Духовное развитие… быть или не быть?

Духовное развитие… быть или не быть?

Духовное развитие… быть или не быть?

«Духовное развитие» — это выражение мы сегодня слышим все чаще и чаще. Эти слова стали настолько «затасканными», что некоторыми людьми они воспринимаются как нечто «попсовое» и даже бредовое. Такая ситуация связана с тем, что, окунувшись в «мир духовных учений» мы наблюдаем парадоксальную ситуацию противоборства: между многими последователями различных конфессий, учений и школ царит откровенная борьба за «человеческий ресурс». И для того, чтобы доказать свою уникальность и истинность, нередко используются оскорбления, обман, распускание слухов, т.е. стандартные «грязные методы» для борьбы с конкурентами.

Последователи одних учений делают упор на свою современность, подчеркивая, что их методы ориентированы на жизнь современного человека, которая очень сильно отличается от человеческой жизни в древние времена. Приводятся разнообразные аргументы – почему то, что было хорошо в древности, сейчас уже не подходит как метод практики и, соответственно, нужно следовать новой технологии. Последователи других учений, наоборот, делают упор на свою древность и традиционность, напоминая, что их методы более надежны, поскольку проверены временем.

Целью данной статьи не является отстаивание адекватности или неадекватности современного и традиционного подхода. Здравомыслящий человек хорошо понимает, что и в современном, и в древнем подходе могут быть свои плюсы и минусы. Любой современный подход находится на стадии формирования, а значит, возможно наличие ошибочных концепций и методов, которые могут дать непредсказуемый результат. Древний, или так называемый традиционный подход, с одной стороны, может казаться более надежным, но нужно понимать, что даже истинный метод может быть искажен последователями учения и уже в искаженной форме передаваться не одну сотню лет. А значит, здесь тоже нет гарантий, что вы получите тот результат, на который рассчитываете.

Аргумент вроде «у нас все соответствует древним текстам» на самом деле очень и очень относителен, поскольку древние трактаты каждый может истолковать так, как ему нравится, и увидеть там то, что хочется увидеть. А если у человека пока мало опыта и знаний, тогда ему можно доказать вообще что угодно, «аргументированно» утверждая с древними текстами в руках, что именно это и только это говорил Лао Цзы, Будда или другой древний мудрец. Да и справедливости ради следует сказать, даже чтение в оригинале не дает гарантий того, что все будет правильно понято, поскольку даже носители языка могут понимать эти тексты очень по-разному.

Для наглядного примера можно посмотреть на Христианство, в котором существует множество субнаправлений, и это при том, что все они опираются на одну книгу — Библию. Но поскольку одни и те же слова каждый толкует по-своему, то и различия между этими субнаправлениями иногда могут быть достаточно большими.

Когда же дело касается восточных учений, то тут нужно хорошо понимать, что даже в рамках одной традиции существует большое количество школ, каждая из которых опирается на ряд своих текстов и то, что считается правильным в одной школе, может вообще не использоваться или даже считаться ложным в другой. Нельзя с концепциями одной школы подходить и измерять истинность другой. Наглядным примером здесь являются Школы Ван Чунъяна (王重陽) и Чжан Бодуаня (张伯端). Обе школы восходят к Патриарху Люй Дунбиню (呂洞賓), но у них совершенно разные подходы и взгляды на то, с чего нужно начинать практику. А методы, которые широко практикуются в школе Чжэн И (正一道), могут никогда не использоваться в школе Цюаньчжэнь (全真教). Если же человек считает, что везде все должно быть одинаковым и со своим набором «мерил» подходит ко всем остальным учениям, то это будет свидетельствовать лишь об узости взглядов и фанатичном подходе такого человека.

Как же быть? Что можно порекомендовать человеку, который ищет свой Путь?
Мой совет таков: не слушайте красивые слова, не обращайте внимание на регалии и статусы, не ведитесь лишь на аргументы последователей подхода – будь он современным или традиционным. Слова – это только слова, регалии и статус вещи относительные, а аргументами можно легко манипулировать, особенно если ищущий пока не очень хорошо разбирается в теме. Смотрите в первую очередь на поступки самого последователя. Если для него в порядке вещей оскорблять других людей, скандалить, вести войны против «неверных», ругать тех, кто не разделяет его точку зрения и т.п., то не стоит доверять себя такому человеку.

Не судите о людях со слов других, особенно если эти слова исходят от их противников, иначе вы рискуете просто перенять чужое мнение, а не иметь свое. Подобно известному анекдоту:

«Встречаются двое:
— Слышал я «Битлз», не понравилось. Картавят, фальшивят… И что людям в них нравится?!
— А где ты их слышал?
— Да мне сосед напел…»

Всегда помните, что истинные духовные Учения должны приносить свет и позитив в этот мир, а избавление от негативных качеств и культивация добродетелей является основой любого Пути.

В то же время сварливость, оскорбления, желание быть всегда правым, неуравновешенный характер, неконтролируемые эмоции, «священные войны против неверных во имя мира на земле» и прочие подобные проявления свидетельствуют лишь о том, что человек далек от духовного развития.

Важна не принадлежность к какой-либо конфессии или «тайному обществу», важно лишь то, каким человеком вы являетесь, важен лишь результат и свет, который есть в вашей душе.

Всегда помните фразу «По плодам узнаете их».

И напоследок приведу фрагмент из даосского трактата «Баопу-цзы» (抱朴子), созданного Патриархом Гэ Хуном (葛洪) в 320 г. н.э.:

Рассматривая даосские заповеди, можно заметить, что все они гласят о следующем: взыскующий Дао непременно должен накапливать добрые дела и обретать заслуги, быть добросердечным по отношению к другим существам и доброжелательным по отношению к другим людям, быть добрым даже к насекомым; он должен радоваться счастью других людей и печалиться их горестям, помогать находящимся в нужде и спасать попавших в беду, не поднимать руку ни на одно живое существо, не произносить проклятий и смотреть на успехи других людей, как на свои собственные, а на беды других людей так же, как и на свои собственные несчастья; он не должен гордиться собой и превозносить себя, не завидовать людям, превосходящим его, никому не льстить и не предаваться разврату. Если обрести такую степень добродетели, то будет обретено и счастье, даруемое Небом. Когда же все добродеяния будут совершены, тогда можно будет с надеждой на успех приступить к поискам состояния Бессмертного. (перевод Е. Торчинова)

Фото аватара

Автор: Виталий Лищина

Интерес к культуре Китая появился еще в Школе, после чего начал интересоваться Ушу, Даосизмом и Буддизмом. С 1998 г. начал изучать Даосские методы совершенствования под руководством китайского Патриарха Люй Шияна. В 2011 г. открыл первый в Украине Даосский Центр Чжэнь Дао в котором проводятся занятия по обучению таких искусств как Цигун, Дао Инь, Тайцзицюань и Внутренняя алхимия. Является участником проектов БКРС и Чжунга. С 2013 живет и занимается распространением Даосского Учения Школы Чжэнь Дао в Лондоне.