Если бы вы спросили меня полгода назад, на что похожа моя жизнь, я бы не задумываясь ответил: на спелое яблоко. Но если бы вы спросили меня об этом на прошлой неделе, я бы сказал: моя жизнь дала трещину и стала похожа на задницу.
Как ни крути. Точнее и не скажешь.
Что не так? Да все не так. Кромешная тьма. На работе съедает оперативка. После работы в голове одни фантомные проблемы. Постоянный дефицит времени. Смысл жизни потерян. Дни летят как из автомата. В личном – катастрофа. Короче, лесоповал, а не жизнь.
Наступает новый день. И через пятнадцать минут после завтрака ты ловишь себя на мысли, что вот уже и ужин. День прошел. А что сделано? Дофига, вроде, сделано, а задумаешься – ничего толкового. Все суета.
Очень помогает йога. И очень помогают книги. Это классные помощники. Но они не дают той глубины и наполненности. Это инструменты, но не фундамент. Где взять якорь, чтобы можно было зацепиться и остановить все это безумие внутри себя. Где?
На прошлой неделе я отчетливо почувствовал, что все. Ну, все. Предел. Еще несколько дней в таком трэше, и я либо сломаюсь, либо, что еще хуже, приспособлюсь. Сам я уже не справлялся. Мне нужно было просто побыть в обществе духовно сильных людей. Просто побыть. Рядом.
И тогда я позвонил.
Здравствуйте. Можно я приеду. На несколько дней. Может на неделю. Да? Спасибо. Разговор занял всего пару минут. Через несколько часов я был в аэропорту. Так я оказался в даоcском монастыре.
Монастырь находится на севере провинции Фуцзянь. В очень красивых местах. В горах. На берегу реки. Монастырь закрытый. Туристов тут нет. Посетители иногда приходят, но по звонку и для них открывают двери. Тут живут и практикуют семь монахов. Я был восьмым. И я, наверное, был первым белым, кто остался тут жить.
Когда ты в трэше, ты становишься особенно чувствительным. Все ощущения удивительным образом обостряются. Начинаешь замечать то, что никогда раньше не видел. Я захожу на территорию монастыря и физически ощущаю, что тут совершенно иная энергетика. Я! Тридцати трех летний детина. Которого еще полгода назад рассмешили бы разговоры об энергетике. За мной захлопывается входная дверь, и я ощущаю, что попал словно в несколько другую реальность. Мягкую, спокойную.
Мне не задавали лишних вопросов. Мне вообще не задавали никаких вопросов. Они просто посмотрели на меня. Покивали. И отвели меня в комнату. В моей комнате была деревянная кровать без матраса. Тонкая подушка. И одеяло. Еще в ней была вешалка и окно. До этого я никогда не спал на деревянных досках. Первые два дня мое тело ломило. Потом я решил, что это не имеет значения, и это перестало иметь значение.
На противоположной стене жили паук, размером чуть больше моей ладони и коричневый тропический таракан. Поначалу у меня с ними были сложные отношения. Но потом я понял, что это все надуманное из головы. И просто привык к ним. Паука я назвал Виталей. Таракана – Стасиком. Мы прожили вместе неделю. На четвертый день появилась большая бесшумная ящерица. Но ящерица была приходящей.
В монастыре нет электричества. Нет интернета. Телевизора. Радио. Нет горячей воды. Полная изоляция. Если даже очень захотеть узнать, как обстоят дела в твоем офисе и придумать себе какую-нибудь новую проблему, это невозможно технически. Все твои внешние проблемы остаются во внешнем мире. Тут ты только с собой. Со своими узлами. И с монахами.
Каждую ночь идет дождь. За ночь все дорожки в монастыре покрываются мягким зеленым ковром мха. За день мох высыхает на ярком солнце, чтобы к утру опять стать сочно-зеленым.
Ночь приходит в семь. День начинается в пять. После захода солнца мгновенно наступает темнота. Если тебе что-то еще нужно от сегодняшнего дня, пожалуйста, вот свеча. Посиди, подумай. Птицы начинают щебетать ровно в пять. Такой режим моментально наполняет тело силой. Вне зависимости от настроения и от дурацких мыслей в голове, тело становится сильным само по себе.
Даосы вегетарианцы. Они не едят мясо, курицу, рыбу, молоко, яйца и все прочее, что хоть как-то связанно с животным миром. Пища очень простая. Рис, зелень, грибы, цветы, корни, фрукты. Монастырский повар каждый день уходит в лес и приносит оттуда что-то новенькое. Потом раскладывает и высушивает это на солнце. После еды не остается ощущения тяжести и сонливости.
С пяти до восьми утра монахи практикуют. Медитация и тайчи. Можно часами наблюдать за тем, как они двигаются и работают со своими телами. Я не думал, что тело может изгибаться так изящно и в таких плоскостях. Поперечным шпагатом тут никого не удивить. Это не гимнастика. Это работа с энергией.
