Апартаменты “Нормандия” – шанхайский “Утюг”

Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.

"Нормандия" до реставрации в 2009 году
“Нормандия” до реставрации в 2009 году

Апартаменты “Нормандия”

8 этажей
Высота: 30 м
Общая площадь построек: 9 275 кв. м
Адрес: 1850 Middle Huaihai Rd (открыть в baidu map)
Год основания: 1924
Нынешнее состояние: жилое здание

normandie-early-photo-unknown
“Нормандия” в 1920-е. Источник: неизвестен

Самый узнаваемый многоквартирный дом в Шанхае возвышается на углу Huaihai Rd и Wukang Rd. Здание было спроектировано в 1924 году венгерским архитектором Ласло Худец, который работал в американской архитектурной фирме Р. А. Карри. При постройке были использованы самые добротные – и только импортные – материалы и новейшие технологии своего времени.

"Нормандия" со стороны Wukang Rd
“Нормандия” со стороны Wukang Rd

Когда роскошное восьмиэтажное здание в стиле «Парижский ренессанс» прорезало своим острием малонаселенную окраину Французского района, бывалые  путешественники принялись сравнивать его с небоскребом «Утюг» в Нью-Йорке. В те годы западная окраина Шанхая была застроена лишь частично, хотя существующая сетка улиц уже появилась.

normandie-source-survey-shanghai-1840-1940
“Нормандия”. Источник: Survey Shanghai 1840-1940

Официально новый дом назывался Здание Международного общества сбережений (International Savings Society Building). Вложение в объекты недвижимости было одним из направлений деятельности общества, основанного в 1912 году группой французских предпринимателей, живущих в Шанхае.

salon-krasoty-violet-v-1936-godu-source-unknown
Салон красоты “Violet” в 1936 году. Источник: неизвестен

Под арочной колоннадой на первом этаже разместились предприятия услуг (прачечная, аптека, бакалея, два салона красоты), а на остальных семи – собственно «доходный дом» под названием «Нормандия» (武康大楼). Просторные четырехкомнатные квартиры с высокими потолками, встроенными каминами и лепниной были рассчитаны на элиту среди иностранных резидентов Шанхая. Для постоянно проживающей прислуги  в северном торце здания имелись спальни, душевые и даже отдельный лифт. Примечательно, что в списках жильцов часто встречаются русские фамилии, например, Маркевич, Гордеев, Щербаков, Чулков и Ухов.

russkaya-devushka-kira-in-1935-near-normandie-archives-of-hennie-warriner-family
Русская девушка Кира рядом с “Нормандией” в 1935 году. Источник: семейный архив Hennie Warriner
bachelor-floor-1155567_original
Фрагмент плана “холостяцкого” этажа

Генерал-майор Василий Васильевич Зимин, председатель Союза русских военных инвалидов, проживал на закате своих лет на первом этаже «Нормандии». Этот этаж, расположенный непосредственно над коммерческим, назывался холостяцким: на нем располагались однокомнатные квартиры и студии, и потолки в них были пониже. Впрочем, помещений для прислуги и тут было вдоволь. Вскоре у «Нормандии» появился двухэтажный гараж, с рампой для въезда на Рут Фергюсон (теперь Wukang Rd). Позже к «Нормандии» пристроили здание пониже и поскромнее, для китайских квартиросъемщиков, соединив оба здания внутренним переходом.

normandie-and-back-building
“Нормандия” и пристройка
perehod-v-pristroiku
Переход в пристройку

Сейчас в «Нормандии» проживает около семи сотен человек, что в разы превышает изначальный план. Многие квартиры перепланированы и перегорожены, а шахта лифта для прислуги стала обитаемой (ее переделали в отдельные каморки на каждом этаже).

fragment-fasada-na-huaihai-lu
Фрагмент фасада со стороны Huaihai Rd
normandie-garage-upper-floor
Верхний этаж гаража

Большая часть квартир в коммунальном использовании, но есть и исключения. После 1949 года, когда иностранные жильцы разъехались по своим странам, опустевшие квартиры стали распределяться государством. Некоторые достались высокопоставленным госслужащим и избежали последующего уплотнения; теперь в них доживают свой век бывшие партработники.

normandie-window-in-the-exterior-hallway

Фотографии (кроме отмеченных): Катя Князева (официальный сайт).

