Наши постоянные читатели уже знакомы с особенностями китайской художественной жизни периода Культурной Революции. Сегодня мы отмечаем еще одну важную дату в развитии китайского современного искусства: 23 ноября 1979 года ознаменовалось выставкой группы «Звезды» (星星画会).
Группа объединила радикальных молодых художников, которые с одинаковой убежденностью отвергали и традиционную китайскую живопись, и агитационные полотна коммунистического Китая. Выросшие во время Культурной Революции, они жадно искали самовыражения, обращаясь к самым экспрессивным техникам европейского авангарда: импрессионизму, кубизму, фовизму.
Их первая выставка проходила буквально на заборе Китайского музея изобразительных искусств и вскоре была закрыта властями. В ответ на это неунывающие художники вышли на митинг, и вскоре получили разрешение на официальную выставку, проходившую в парке Бэйхай.
Уже потом их работы попадут в музей, на заборе которого они когда-то дебютировали. Уже потом основатели «Звезд» разъедутся по заграницам: Хуан Жуй уедет в Японию, Ма Дэшэн — во Францию. Скульптуры Ван Кэпин прославят его во всем мире, а Ай Вэйвэй вовсе станет иконой современного искусства. На этой фотографии они еще знать не знают ни о каком «потом», просто искренне радуются своему первому признанию, своей первой победе. Подробнее о группе «Звезды» расскажет мой коллега Евгений Калкаев в своей статье.
А у меня вопрос более жесткий: как же они выжили тогда?! Все равно наследие культурной революции еще свежо! Или во время культурной революции -таки выросли новые бунтари, которых достала серость «культурных» будней подневольной страны? Бабаскина Людмила Афанасьевна рассказывала, что во время культурной революции вся страна в одночасье стала серой! Без вариантов. Очень изредка под телогрейкой и штанами могло выглянуть цветное «чипао» — но это была страшная дерзость. И все-таки — не дает мне покоя вопрос: значит, китаянки внешне вынуждены были подчиниться, а внутренне женщину не переделать: пусть для себя, пусть лишь для домашних, — хотелось быть привлекательной, нередко рискуя жизнью? Как в этом случае китаянки похожи на русских своим «была не была»? И-таки молодежь в этой серости росла талантливая — художнику нужны новые горизонты — они и поехали эти горизонты осваивать! Бунтарская внутри послушная снаружи загадочная китайская душа?
Наверняка и про них свои хрущевы говорили «абстракцисты и пидарасы»?