На завтрак рисовая каша, орехи, имбирь. Потом чтение. И молитвы. Я поднимался в верхний храм, раскладывал там, на веранде, за круглым столом свои учебники и занимался китайским. А когда уставал – переключался на чтение. За это время я прочел «Великие религии мира» Григория Померанца (для меня это была сложная и медленная книга). А потом «Просветление и другие заблуждения» Карла Ренца. Она взорвала мне мозг.
Тут же стоял чайный поднос. Когда монахи откладывали свои книги, мы садились пить Дахунпао. Он растет почти на всех окрестных горах. Я старался быть незаметным и, кажется, у меня это получалось. Я почти ничего не говорил. Но слушал. Из того что я слышал, я понимал далеко не все. В лучшем случае, половину. Много специфических слов, которые я не знаю. Первые пару дней меня выделяли. Потом перестали. И тогда стало очень комфортно.
У них удивительные лица. Глубокий взгляд и совершенно нетипичные для китайских лиц мимические морщины. Когда они смотрят тебе в глаза, они смотрят тебе в глаза. Когда они наливают чай в пиалки, они наливают чай в пиалки. Они очень в текущем моменте. Постоянно.
Есть в них что-то такое, что совершенно невозможно описать словами таким образом, чтобы это получилось не наивно. Какая-то силища. С которой хочется просто находиться рядом. Какие-то стержни. Что-то фундаментальное. При этом они шутят и хохочут при каждом удобном случае. По ступенькам они взбегают наверх как четырнадцатилетние и выглядят удивительно моложаво. Прямые спины. Живые жесты. Осознанность.
На обед те же рис, зелень, грибы, цветы, корни. Много перца. И почти без соли. Пища готовится на дровах. В качестве топлива используется сушеные стебли бамбука. За бамбуком монахи ходят за ворота в лес. После обеда я брал рюкзак и, молча, уходил на несколько часов в горы. Возвращался с заходом солнца. А потом мы вместе шли на реку. Небо на закате становится красным.
Тут сильное течение. И чтобы плыть вверх, нужно сражаться. Но за крупными скалами вода глубокая, спокойная и прозрачная. Внизу черно. Это удивительное ощущение когда вокруг тебя плавают большие карпы. Их тут никто не ловит. В реке их тысячи. Плаваешь, словно, в чем-то живом. Сорок минут против течения вымывают из тебя все. Вообще все.
Потом хозяйственным мылом стираешь в тазике свою дневную футболку и полощешь ее в реке. А потом намыливаешься с головой сам. В монастырь возвращаешься уже почти при полной темноте. В этих широтах темнеет очень рано. На ужин рис, зелень, суп из корней и цветов, и что-нибудь еще. После ужина, чай. Пространство освещается одной или двумя свечами. К темноте удивительно быстро привыкаешь. Потом просто, перестаешь ее замечать.
После ужина минут тридцать-сорок разговоров, потом медитация и сон. В пять утра начнут щебетать птицы.
Территория монастыря огромна. Монахи как бы ничего не делают, но при этом всегда чем-то заняты. Не сильно. Как бы походя. Запросто. В даосизме есть такое понятие 无为 - У-Вэй. Его можно перевести, как созерцательную пассивность, недеяние, отстраненность. Мне очень нравится этот термин.
Когда я смотрю на монахов, живущих в такой простой жизнью, мне совсем не кажется, что они в чем-то ограничены. Напротив, среди них у меня возникает ощущение наполненности и гармонии. Ощущение сочности и объема жизни. Парадоксально!
Я прожил в монастыре неделю. Первые два дня было очень тяжело. Я ходил, как неприкаянный и все думал: «блин, ну, нафига я сюда приехал?» И я просто не знал, куда спрятаться от своих черных мыслей. На третий день стало легче. На четвертый я, наконец, вспомнил это ощущение из детства, когда ты никуда не спешишь и тебе ничего не нужно делать. И потом все стало очень как надо. Естественно и хорошо. Понимаете, хочется не расплескать это ощущение и сохранить его надолго.
Мне сложно сказать, чему я научился и что узнал. Мы разговаривали о даосизме и о буддизме, о практиках и медитации. Но эти разговоры во многом бестолковы, во-первых, из-за языкового барьера, а во-вторых, из-за моего, невежества. Я просто никогда раньше не читал историю восточных религий. И плаваю в этом будь здоров. Хотя, сейчас, я уже просто физически начинаю ощущать жажду этих знаний.
Мои знания, которые я увез из этого монастыря, они не в голове, а где-то в груди. Это ощущения. Их сложно передать вам словами, потому что я не могу это сформулировать даже для самого себя…
Я уехал в воскресенье вечером. Просто понял, что пора возвращаться. По телефону заказал билет на самолет. Собрал рюкзак. Поднялся к монахам попрощаться и сказать, что не останусь на ужин. Они дали мне мешок фруктов и мешок чая. А потом проводили меня до самых нижних ворот.
На следующий день, утром, выруливая из подземного гаража, я поймал себя на ощущении, что я в порядке. Я поставил музыку, подмигнул охранникам и сжал руль. Будто начинается что-то новое…
Большое спасибо!
