Не совсем честно говорить, что я ни разу не был в Китае до этого момента, и притом врать себе, что я там уже несколько раз был тоже нехорошо. Я родился и вырос на дальнем востоке России, в городе Благовещенск-на-Амуре. Это в десятке тысяч километров от столицы, когда здесь упоминают Москву, говорят, какая глушь, 10 часов полета! Благовещенск расположен на границе с Китаем, на самом-самом краю России. Через реку Амур невооруженным глазом видно Поднебесную, и даже маленькие фигуры китайцев. Приезжих обычно шутливо пугают, вы аккуратнее, в яркой одежде по набережной не ходите – стреляют! В общем, немногие приезжие верят, что за рекой действительно другая страна, да и с виду непривычно, природа там такая же, расстояние около 800 метров, кораблики ходят. Лишь пограничные вышки и колючая проволока указывают на государственную границу. Напротив Благовещенска стоит китайский городок Хэйхе, населением около пятисот тысяч человек, по китайским меркам – поселок городского типа. В Благовещенске, кстати, народу около 250 тысяч. Два разных города из разных стран живут друг за счет друга, в одном находятся потребители, в другом производители и продавцы различных товаров и услуг. Редкий житель Благовещенска не посещал Хэйхе с целью купить тряпок, отдохнуть в сауне и пожевать интересной заречной еды, запивая ее дешевым пивом. Делать там больше нечего. Для жителей нашего города «съездить за границу» — это значит на выходные в Хэйхе, кто едет на сутки, кто на двое, самые крепкие выбираются на несколько дней, в праздники или новый год.
Я тоже задумал сделать загранпаспорт — посмотреть, что же такое Китай. Процедура оформления заняла около месяца, и вот я могу и хочу. Пограничный переход Благовещенск-Хэйхе известен наверное по всему Китаю и по всей России, как один из самых дурных и неудобных, как для обычных людей, так и для перевозки грузов. Огромные очереди за билетами на транспорт, толкучка при проходе границы в обе стороны, преднамеренные задержки с китайской стороны, излишняя нервотрепка при провозе груза из Китая на российской таможне – это так вкратце. В общем, кто ездил самостоятельно, то и так знает, новичкам советую купить путевку в турагентстве, по крайней мере — границу перескочите быстро, и не будет болеть голова с заселением в гостиницу. Перефразируя известную поговорку: «Курица – не птица, Хэйхе – не заграница», можно сказать, что китайского в этом городе действительно немного. Жители, здания и законы, все. Остальное для русских, на русском и с русским налетом. Китайцы в этом городе говорят на сносном русском языке, гостиницы, рестораны и магазины носят русские названия, а в выходные, идя по пешеходной торговой улице, можно увидеть очень много знакомых русских лиц из Благовещенска. Культура в этом городе не русская и некитайская, а приграничная, все основано на деньгах, есть – хорошо, нет – плохо, много денег – опасно для жизни, нет – кому ты тут нужен. Многие китайцы относятся к русским с пренебрежением, а как еще быть, если многие приезжают чтобы выпить дешевой водки, сходить в сауну и привезти деталь от машины попутно обматерив всех «поганых китов» на своем пути. Но в Благовещенске китайцев за людей не считают вовсе, я не видел ни одного китайца в ресторане или баре, в кино, страшно сказать — в бане, узкоглазых туристов возят по музеям и памятным местам, а в одиночку ходить по улице китайцу неуютно, а ночью и небезопасно.
Я съездил в Хэйхе три или четыре раза, и успокоился, потому как единственное что там обнаружил позитивного – фастфуд всемирной сети KFC и горнолыжную базу. Но про запас не наешься, а база работает естественно только зимой. Оставив на какое-то время ближнюю заграницу, я углубился в работу, катание на велосипеде и не думал, что вскоре жизнь моя изменится.
