Представляем нашим читателям очерк Ольги Мерёкиной об одном из самых знаменитых художников Китая.
Чжан Сяоган (Zhang Xiaogang, 张晓刚) является одним из самых знаменитых китайских художников современности. Также он пользуется особой популярностью у коллекционеров. Его работы продаются на аукционах за миллионы долларов. Его стиль узнаваем и уникален. В своих работах он передает свои чувства и взгляд на социальную и политическую жизнь в современном Китае. По его собственным словам, своему успеху он обязан удачному стечению обстоятельств: «Я оказался в нужном месте в нужное время. Мне повезло». И хотя сейчас он находится на вершине своего успеха (чему он очень благодарен судьбе), но волнует его не продажи картин, рост и падение цен на них, а его внутренняя оценка своего творчества, которая и заставляет его двигаться дальше.
Родился Чжан Сяоган в городе Куньмине в 1958 году. Его детство совпало с весьма непростым периодом жизни китайского народа – Культурной революцией, которая наложила огромный отпечаток на его творчество. Она началась, когда Чжан Сяогану было восемь лет. В то время он совсем не осознавал происходящего вокруг него хаоса, а лишь радовался возможности не ходить в школу. Рисовать он также начал в это время. Его мама стала его первым учителем: чтобы отвлечь сына от праздного шатания по улице, она купила ему бумагу и пастель. С тех пор Чжан Сяоган уже не мог не рисовать. А когда ему исполнилось 17лет, он понял, что хочет стать профессиональным художником, поэтому нашел преподавателя живописи, который смог ему помочь в осуществлении мечты.
По словам Чжан Сяогана, Культурная революция стала не просто периодом в истории Китая, она явила собой особое психологическое состояние китайского народа, которое перекликается с поведением и мышлением современных китайцев. Серия его работ «Bloodline» («Родословная») как раз отражает это связь психологии Культурной революции и современного Китая. Каждая картина представляет собой фотографию членов одной большой семьи, выполненную в монохроме. Семейная фотография, портрет, по словам Чжан Сяоган, уже является достаточно формальным, искусственным: тело принимает странную «правильную» позу, выражение лица подстроено, не выражает никаких эмоций. Они словно клоны, с одинаковой мимикой и одинаковыми мыслями.
В начале своего творческого пути он сталкивался с непониманием и неприятием своих работ, которые были далеки от традиционной живописи. Прошло десятилетие, прежде чем у китайцев появились современные взгляды на искусство, прежде чем они открылись новому.
В течение своей творческой жизни ему не раз приходилось сталкиваться с депрессиями и … алкоголизмом. Поначалу он только изучал принципы искусства и пытался достичь профессионального уровня. Со временем постигая философию искусства, читая книги, он начал постепенно применять прочитанное к своему мироощущения. Это оказало огромное на него влияние: теперь искусство стало для него способом выражениям самого себя, своих мыслей и чувств. И благодаря своей живописи, он встретил много новых друзей, людей, который понимают его, что, по его словам, является самым главным успехом.