Запретят ли китайские власти VPN?

Запретят ли китайские власти VPN?

Англоязычных публикаций о Китае несравнимо больше, чем русскоязычных, а число иностранных специалистов, которые освещают различные аспекты современного китайского общества, значительно шире. В этом выпуске рубрики «Западные СМИ о Китае» Магазета публикует перевод статьи The Economist — China’s great firewall is rising, которая оцинивает шансы полного запрета использования VPN в Китае.

Мало кто слышал об У Сянъяне до того, как он был заключен под стражу. Но когда в конце декабря в правительственной газете появились сообщения о его аресте, это привлекло внимание интернет-пользователей по всему Китаю. У Сянъян, бизнесмен из провинции Гуанси на юге Китая, нарушил закон, продав дешевую и распространенную программу, позволяющую обходить блокировку сайтов. Назначенный ему пятилетний тюремный срок ­­– это самое жесткое наказание за подобного рода «незаконный бизнес».

В Китае кому надо уже давно обзавелись подобными программами. Они обеспечивают доступ к так называемой виртуальной частной сети (VPN). Благодаря VPN китайские интернет-пользователи могут получать доступ к тысячам веб-сайтов, занесенных правительством в черный список, включая почти все службы Google, множество новостных платформ и большинство зарубежных соцсетей. Многие люди используют VPN несколько раз в день для обхода Великого китайского файрвола (Great Firewall). Так китайскую систему онлайн-цензуры часто называют англоязычные пользователи (китайские интернет-пользователи используют аббревиатуру GFW). Иностранцы в Китае обычно используют VPN практически для всего: начиная с Gmail и Dropbox, заканчивая Facebook и Instagram.

Читать далее: Великий китайский интернет — Как выглядит политически корректный выход в сеть

Многие считают, что уязвимости в Великом файрволе оставлены специально, потому что его создатели видят выгоду не в таком «щите», который полностью закрыл бы доступ в интернет для предпринимателей, ученых и иностранцев, а в таком, обойти который не сможет большинство китайских интернет-пользователей без дополнительных усилий и расходов (для использования VPN обычно требуется платная подписка). Но сомнения в достоверности этой версии растут. В течение прошлого года правительство пыталось усложнить поиск и использование VPN — наиболее распространенного инструмента для обхода файрвола. Наказание У Сянъяна безусловно было суровым предупреждением для других: не стоит пытаться продавать подобные услуги обычным пользователям. Усиливаются слухи, что в 2018 году будут введены еще более жесткие ограничения.

Такие опасения могут показаться необоснованными, но правительство мало что делает для их развенчания. Ограничение продажи и использования VPN является одной из целей «зачистки» интернет-индустрии, которая стартовала в прошлом году и должна быть завершена к концу марта 2018 года. Под давлением государства было прикрыто несколько популярных провайдеров, расположенных в Китае. Оставшиеся сменили направленность в сторону бизнес-пользователей. Приговор У Сянъяна был оглашён параллельно с приговором другому обвиняемому в аналогичном преступлении. Тот был заключен под стражу в марте 2017 года на девять месяцев.

По кирпичику

Помимо закрытия китайских провайдеров VPN, правительство Китая усложнило покупку услуг и у их зарубежных коллег. В июле действия компании Apple вызвали бурную реакцию у правозащитников, когда она согласилась на удаление 600 VPN-приложений из китайского App store. Приложения также, хоть и медленнее, исчезают из магазинов Android. Между тем в большинстве общественных мест, которые раньше предлагали доступ в интернет без блокировок, например, в отелях, где проживает много иностранцев, теперь возможности использовать интернет без цензуры нет.

Подписчики самых известных зарубежных VPN-сервисов все еще могут использовать свои учетные записи в Китае. Но в июле они были потрясены, когда Bloomberg, ссылаясь на анонимные источники, сообщил, что телекоммуникационным компаниям было приказано заблокировать доступ к неразрешенным «личным» VPN-сервисам, включая иностранные, предположительно, до 1 февраля 2018 года. Интернет-провайдеры Китая располагают такими возможностями: во время важных политических событий получить доступ к иностранным VPN-сервисам часто становится сложно или даже невозможно, по-видимому, из-за попыток правительства ограничить их использование. Министерство, ответственное за кибербезопасность, издало неубедительное опровержение истории, опубликованной в Bloomberg. Иностранные дипломаты в Пекине заявляют, что им трудно получить прямой ответ от властей о том, как далеко они готовы зайти в попытках усиления интернет-цензуры.

Это беспокоит не только людей, которые хотят использовать интернет без раздражающих блокировок. Многие фирмы используют собственные VPN-системы или аналогичные технологии, позволяя сотрудникам удаленно получать безопасный доступ к корпоративным сетям. Должностные лица говорят, что усиление контроля над VPN не будет препятствовать такому использованию. Но компании опасаются, что вместо этого они могут быть вынуждены использовать санкционированные правительством способы, в том числе официально одобренные VPN и выделенные линии, которые менее надежны и которые отслеживать проще, чем их собственные системы.

По мнению наблюдателей, эти опасения будут расти, если разрабатываемый сейчас закон ограничит степень возможности компаний шифровать конфиденциальную переписку. У бизнесменов есть веские причины занервничать. Закон о кибербезопасности, вступивший в силу в июне, позволяет властям просматривать данные, такие как записи о клиентах, которые компании хотели бы пересылать в штаб-квартиры за рубежом.

Поскольку лидер Китая Си Цзиньпин усиливает контроль, становится все труднее строить оптимистичные прогнозы о том, что он будет продолжать терпеть обходы блокировок. Он слабо реагирует на жалобы иностранных компаний на трудности, с которыми они сталкиваются в Китае. И он твёрдо уверен – интернет в Китае должен быть свободен от инакомыслия, даже если его радикальные меры отразятся на «среднем классе», на чью поддержку рассчитывает КПК. В прошлом году цензоры закрыли множество блогов о сплетнях про знаменитостей и некоторые сайты с прямыми трансляциями (например, концертов), по-видимому, потому что они могут использоваться в качестве платформ для подрыва авторитета партии.

Отчасти из-за ужесточения цензуры онлайн-общение в Китае постепенно перешло из публичных микроблогов в приложения для обмена мгновенными сообщениями, такие как WeChat, где пользователи могут создавать частные группы до 500 человек. Но даже на этих форумах критические замечания и шутки о партии могут грозить большими проблемами. Правительство пытается заставить обычных пользователей интернета самих выступать в качестве цензоров. В сентябре было выпущено заявление о том, что правительство начнет привлекать к ответственности создателей всех частных чат-групп, если их модерация не будет устраивать властей.

Партии по-прежнему не дают покоя протесты во время Арабской весны в начале десятилетия (недавние антиправительственные протесты в Иране послужили тревожным напоминанием событий того периода: цензоры запретили СМИ освещать их). Возможно, чиновники не смогли осознать ущерб, который могут нанести имиджу Китая за рубежом и партии внутри страны, когда решили запретить доступ к услугам, позволяющим обходить Великий файрвол. Большинство китайцев, регулярно посещающих запрещенные веб-сайты, — это люди, выигравшие от растущего благополучия Китая и не желающие оспаривать курс партии. И злить их может быть очень рискованно.

Оригинал статьи на сайте The Economist.

Перевод: Дарья Тузова

Для заглавной иллюстрации использована фотография AP Photo/Ng Han Guan.

Wǒ ❤ Magazeta

Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Редакция

Магазета — интернет-издание о Китае и китайском языке