Более тысячи лет назад утес на берегу реки Ихэ стал местом грандиозного проекта, цель которого добавить «плюсов в карму» правящей династии и отдельным личностям. За почти 250 лет склон был украшен буддийскими скульптурами — более 100 000 изображений, высотой от нескольких сантиметров до 17 метров. Гроты Лунмэнь (龙门石窟) потеряли свою сакральную значимость еще в середине 8 века, но и сейчас — спустя двенадцать столетий — они рассказывают истории павших династий и исчезнувших культур. Антрополог и фотограф Лена Килина отправилась в морозный Лоян, чтобы запечатлеть один из самых значимых памятников мировой истории — гроты Драконовых ворот.

РЕКЛАМА

Медиакит и ценыНативная рекламаСвязаться

Лунмэнь

Буддизм проник в Ханьскую империю (206 до н. э. — 220 н. э.) вместе с купцами из Центральной Азии, где он получил распространение раньше. Первое письменное свидетельство наличия буддийского сообщества датируется 65 годом н. э. В отличие от даосизма — народной религии, учение Будды сначала завоевывало сердца элит, а лишь со временем набирало популярность в других слоях общества. Также, скорее всего, первое время Будда воспринимался как еще одно даосское божество, просто обитающее на Западе, и для большинства и сейчас он остается объектом поклонения, способным защитить или принести удачу, а не учителем философских истин.

Тем не менее, учение через переводы и пилигримов постепенно проникает и в беседы, и в головы, а буддийские монахи все чаще становятся собеседниками высшего света ханьцев уже во время следующей единой династии — Цзинь (265-420). Во время последующего периода «феодальной раздробленности» буддизм получает распространение у правящего круга северных кочевников, в числе которых и род Тоба из племени сяньби.

Вступив в союз с империей Цзинь против других кочевников, род Тоба получает титул и собственное царство в придачу — Дай. Оно просуществовало 60 лет, а в конце концов было завоевано другим варварским государственным образованием. Царство Дай вполне могло бы кануть в Лету, последовав примеру многих других, если бы не внук последнего князя, который возвратил независимость и основал династию Северная Вэй.

Хотя правители Северной Вэй активно привлекали ханьцев к госуправлению, но в течение 3-4 поколений на важнейшие посты их не выдвигали. Но спустя век правления начинается процесс китаизации: вводят китайские фамилии, заставляют учить иероглифы, носить китайскую одежду и даже переносят столицу в старый ханьский город — Лоян.

Лунмэнь
Более тысячи лет назад утес на берегу реки Ихэ стал местом грандиозного проекта

В 493 году, когда новой столицей династии стал город на берегу реки Ихэ, буддизм уже был буквально государственной религией: и двор, и сам император, и многие жители поклонялись Будде. Свидетельство значимости буддизма на государственном уровне можно найти недалеко от старой столицы Северной Вэй — Пинчэна (современного Датуна). Там буквально за 30 лет (с 465 до 494) было создан огромный пещерный комплекс — 252 ниши с 51 000 статуй.

лунмэнь
Более 2300 ниш и 100 000 буддийских скульптур

Лунмэнь

Перенос столицы потребовал благословения высших сил, а лучший способ заручиться их поддержкой — финансировать строительство пещер с буддийскими скульптурами. Первым донором и, по всей видимости, инициатором проекта стал один из родственников императора и по совместительству буддийский монах Хуэйчэн. Как отмечено в его выгравированном посвящении, он надеялся, что буддаугодное дело окажет духовную поддержку императору и правящей династии в их непростом решении по переносу столицы.

лунмэнь
От нескольких сантиметров

Самый древний комплекс — в пещере Гуян (古阳洞) — включал 8 больших статуй Будды, причем семь из них выполнены в традиционном для Центральной Азии стиле, а восьмой — с уникальными китайскими чертами (одеянием и положением рук). По одной из версий, семь Будд символизировали шесть прошлых и одного настоящего императора Северной Вэй, а восьмой — будущего.

лунмэнь
До нескольких метров

Заказчиками многочисленных скульптур и ниш выступали не только члены императорской семьи, среди патронатов немало аристократов и просто состоятельных жителей столицы. Часто нишу заказывали в честь умершего родственника — считалось, что это благоприятно скажется на его перерождении.

Лунмэнь
Центральный грот комплекса Биньян

Следующий комплекс — Биньян (宾阳洞) — был построен следующим императором Сюаньу в честь своих родителей. За 24 года работ в них приняло участие 802 366 мастеров. Оригинально планировалось сделать три скульптурные группы в трех гротах, однако из-за дворцового переворота и смерти главного мецената был завершен лишь центральный грот. Северная и южная пещеры были закончены уже при династии Тан. Три группы олицетворяли трех Будд: прошлого, настоящего и будущего. В центральном гроте два огромных барельефа с изображением императорской процессии были вывезены в середине 1930-х за рубеж. Сейчас оба находятся в США: один — в Метрополитен-музее Нью-Йорка, а другой — в коллекции музея Нельсон-Аткинс в Канзасе.

Лунмэнь
Не все Будды пережили 20 век в целости и сохранности

Лунмэнь

Самый же знаменитый грот Лунмэня — с огромным Буддой Вайрочана — был построен уже при династии Тан в 672-676 годах императрицей У Цзэтянь, на тот момент де-факто правительницей страны при пережившем инсульт императоре Гаоцзуне. Позже она даже приняла высший титул, став единственной женщиной-императором в истории Китая. Построенный в Лунмэне грот Фэнсянь (奉先寺) вполне отражает размах личности императрицы. В центре просторного грота (39 на 35 м) находится 17-метровая скульптура Будды, напоминающая внешне саму императрицу.

Лунмэнь
Самый большой грот Фэнсянь был построен при женщине-императоре У Цзэтянь
Лунмэнь
17-метровый Будда с 4-метровой головой и 1.5-метровыми ушами

У Цзэтянь умирает в 705 году, тогда же столицей империи вместо Лояна становится город Чанъань (современный Сиань). В 755 году во время восстания Ань Лушаня город подвергается разграблению, который сказывает на благосостоянии и города, и основных бенефициаров буддийского искусства.

Лунмэнь
Небесные цари охраняют стороны света

Вплоть до конца 19 века гроты Лунмэнь были вне особого внимания, пока не были «открыты» японскими студентами-искусствоведами. В последующие полвека к ним интерес проявляли японские археологи, европейские востоковеды и американские коллекционеры: активная фотосъемка позволила запечатлеть скульптуры в оригинальном виде, а бесконтрольный демонтаж и продажа барельефов и статуй на антикварном рынке навсегда нарушили внешний вид тысячелетних Будд, оказавшись более серьезным испытанием, чем века.

Лунмэнь

Фотографии: Лена Килина

Wǒ ❤️ Magazeta

Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Оставить комментарий

Оставьте первый комментарий!

avatar
  Подписаться  
Уведомления на