ЖЖ-пользователь daning прочёл и написал несколько интересных замечаний по книге Льва Кислюка «Сянци, или Неизвестный Китай». Спасибо ему большое. Публикуем комментарии отдельным постом для наглядности.
***
Сянци также остались неизменными с 13-го века, в то время как шахматы в Европе за это время эволюционировали очень сильно.
Очень сильно? ну добавили «прекрасную даму» в 1497 году, и с тех пор ничего не менялось :)
Сравнение китайских и европейских шахмат показывает, что первые – это живая древность, а вторые – очень хитроумный, блестяще реализованный механизм, во многом предвосхитивший современную машинную цивилизацию Запада.
:( даже не знаю, что сказать… мне наоборот международные шахматы кажутся игрой более громоздкой и медленной. мне кажется, не стоит в серьезных исследованиях использовать личные ощущения в качестве аргумента :)
Некоторые кажущиеся несуразности в сянци
Интересно было бы узнать, о каких несуразностях идет речь
Если сравнить количество названий фигур в сянци и число священных сокровищ буддизма, то мы получим одну и ту же цифру – 7 … предлагается такой вариант соответствий: пушка — царица, пешка — драгоценность.
Параллели шахмат с буддизмом появились давно, и все они возникли после, а не до возникновения шахмат. это просто лирические попытки приписать игре несуществующий оттенок. насколько мне известно, пушка в xiangqi появилась во времена династии сун (960-1279), то есть когда в китайской армии появились первые «огнестрелы.» нужно помнить, что любые шахматы — это имитатор сражения, а не инструмент буддийского воспитания.
Тот, кто хочет добиться в сянци успеха, должен соблюдать в игре баланс в большей степени, чем в европейских шахматах, т.е. не увлекаться чрезмерно нападением и не уходить в глухую защиту. Поэтому сянци лучше способствуют воспитанию гармоничной личности.
Не заметил ничего подобного. то же самое можно сказать про любую настольную игру. хоть про поддавки :)
Первая – «сян» — имеет два значения: 1) слон и 2) фигура… В результате можно встретить три толкования значения слова «сянци» как названия китайских шахмат: 1) игра слонов, 2) игра фигур и 3) игра фигурами из слоновой кости.
Не совсем так. иероглиф 象 означает 1. elephant 2. shape; form; appearance. изначально словом xiangqi 象棋 или xiangxi 象戲 называли другую, не шахматную игру, неким неустановленным образом связанную с астрономией/астрологией. и слово xiangqi означало «игра форм/символов созвездий,» или просто «игра символов.» позднее это название перешло к шахматам.
Более тысячи лет назад в Древнем Китае существовала игра «любо».
Википедия: The earliest surviving remnant of liubo dates from circa 1500 BC, the Shang Dynasty in China, carved on a slab of blue stone. то есть выходит не «более тысячи лет назад,» а целых три с половиной тысячи :)
В ней у каждого игрока был генерал (главная фигура) и 5 пешек, как и в современных сянци
откуда такие данные? насколько мне известно, правила liubo достоверно восстановить не удалось
В качестве системы шахматных координат мы будем применять обычную шахматную алгебраическую нотацию, т.е. по горизонтали будут стоять латинские буквы от a до i, а по вертикали – цифры от 1 до 10, начало координат располагается в левом нижнем углу доски (на диаграмме).
Не понимаю, зачем нужно изобретать велосипед. существует международно признанная система нотации в xiangqi. подробнее с ней можно ознакомиться, например, здесь.
Все теории происхождения этой игры сводятся к двум основным: 1) сянци произошли от чатуранги, попавшей в Китай из Индии; 2) сянци возникли в Китае независимо и гораздо раньше чатуранги.
Есть еще одна, довольно распространенная теория. известно, что все существующие шахматные варианты произошли из одного источника. известно, что и в китае, и в индии существовали различные дошахматные настольные игры. в китае имели хождение следующие игры: Liubo 六簙, Bolúosaixi 波羅塞戲, Bosaixi 波塞戲, Tanqi 彈棋, Lingqi 靈棋. известно, что еще во времена александра македонского существовала игра, имитирующая сражение, и что эта игра предположительно достигла индии вместе с войсками александра. также известно, что после своего возникновения в шестом веке шахматы начали развиваться в двух разных направлениях — на запад и на восток.
Но самое главное, что в шестом веке сущестовали тесные контакты между индией и персией с одной стороны, и китаем с другой. контакты происходили посредством великого шелкового пути. и при этом наблюдался интенсивный культурный обмен.
Боюсь, что мы уже никогда достоверно не узнаем, в индийскую или китайскую светлую голову пришла великая идея создания шахмат. однако мне кажется совершенно очевидным, что создание шахмат было не случайным явлением, а результатом культурного синтеза этих двух великих цивилизаций.
подробнее тут: «Chinese-Western contacts and chess» by Peter Banaschak
еще об идее создания книги о xiangqi на русском: я, когда увлекся китайскими шахматами, тоже хотел написать что-то подобное. однако вскоре понял, что лучше «Chinese Chess for Beginners» сэма слоуна в плане популяризации этой игры я ничего не напишу. проще просто перевести его книгу на русский.