Ал Израиль. Отец-основатель индустрии развлечений в Шанхае

Танцующая публика в шанхайском кабаре (с) (с) A. T. Hull Jr.

Если расцвет декаданса в Шанхае пришелся на конец 1930-х годов, то его основы были положены в августе 1920 года с появлением в городе первого кабаре под названием «Дель Монте». Оно открылось в старомодном двухэтажном здании в пригороде Шанхая, на сегодняшней Huashan Road. Здание было построено в 1903 году и ранее в нем размещался американский игорный притон «Альгамбра», с которым иностранные власти безуспешно боролись долгие годы.

Вид здания в наши дни. Источник: M. Takehara
Вид здания в наши дни. Источник: M. Takehara

Кабаре «Дель Монте» (теперь 熊佛西楼)

Адрес: 630 Huashan Road (открыть в baidu map)
Год основания: 1903
Нынешнее состояние: часть кампуса Шанхайской театральной академии

Кафе-кабаре Дель Монте. Источник: flickr 老壶嚼早
Кафе-кабаре Дель Монте. Источник: flickr 老壶嚼早

Хозяин «Дель Монте», американец Ал Израиль, по праву считается отцом-основателем клубной сцены Шанхая. В начале двадцатого века ему принадлежал кафешантан в центре Сан-Франциско, который ушел под землю в результате землетрясения 1906 года. Не успел Ал снова встать на ноги, как новым ударом стал «Сухой закон», вступивший в силу в 1919 году. Следуя своей интуиции, Ал отправился в Шанхай, где нашел скучающую иностранную элиту и полное отсутствие конкуренции.

Реклама Дель Монте в 1926 году, обещающая новые поступления хорошеньких танцовщиц. Источник: The China Press
Реклама Дель Монте в 1926 году, обещающая новые поступления хорошеньких танцовщиц. Источник: The China Press

В далеком 1920-м году шанхайцы еще не вошли во вкус ночной жизни, и пресса раскритиковала выбор для кабаре места на отшибе. В то время немногочисленные рестораны и варьете теснились в центре города, поближе к деловому кварталу у набережной. Но ставка на пригород оказался дальновидной: шанхайская автоиндустрия пошла на взлет, расстояния сократились, а поездка в открытом автомобиле до «загородного курорта», каким считался «Дель Монте», стала преподноситься как особое развлечение.

Кампус театральной академии. Источник: sina 明访失败
Кампус театральной академии. Источник: sina 明访失败
На веранде здания. Источник: sina user 明访失败
На веранде здания. Источник: sina user 明访失败

В первые несколько месяцев развлекательная программа в новом кабаре ограничивалось сольными номерами французской балерины. Но вскоре Ал Израиль распознал потенциал русских эмигрантов из бывшей Российской империи, которые начали просачиваться в Шанхай. В программе кабаре стали появляться русские концертные пианисты, вокалисты и акробаты; уже в августе 1920-го года реклама расписывала талант певицы Е. Тумаковой, «ученицы великого Бернарди, примадонны Одесской оперы».

Танцовщица кабаре. Источник: chinamarine.org
Танцовщица кабаре. Источник: chinamarine.org

Вскоре спектр интересов Ала Израиля расширился и стал включать русских женщин даже без выраженного таланта: он решил украсить русскими красавицами не только сцену, но и зал кабаре. За первыми хостес ему пришлось поехать в Харбин, где процветали русские варьете, но вскоре необходимость в дальних поездках отпала: Харбин приехал в Шанхай. На протяжении 1920-х годов приток русских беженцев с севера Китая усиливался; эмигрантов влекла возможность найти работу, уехать на запад и просто быть подальше от советской и японской зон влияния.

Реклама русского номера в Дель Монте в 1926 году. Источник: The China Press
Реклама русского номера в Дель Монте в 1926 году. Источник: The China Press

Ал Израиль лично встречал на шанхайском вокзале поезда из Харбина, вылавливал в толпе симпатичных «северянок», осыпал их комплиментами, угощал шампанским и гарантировал трудоустройство в своем клубе. Работа хостес состояла главным образом в придании гламура заведению. Девушки должны были приходить на работу в вечерних нарядах, непринужденно общаться и танцевать с посетителями, подсаживаться за столики и поощрять заказ напитков. При этом сами они попивали подкрашенную воду, которая проходила по счету, как дорогой алкоголь.