Работа в Китае нашлась не то чтобы случайно, но неожиданно, я и до этого смотрел вакансии на известных сайтах в России, рассылал резюме всем подряд. А насчет заграницы, были идеи уехать в Австралию, но для этого надо собрать очень много документов, сдать неслабый английский тест, пройти медкомиссию в другом городе, в общем, долго и не факт, что наберешь нужное количество баллов. Китай же под боком, с визой проблем нет, и главное близко, до самого-самого юга Китая можно добраться примерно за 7 часов и 2000 юаней. Уже больше года на юге Китая живет товарищ, он бросил здесь все, уехал, устроился на нормальную работу, через некоторое время вернулся и забрал в Китай свою семью. Мы поддерживали связь все это время, я читал рассказы о цивилизованной стране, о пальмах на улицах, отсутствии снега зимой и порядке во всем. И решил поехать в Китай, поработать и посмотреть что это все-таки за Поднебесная. К слову сказать, специальность у меня не особо распространенная, это плюс и минус одновременно, работу найти сложно, зато спрос в узких кругах есть.
И вот мне подвернулось такая работа. После обмена десятком писем, я за неделю оформил визу и полетел на юг Китая. Дорога заняла немного времени. От Хэйхе до Харбина – час лета, и далее до Гуанчжоу еще около пяти. Вылетел из России после двенадцати дня, прибыл в Китай около десяти вечера. Меня встретили, накормили, спать уложили, а на следующий день – в субботу надо было уже идти на работу.
Условия работы у всех русских в Китае примерно одинаковы, оплата визы, перелета до места работы, съем жилья за счет организации и сотовая связь. Зарплата выдается как в юанях, так и в долларах. В общем, условия весьма хорошие. За это надо много и хорошо работать, делать все быстро и качественно, потому что бизнес в Китае очень динамичен, конкуренция огромная и если зазевался хоть на минуту – ты теряешь деньги.
Работать в таких хороших условиях надо очень много, сорок, пятьдесят, шестьдесят часов в неделю. С одним выходным в воскресенье и минимумом праздников. И все же если работа интересная, то к такому ритму быстро привыкаешь, адаптируешься и ощущаешь себя весьма неплохо. Мозги начинают использовать скрытые резервы, появляется многозадачность, наконец-то раскрывается смысл туманного термина «Тайм-менеджмент».
Офис был отличным, непохожим на стандартные российские служебные конторы, в общем как в кино, большущее помещение с островками столов, сгруппированных по отделам, отдельный кабинет начальника и конференц-зал с прозрачным окном. Каждое место отделено невысокой перегородкой, в общем, и закрытое пространство есть, и с коллегами общаться проще и начальство видит, чем ты занимаешься. В углу холодильник с колой, чай-кофе. Все как в американском кино.
В остальном все в офисе также, люди сидят, работают, перекладывают бумажки, давят кнопки. Половина сотрудников – китайцы, половина – русские. Общаются все в основном на китайском, я из-за незнания языка использовал английский, или просил кого-нибудь перевести. Проблем в общении особо не возникало.
Обед – дело очень важное, ровно в полдень, в двенадцать часов, работа в городе почти полностью останавливается, из многочисленных офисов как муравьи, выбегают полчища работников, чтобы как саранча уничтожить сотни тысяч тонн риса, лапши и прочего фастфуда. После обеда у китайцев обычно принято спать, представьте на зеленой травке лежат в ряд рабочие со стройки, уборщики мусора, мойщики посуды из ближайшего ресторана, работники почты, все это среди белого дня у всех на виду. И, в общем-то, в порядке вещей. В офисе, где я работал такого правда не было, но сама идея хорошая. Сам я ходил обедать то к уйгурам, то в фастфуд, а бывало, по настроению готовил дома, зачастую это были пельмени с фоткой Джеки Чана.
Суббота – это как большая двойная пятница, потомучто в воскресенье можно выспаться, как следует. Ну и выходной только один. А ночь с субботы на воскресенье провести, как душа пожелает. Баров, клубов и пабов в Гуанчжоу предостаточно, вход везде, как правило бесплатный. Внутри поддерживается порядок, и обязательно находится кто-нибудь из полиции. В общем, пей, веселись, танцуй до упада. Часа в четыре утра на такси и спать до обеда. Потом, если еще не слишком поздно, можно просто погулять по городу, дойти до парка, покататься в метро, выйдя на незнакомой станции или заняться шопингом.
Бывает, просто идешь куда-то вперед, улица сама ведет, китайцев меньше не становится, город не кончается. Киваешь встречным людям европейского вида, заходишь в ближайший Мак, жуешь вкусную синтетику, смотря через окно на очень близкую заграницу. Постоянно в голове крутится мысль, а где же я, где мое место. И порой за сутки не произносишь ни единого слова.