а его было предостаточно. Высокие потолки, резные решетки и барельефы с символами счастья, удачи и долголетия говорят о достатке когда-то проживающих в этих домах людей.
Пример такого шикумэня «повышенной комфортности» — Чэндэйский квартал (承德里). В этом дворе на несколько домов когда-то родилась и провела детство художница Лу Сяомань, последняя жена поэта Сюй Чжимо. В семь лет она переехала в Пекин, а после брака с поэтом в 1926 году вернулась в Шанхай, где прожила до самой смерти в 1965 году. Как вспоминают местные жители, жила она в доме номер 2.
Выходящий на улицу дом — самый престижный в Чэндэйском квартале, его вход украшен барельефом слона. Созвучный и счастью, и высокопоставленному посту, он должен был стать залогом благополучия украшаемого дома.
Смесь британской экономичности и китайской эстетики с удобствами в горшке
Шикумэнь — это не только про стиль, прежде всего, это архитектурное решение для массовой застройки быстро растущего города. Шанхай с середины 19-го века переживал несколько волн радикального прироста населения, когда число жителей за счет стихийных миграций увеличивалось в разы. Шикумэни оказались оптимальным решением квартирного вопроса и выгодным вложением.
Внешне шикумэни сохраняли множество элементов китайского деревенского дома: внутренний двор с выходящими в него окнами, высокая ограда, не позволяющая нарушить интим частной жизни, ориентация входа на юг. Но при этом блокированная застройка, когда соседние дома имеют общую стену, но отдельный вход.
Так называемые terraced house стал с 18-го века экономичным решением квартирного вопроса в Англии времен Промышленной революции, а со второй половины 19-го века он позволял решать схожую проблему в Шанхае. Выгодные для застройщиков и в обслуживании дома соответствовали привычному быту, в основном, китайских жильцов.
Изначально шикумэни строили с высокими потолками — до 4 метров, из качественных материалов и с уникальной отделкой. Но когда спрос резко возрастал, то в целях экономии и увеличения скорости строительства шикумэни резко теряли и в комфортности, и в качестве. Кварталы, как правило, оставались в собственности застройщика: их сдавали в аренду, а не продавали, хотя многие жили в этих домах поколениями.
Центральной канализации в шикумэнях не было, и до сих пор во многих старых шанхайских домах туалет расположен за пределами дома, и его не используют каждый раз, когда в этом возникает потребность. Для удобств есть матуны (马桶) — традиционно красные бидоны с винтовой крышкой (сейчас встречаются и другие расцветки).
Деревья, которые помнят, и родной дом Сюй Гуанци
Мне постоянно приходится слышать о том, что Шанхай — город молодой, его история, дескать, началась лишь в середине 19-го века. Это неправда. Да, здесь не было Французской концессии, больших каменных зданий и роскошной набережной, и, конечно, не было финансового центра Луцзязуй с его агрессивными небоскребами. Но город здесь был.
Как минимум, с 1074 года Шанхай упоминается в налогом реестре в качестве торгового городка, с конца 13-го века он получил статус уездного города, а в середине 16-го века обзавелся городской стеной, остатки которой сохранились и до наших дней.
Даже в 19-м веке было трудно представить, что Шанхай войдет в список мировых мегаполисов. Тем не менее, события международного значения происходили здесь и до ЭКСПО 2010. Например, в 1562 году здесь родился Сюй Гуанци (徐光启). Отец его разорился на добровольно-принудительных инвестициях в строительство городской стены и зарабатывал на жизнь выращиванием и продажей овощей.
Одаренного сына возили за 7 километров по реке в школу при храме Лунхуа, что позволило подготовить его к сдачи экзамена провинциального уровня, и он получил степень сюцая (秀才). Сюй Гуанци вернулся домой, чтобы готовиться к следующему уровню, женился и из-за семейных забот был вынужден забросить свои амбиции сдать императорский экзамен. В 30 лет он получил должность в уезде Шаочжоу на территории современного Гуандуна, и в его жизни началась новая страница, которая позволила ему стать одним из самых известных людей и в китайской, и в европейской истории.
На юге Сюй Гуанци впервые познакомился с итальянскими иезуитами и Маттео Риччи, заинтересовавшись их научными достижениями, прежде всего, в сфере математики и строительстве ирригационных сооружений. Через несколько лет он принял и их веру, став проводником христианства в Цзяннане и Шанхае. Последующий карьерный рост при императорском дворе способствовал и благополучию семьи — позже их владения в районе Сюйцзяхуэй (буквально, место слияния двух рек семьи Сюй) стали оплотом католической миссии в Шанхае.
Еще одно свидетельство древней истории Шанхая — деревья гинкго. Это уникальное реликтовое дерево издревле почиталось в Китае как символ долголетия. Деревья традиционно сажали на территории даосских и буддийских храмов — самое древнее гинкго в Китае уже более 1400 лет растет на территории старого храма Гуаньинь (古观音禅寺) в Сиане. А самое древнее гингко в Шанхае насчитывает более 700 лет. Дерево росло на территории буддийского монастыри Нинхай (宁海禅寺) — от обители ничего не осталось, а гинкго до сих пор живо, несмотря на политические и экономические перемены.
Для заглавной иллюстрации использовано фото Алины Кочетовой.
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.