Клиенты за игровыми автоматами. Источник: A. T. Hull Jr.
Клиенты за игровыми автоматами. Источник: A. T. Hull Jr.

Но даже манипуляции напитками не приносили Алу Израилю такого дохода, какой приносили азартные игры. В «Дель Монте» было оборудовано целое казино со слот-машинами, рулеточной зоной и лотерей «кено». Так как этот район находился вне границ иностранных сеттльментов, полиции не удавалось закрыть его. С годами безлюдный район вокруг застроился, и в нем появились другие знаменитые заведения, например, клуб «Парамаунт».

Азарные игроки в 1940 году. Источник: A. T. Hull Jr.
Азарные игроки в 1940 году. Источник: A. T. Hull Jr.

Все двадцать лет своего существования руководство «Дель Монте» держало руку на пульсе моды, воплощая девиз: «Самое живое место в Шанхае». Один из первых джаз-бэндов в Шанхае заиграл именно здесь. В 1926 в кабаре прошел конкурс по чарльстону, для чего все хостес прошли специальную переподготовку и освоили модные танцевальные движения, которыми обучили своих партнеров. В том же году в преддверии Хэллоуина в казино разыграли джек-пот в размере 220,000 американских долларов. У заведения были даже три пса-талисмана, которые регулярно появлялись в светской фотохронике, выряженные, к примеру, Арлекином, Пьеро и Коломбиной.

Деталь фасада. Источник: sina user 明访失败
Деталь фасада. Источник: sina user 明访失败

Всякий раз, когда очередной круизный лайнер причаливал в шанхайском порту, туристов везли в «Дель Монте», где в их честь устраивался Бал всех наций. Выпить шампанского в кабаре было такой же маркой Шанхая, как чайная церемония в саду «Юйюань» или прогулка по Бродвею за отелем «Астор». В гостевой книге заведения отметились голливудский киноактер Дуглас Фэйрбэнкс, боксеры-чемпионы Джин Танни и Джордж Чейни, и даже Эдвард, принц Уэльский.

Платные танцовщицы в шанхайском кабаре. Источник: minguotupian.com
Платные танцовщицы в шанхайском кабаре. Источник: minguotupian.com

«Дель Монте» не утратило популярности и в 1930-х годах, когда Шанхай переполнился кабаре, театрами, барами, клубами и боллрумами. Неутомимый Ал Израиль всегда ухитрялся переманивать джаз-бэнды и танцевальные труппы у своих конкурентов. Кабаре было открыто до 6–7 часов утра, и шанхайские тусовщики обязательно заезжали сюда хотя бы под утро, чтобы позавтракать американской яичницей с беконом, знаменитой на весь город.

Меню и программа Дель Монте. Источник: Andrew Field
Меню и программа Дель Монте. Источник: Andrew Field

Во время японской оккупации городской шоу-бизнес погрузился в кризис. Заведениям приходилось либо закрываться сразу, либо медленно разоряться на постоянно растущих налогах в пользу оккупационного правительства. Игровые залы, как полулегальные и высокодоходные заведения, попали под особо жесткий прессинг. Но ветеран индустрии Ал Израиль проигнорировал угрозы бандитов в погонах, за что и поплатился. Жарким летом 1938 года его нашли с простреленной головой в собственном кабинете на втором этаже «Дель Монте».

Современный вид здания бывшего кабаре. Источник: sta.edu.cn
Современный вид здания бывшего кабаре. Источник: sta.edu.cn

После торжественных похорон на еврейском кладбище вдова Ала Израиля Берта отчалила в Америку, прожигать немалое состояние, накопленное за двадцать лет на востоке. Кабаре осталось на попечении ее брата Демона Хайда, который вскоре покинул бесперспективный город. Японцы превратили помещение бывшего кабаре в барак для военнопленных, после войны в нем разместился департамент кинематографии, а сейчас вокруг него раскинулся кампус Шанхайской театральной академии.

Вид кампуса с высоты, бывшее кабаре на дальнем плане. Источник: sta.edu
Вид кампуса с высоты, бывшее кабаре на дальнем плане. Источник: sta.edu

Для заглавной иллюстрации использовано фото танцующей публики в шанхайском кабаре. Источник: A. T. Hull Jr.

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.