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхай:

Апартаменты Астрид — вклад русского эмигранта в архитектуру Шанхая
Апартаменты Гасконь — икона шанхайского ар-деко
Астор Хаус — выбор президентов, ученых и гангстеров
Благоуханный храм — центр буддизма в старом городе
Broadway Mansions — первый небоскреб Шанхая
«Джардин и Маттесон»: от торговли опиумом до Банда №1
Дом-музей вдовы Сунь Ятсена
Дом за мостом: отсюда мало кто выходил живым
Дом сэра Виктора Сассуна — отель, офис и пентхаус с видом на Банд
Дом чайного магната и человека с секретом
Дом шанхайской донны Розы
Жилой дом на набережной Сучжоуского канала
Здание английского консульства: 122 года бесплатной аренды
Здание главпочтамта Шанхая
Здание Great World
Здание таможни: кто владеет портом, тот владеет Шанхаем
Здание театра Гунъутай
Кафедральный собор Святого Ксаверия
Квартал у Драконьих ворот: от «шикумэней» до ар-деко
Кровавая аллея — самая скандальная улица Шанхая
«Линда террас» — шанхайский дом русских эмигрантов
Нескромное здание банка HSBC на Банде
Павильон Дацзингэ и остатки крепостной стены Шанхая
«Парк-отель» — небоскреб «made in China»
Резиденция братьев Цю — дом исчезнувших миллионеров
«Сад радости» — в подарок отцу
Садовый мост — 160 лет в центре шанхайской истории
Бурное прошлое Swatch Art Peace Hotel
Собор Святого Игнатия — католическое наследие Шанхая
Сигнальная башня на Банде
Синьтяньди — Шанхай, которого не было
Тайная библиотека — самая драгоценная реликвия Шанхая
Театр Лайсеум — неофициальный центр русской культуры
Французский клуб — для приличных господ 1930-х
Храм городского божества — сердце Шанхая
Храм Конфуция
Храм в честь памяти царя Николая Второго — в центре Шанхая
Цзинъаньсы — буддийский храм с темным прошлым
Шанхайская «Эйфелева» башня

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.

3 комментария

  1. Только я начала вкушать удовольствие, как внезапно статья и закончилась! Что же это такое-то?! :) Очень и очень интересно, фотографии уникальнейшие! Трехспальные квартиры – по-русски, но никак не трехспаленные, похоже на трехспаренные, это ужас. Вообще-то пишут: трехкомнатные. Но это так, зависть играет, нужно же где-то найти изъян! :).
    Молодцы, но хотелось бы и продолжения: что сейчас, и нельзя ли познакомиться с какими-то китайцами, живущими в этом доме? Вот рассказов-то было про историю дома! Спасибо! Я в свое время сама полазила по этому дому, поговорила с жильцами. Там еще чудесные террасы есть, вот про них бы сказали пару слов! Там еще оранжереи стояли и такие деревца в кадках, всегда удивлялась, как в них деревья выживают зимой, в промозглую шанхайскую зиму (на улице), и летом – в жуткую жару на раскаленной террасе. Удачи нам!

    1. Спасибо, Лариса!! Всегда вам рада! Мне редко доводится писать по-русски, и я чувствую, что подрастеряла и стилистическую чуткость и словарный запас. Стоило написать просто “четырехкомнатные”. Попрошу исправить! Я прожила в этом доме десять лет, поэтому в этот раз так много материала и фотографий.

      Есть интересные соседи, конечно же! Со многими дружим. К соседу-журналисту время от времени приходят делегации архитекторов и историков, изучать обстановку. Дело в том, что его уникальная (четырехкомнатная :-) квартира сохранилась в том виде, в котором ее покинули прежние “дореволюционные” жильцы. Его отец получил ее по распределению и ухитрился не подвергнуться уплотнению, так как был в фаворе у руководства.

      На террасе (которая по сути на крыше бывшего гаража) до сих пор прекрасный цветник. А выход на крышу самой “Нормандии” в последнее время не разрешается, хотя в 2008 году мы с нее наблюдали солнечное затмение (сквозь плотные тучи).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *