Маршрут Хабаровск — Шанхай. Поездами и автобусами по городам северо-востока Китая, 7

Шаолиньский монастырь 少林寺

Шаолиньский монастырь IMAG2779

Шаолиньский монастырь расположен в горах Суншань (嵩山), в нескольких километрах от города Дэнфэн (登封), примерно в 80 км от города Лояна (洛阳) и примерно в 70 км от столицы провинции Хэнань (河南省) Чжэнчжоу (郑州). Он был основан во времена правления императора династии Северная Вэй (北魏) Тоба Хуна (拓拔宏), получившего прозвище Сяо Вэньди (孝文帝 – почитающий культуру император), в 495 году нашей эры. Как считается, в этом монастыре проповедовал знаменитый монах Бодхидхарма, или просто Дамо (普提达摩, 达摩), принёсший в Китай из Индии в 527 году чань-буддизм (禅宗) и известный трактат по искусству самосовершенствования “Канон изменений в мышцах” – “Ицзинь цзин” (易筋经). Бодхидхарму так же считают основателем шаолиньского ушу.

История монастыря прослеживается на протяжении веков, но сведения о шаолиньском ушу противоречивы. Достоверно известно, что во время междоусобиц в 1928 году Шаолиньский монастырь был сожжен и практически полностью разрушен. Долгое время он был в запустении и только в 1983 году Госсовет КНР утвердил начало реконструкции Шаолиньского монастыря, а в 2007 году китайским государственным бюро по туризму ему была присвоена туристическая категория 5А (ААААА).

В настоящее время слава о Шаолиньском монастыре разлетелась по миру. После выпуска гонконгской кинокомпанией в 1982 году в свет первого знаменитого фильма о монастыре «少林寺», в котором дебютировал Джет Ли (李连杰), прошло уже более 30 лет. За это время популяризации «шаолиньского кун-фу» монастырь оброс невероятными легендами о монахах-воинах. Сейчас комплекс монастыря является «туристической Меккой».

О Шаолине я узнал, так же как и все мои сверстники в 80-е годы прошлого столетия, когда с началом горбачёвской перестройки фильмы на кассетах о кун-фу заполонили рынок и видеосалоны. Но кроме этого, с начала 90-х годов появилось огромное количество спортивных секций с уклоном в сторону восточных единоборств. Я начал заниматься кёкусинкай–карате в своей родной средней спецшколе №48, в которой изучал раньше китайский язык. Начал я изучать китайский язык ещё при жизни Мао Цзэдуна, в 1974 году (как все знают, председателя Мао не стало в 1976 году). Основатель стиля кёкусинкай хорошо известен – «японский кореец» Масутатсу Ояма. Когда я начал заниматься каратэ, он также ещё был жив и через два года скончался от онкологического заболевания легких. Вот такое совпадение…

Узнав о таких понятиях как «путь воина», «дза-дзэн», «медитация» и т. п., я заинтересовался дзэн-буддизмом (как его называют в Японии). Прочитал даже несколько книжек на эту тему. И к своему удивлению узнал, что Шаолиньский монастырь является колыбелью этого направления буддизма, по-китайски Чань-буддизм (禅宗 [chánzōng]). Как после всего этого я мог не съездить в Шаолинь?

Утром 22 мая 2013 года мы с супругой пошли на автовокзал «锦运汽车站», расположенный рядом со старым железнодорожным вокзалом в Лояне и недалеко от нашей гостиницы, по дороге отбиваясь от вездесущих таксистов. Изучили расписание, но конкретной информации не получили. Тогда, я подошёл к окошечку в кассе, где было поменьше народу, и сказал, что нам надо до Шаолиньского монастыря на ближайший рейс. Без проблем мы купили два билета на междугородний автобус до Дэнфэна по 19 юаней/билет, и через несколько минут, после уточнения пункта остановки в Шаолиньском монастыре этого маршрута, на автобусе рейсом №10623 в 11:00 отправились на экскурсию.

В автобусе с нами были, как всегда, одни только китайские товарищи. Как всегда, наше присутствие вызывало удивление, но постепенно мой хриплый «дунбэйский» китайский постепенно их успокаивал.

Дорога до монастыря – это отдельное приключение. Мы проезжали через населенные пункты, видели жизнь лаобайсинов, очень много виноградников. Постепенно дорога уходит в горы Суншань, начинается «горный серпантин». Очень красиво и загадочно.

Шаолиньский монастырь IMAG2896

Когда стали появляться школы кун-фу, мы поняли, что скоро приедем в монастырь. И наконец, кондуктор сказала, что мы приехали. Из автобуса вышли только мы, остальные пассажиры ехали до Дэнфэна.

Если честно, карту самого монастыря, его достопримечательности и его окрестности я не изучил до поездки, и имел только общие представления. Поэтому, высадившись из автобуса, мы ориентировались только по фигуре статуи воина, сложившего руки в боевом приветствии. Значит, нам туда!

Шаолиньский монастырь IMAG2698

Билеты в кассе по 100 юаней, электромобиль по 10 юаней и мы приехали на площадку, от которой одна тропа по ступеням уходила влево, а вторая – вправо, к захоронениям-пагодам. Так как было непонятно что там за ступеньками и так как все группы пошли вправо, то и мы оказались у леса пагод (塔林).

Шаолиньский монастырь DSCN3817

Как я впоследствии выяснил, слева по ступенькам вверх был путь к «аттракционам», связанным с карабканьем в горы (爬山). На фото карты, сделанном с входного билета:

Шаолиньский монастырь KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

停车场 – автостоянка, куда мы прибыли (большой бардовый прямоугольник); от касс (景区售票处) – к станции посадки на электромобиль (观光停车场), затем по окружной дороге за речкой – до развилки. Вот на этом месте я и остановился в своём рассказе. На карте (левый нижний угол) видно, что мы не посетили:

1. 梯子沟 – лестничное ущелье для карабканья в гору;
  2. канатные дороги (少林素道 и 嵩阳素道);
  3. 二祖庵 – Обитель второго патриарха – Хуэй Кхе (慧可);
  4. подвесные мостки на опасных участках гор (悬空栈道);
  5. подвесной мост (吊桥);
  6. 三皇寨 – гора трёх императоров;
  7. 三皇行宫 – походная резиденция трёх императоров.

Думаю, что здесь очень красиво. Но в этот раз мы направились именно к пагодам. Ведь столько раз мы их видели в фильмах про Шаолинь! Пагоды являются местом захоронения настоятелей, мастеров кун-фу и монахов-целителей. Они строились на протяжении полутора тысяч лет с начала проникновения буддисткой традиции в Китай и имеют разнообразную форму. Здесь есть очень старые пагоды, а есть и современные.

В обитель первого патриарха (初祖庵) – сейчас женский монастырь и в пещеру Бодхидхармы, в которой он просидел лицом к стене из белого мрамора 9 лет (达摩洞) мы также не пошли. У нас было желание посмотреть именно сам монастырь 少林寺.

Монастырь расположен у подножия горы, и территория его поднимается вверх. Так что одно сооружение находится выше другого. Что находится в монастыре, можно посмотреть на карте.

На самом верху находится зал Тысячи Будд (千佛殿), в каменном полу которого имеется 48 углублений, протёртых монахами во время тренировок. Эта древность тоже впечатляет.

Шаолиньский монастырь 48

На колонне написано «не фотографировать». Но все китайцы фотографируют больше именно там, где запрещено. Ну и мы следовали их примеру.

Кроме 48-ми ям, из древностей в монастыре можно встретить:

1) стелы с историческими надписями:

Шаолиньский монастырь Stella

2) углубления в дереве от ударов пальцами во время тренировок:

Шаолиньский монастырь tree

На табличке написано: «пальцы не совать». Но все делают как раз наоборот.

Всё остальное в монастыре похоже больше на новострой. Во внутренние помещения посетителей не пускают.

На выходе мы увидели, что в монастырь приехал большой чиновник, и монахи дружно выбежали его встречать:

Шаолиньский монастырь DSCN3886

Сразу вспомнилась ситуация с православной русской церковью. Если бы не поддержка нынешних правительств, то где были бы все эти «служители культа»…

Сносно пообедав в местном заведении общепита, мы направились в зал представлений ушу (武术馆). Кто был на представлении знает, что это такое: акробатика и демонстрация владения разным оружием, орудиями и предметами. Впечатляют, конечно, копья:

Шаолиньский монастырь spear

До представления, или после него можно в холле сфотографироваться с мона…, я бы сказал с молодыми спортсменами, которые только что принимали участие в представлении. От них действительно исходит жизненная энергия, которую я помню по занятиям каратэ.

К вечеру на тренировку вышли спортсмены из расположенной здесь же школы ушу. Интересно было наблюдать за их тренировками. Снова я вспомнил наши тренировки и этот непередаваемый дух пути война (武士道).

Шаолиньский монастырь 88

Впечатлила их энергия и дисциплина:

Шаолиньский монастырь 88888888

У меня непроизвольно начали двигаться руки и ноги, и я провёл в воздухе комбинацию-связку. Полные впечатлений и с приподнятым настроением мы покидали Шаолинь. На выходе я услышал, как предприимчивые тётеньки предлагали доехать на автобусе до железнодорожной станции в Лояне за 20 юаней и мы быстренько к ним присоединились. В автобусе снова были только китайские товарищи, и мы благополучно вернулись в Лоян. Экскурсия снова удалась!

Из этого путешествия я сделал выводы:

1) При самостоятельном путешествии надо более тщательно изучать информацию о месте экскурсии.

2) Выезжать надо как можно раньше, особенно если до места ехать не близко.

3) Нужно планировать возможность остановки в местном населённом пункте на несколько дней.

Нам дали на входе в зал представления ушу буклет, в котором рассказывалось о музыкальном представлении «禅宗少林•音乐大典» – «Буддийский Шаолинь. Музыкальная церемония».

Карта района. Большим красным кружком указано место проведения музыкальной церемонии:

Шаолиньский монастырь KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

А вот цены:

Интересно было бы сходить на это представление, а так же возможно посетить другие места возле Дэнфэна. При изучении карт района я обнаружил, что здесь есть другие буддистские монастыри, даосский храм, древняя обсерватория…

Шаолиньский монастырь map3

Шаолиньский монастырь IMAG2705

Думаю, что можно подумать о посещении и этих мест. Не знаю, будет ли ещё такая возможность у нас съездить в Шаолинь, Дэнфэн и осмотреть более тщательно все достопримечательности. Но надеюсь, что эта информация поможет вам и ваше путешествие будет ещё более успешным, чем наше.

Фото аватара

Автор: Моисеев Сергей

Окончил в 1983 спецшколу № 48 (ныне 4 гимназия восточных языков). В 1989 окончил Хабаровский государственный медицинский институт. По окончании института работал в бюро судебно-медицинской экспертизы. Вначале 2001 поступил на службу в милицию (ныне полиция). Должность - главный эксперт, звание майор. В настоящее время занимаюсь восстановлением прижизненного облика и идентификацией личности человека по черепу, исследованием волос животных и человека, исследованием групповых антигенов по выделениям человека. В 2007 г. занимался на курсах китайского языка в ДВЮИ (школа милиции). В 2009 г. поступил и в марте 2013 г. окончил факультет восточных языков в ДВГГУ, перевод и переводоведение, специальность - лингвист-переводчик, китайский и английский языки. В 2010 г. сдал на 3-й уровень HSK. Два раза по 1 месяцу проходил стажировку в Китае, г. Чанчунь, в Цзилиньском институте русского языка. Кроме этого, около 10 лет занимался в европейской федереции карате-кекусинкай, 4-й Кю. В настоящее время занимаюсь изучением почерковедческих экспертиз китайского письма, разрабатываем методику. После ухода на пенсию хочу связать свою жизнь с китайским языком. Часто езжу в путешествия по Китаю, посетил: Хэйхе, Фуюань, Суйфэньхе, Жаохе, Харбин, Цзямусы, Пекин, Лоян, Шаолиньский монастырь, Шанхай, Сиань, Бинмаюн, Гуанчжоу, Шеньчжень, Чжухай, Хайнань-Санья, Цинхуандао район Бэйдайхе, Чаньчунь. Собираюсь съездить в Тибет, Лхасу. Мне больше нравится путешествовать на поездах и автобусах, и дешево и удобно. Мои увлечения: изучение китайского языка и путешествия по Китаю. 在1983年把哈巴市(伯力)48号的专门初中学校毕业了 (目前它的名称是东方语言4号中学)。在1989 年哈巴国立 医科学院毕业了。以后在法医局工作过。初2001 年被警察管理总局当法医专家聘用了。目前我的职位是总专家,称号是少校。现在有关法医鉴定差不多都会做。目前我从事人生前的面貌复原 ,用人颅骨鉴定他的人身,还有头发寒毛与人分泌抗原鉴定的任务,而且在两年内左右分析中文笔迹特点。在2007年在东方法律大学学过汉语。在2009年考上了,而在2013年顺利地毕业了东方国立人文大学东方语言系,职业是语言学家翻译员。在大学我学过汉语与英语。在2010年考好了三级的汉语水平考试。两次去过长春进修汉语。此外10年内左右从事过日本空手道,有第四级。目前研究中文笔迹分析,制定它的方法。未来退休以后希望我的任务会于汉语有关系。常常去过中国旅游,参观了:黑河,抚远,饶河,绥芬河,哈尔滨,佳木斯,北京,洛阳,少林寺,上海,西安,兵马俑,广州,深圳,珠海,海南岛三亚市,秦皇岛北戴河区,长春。将来我打算参观西藏拉萨市。我比较喜欢坐列车或长途车旅游,又便宜又方便。学习汉语,通过中国自主旅游是我的业余爱好。

27 комментариев

1. Задавайте вопросы, я подробно отвечу. Нет ничего сложного. Главное в таком путешествии – свобода во всех отношениях. А в Китае проблем с перемещением и помещением (в бингуань) своего тела просто нет. И главное ты там ощущаешь себя богачом на уровне лаобайсинов.

1. Пора писать продолжение. В Шанхае тоже было здорово. А обратный путь в двое суток?

2. Сергей, добрый вечер!
    Очень интересные и занимательные статьи!!! А как можно с Вами в городе встретиться, чтобы подробнее расспросить об организации таких путешествий, всех нюансах поездок?
    может быть поделитесь опытом!?

3. Да, было весело. Особенно летом 2011-го. Когда мы, четверо взрослых дядек (от 40 до 50 лет, Грудина Виктор, Селин Вадим, Моисеев Сергей, Кутузов Игорь – по старшинству, все – студенты заочного отделения ФВЯ ДВГГУ) учились в 吉林俄语学院, в славном Чанчуне.Такой компании китайцы точно никогда не увидят, а!
    伟甲,再来两杯榨酒啊!蚂蚁 露酒啊!你想咋地呀?

4. скоро доеду до шаолиня но нефакт. моисей парень отчаянный был я сним в 2командировках ориентирование по местности и по картам 5с большим плюсом. плохо что меня не взял с собой было бы повеселей может на лесопилке бы остановились или байдзиу с черепахой попили , ослятинки поели особенно вкусно шашлык с хвостами (хорошо идет под местный гаолян). При мне в магазине купил очень редкий словарь путун на дунбей. Изучил его как ленин абзацами и через два дня в ресторанах мы не платили уже .деликатесы китайские на столе свои люди стали. моисей красава hsk 6 смело ставлю. было бы 7 достоен. но к сожалению или к счастью их 6 а это китаец как никак со спины не отличишь.

5. присоединяюсь ко всем тем, кто разочаровался в мифах этой шаолиньской деревне.
    помню когда был там, гораздо интереснее было полазить по горам и побродить среди деревьев. а горы там о-го-го!

6. Был там в 94-м г., как и многие, ехал туда с ложными впечатлениями от тогдашних статей/книг/фильмов и неправильными ожиданиями, в результате столкнулся с реалиями развода лаоваев на этой теме в многочисленных тогда(сейчас их посносили) около и псевдошаолиньских школ ушу, и даже на некоторое время перестал заниматься ТКБИ :)))
    А из двоих моих спутников один вообще забросил навсегда восточные единоборства на почве разочарования в ушу, а второй – переключился на Вьетнамские БИ. Сейчас, насколько понимаю, из рассказов друзей и знакомых, лаовайских и китайских , сейчас это хорошо рекламируемый и финансируемый туристический проект “Ушу-лэнд”. :)))

1. Чтобы рассуждать о политике Китая – нужно, как минимум, там побывать в настоящее время. Видеть его расцвет. А, сидя у ком-па, что-то рассуждать не имеет смысла.

1. Стоит поехать сейчас. Многое изменилось, причем в лучшую сторону. А потом обсудим. Мне очень понравилось.

1. В лучшую – это врядли.
        ;)
        У меня вполне надежный источник информации, изнутри так сказать. И – не один. ;)
        Увы, аспект коммерциализации идет полным ходом, непросто так ведь некоторые старые Мастера отказались сотрудничать со вновь воссоздаваемой монастырской структурой.

7. Как же там красиво. Помнится я в Китай ездил на поезде, всю родину успел посмотреть, было здорово. А вы получается по Китаю путешествуете, жду продолжения.

1. А что у вас родина Китай? Очень интересно! Расскажите. Дальше путешествовал в Шанхай – следующий пост.

1. тут проще показать чем рассказать :)
        сам когда-то на заре “молодости” выступал с подобными трюками, когда преподавал Цигун для одной федерации БИ :)

1. Я планирую немного затронуть эту тему в продолжении “Шаньдунских зарисовок”, т.к эта тема важна с т.зр. понимания генезиса ушу.

1. Вы настолько стары или потеряли навыки. Покажите видео, если конечно, имеется. В данном случае все реально

1. Фокус это, вполне не сложный!
            Есть замечательный мануал, китайский понятно, где подробно разбирают эти фокусы китайского уличного цирка.

8. Самому за 14+ лет в Китае так и не удалось там побывать, но прочитал с интересом. Особенно понравилась вводная часть – про каратэ, китайский язык в школе… :)