А как можно стать монахом и поселиться в подобном монастыре? (не обязательно в том, о котором вы рассказываете).
Это возможно?
А можно как-то в какой-нибудь из этих монастырей уехать навсегда?
Больше увлекаюсь буддизмом, но у проникся вашим рассказом о монастыре. Мечта офисного клерка. Спасибо за открытие.
Пожалуйста, Ярослав. )
Сначала думал, что пост снова про какие-нибудь даосские заумности. Но начал читать и невозможно не дочитать до конца. Вот как надо писать! Чувствуется у автора литературная сноровка. Слог гладкий, лиули. От самой статьи получаешь какое-то умиротворение. Написано в стиле Увей что ли. Все четко: про нашу повседневную жизнь, беготню, ненужные дела и связи…
Всю эту ненужность понимаешь так же, если попадаешь в больницу, когда ты лежишь на капельнице, не надо бежать туда-сюда, только пытаешься, не шатаясь, закрыв глаза сходить на обследование или ещё куда. Но первые дни вообще никуда не пускают, даже в туалет… Но при этом платят зарплату. А потом снова – вперед! Но ощущение всё равно остаётся и уже никуда не спешишь, делаешь дела, но без прежней суеты. Думаю, что у автора осталось это ощущение?
Да.., так можно и «подсесть» на монастырь и остаться там…
Григорий, а расскажите — сейчас как?
Что из обретенной гармонии осталось и стало частью жизни?
Осталось почти все. Но, думаю, такие состояния долго не живут без подпитки и практик. Я сейчас ежедневно занимаюсь йогой. И медитирую. Запрещаю себе работать больше четырех часов в день. Много читаю. И почти каждый день пишу какой-нибудь новый текст. Я в норме.
Но, сколько это продлится? Фишка же не в том, чтобы найти гармонию в даосском монастыре. Это может сделать любой. В этом нет ничего сложного. Фишка в том, чтобы принести эту гармонию в повседневную жизнь и научиться балансировать на ней, как на доске для серфинга. Удерживать ее. Управлять ей. Думаю, вы меня понимаете, да? ))
да:)
Еще как понимаю. В монастыре-то без проблем. А вот попробуй сохранять осознанность в повседневной жизни. Это и есть самое трудное…
«Вершина человеческого совершенства в китайском понимании — это постижение мира как зеркала внутреннего состояния». Думаю, Гриша как раз этим и занимался в монастыре. Обрёл душевное равновесие и… «мир повиновался ему, как его собственное тело». Отличный пост, спасибо.
Спасибо, Елена. Вот только как сейчас не растерять это хрупкое равновесие? )))
Рассказ «вкусный»))) Раньше туда всех желающих пускали, а сейчас почему он закрыт? В мае ворота вообще были чуть ли не досками заколочены.
Я не могу точно объяснить причину, по которой монастырь сейчас закрыт. Но он закрыт. Очень.
Лучший пост, что я здесь прочитала! Завидую таким людям, просто взять и поехать… Пишите ещё!!!
Спасибо, Светлана! Это, конечно, очень приятно слышать! )) Я пишу. Довольно много.
жил на Утайшане, примерно по той же схеме, но — но у буддистов понятно! :)
Практически один в один, вплоть до прогулок по горам, но хотел бы отметить несколько отличий, хотя возможно Григорий их просто не упомянул.
во-первых, у тебя есть конкретный Учитель, который не только за тебя формально отвечает, но и проводит с тобой занятия по Учению, дает всякие ЦУ и задачи,вытекающие порой в интересные квесты :))
во-вторых, на время своего пребывания в обители принимаешь на себя ряд обетов, которые необходимо соблюдать.Если они принимаются не на конкретный временной период(самое минимальное — 1 сутки), то по завершению пребывания их «снимают» только те же те же монахи , у которых принимал. Но можно и не снимать, а продолжат соблюдать их и в миру — это дело добровольное.
ну и необходимо соблюдать распорядок обители, участвовать в коллективных практиках( а для этого надо изучить, как их делать), принимать участие в хоз.работах на благо монастыря — как и все остальные монахи
Нет, в моем случае все было проще. И почти без активности… Я так хотел просто посидеть в уголке. Молча. Несколько дней. Возможно, они это поняли.
Спасибо!
Пожалуйста! ))
Про «фантомные проблемы в голове» очень понравилось, точно.
А денег монястырю-то дал, Григорий? :)
Фантомные проблемы — это такая скверная штуковина, которая у большинства из нас забирает кучу сил.
Денег монастырю… Не дал. У меня очень много денег. Правда. И мне их никогда не бывает жаль. Но я подумал — что монастырю мои деньги. И как я их дам? Подойду к монахам и скажу, вот вам три тысячи юаней? И что они мне ответят? Как-то не склеилось это в моей голове. Не нужны им мои деньги. Я отблагодарю их иначе.
Монастырям деньги всегда пригодятся. Отдавать надо не монахам (им не положено брать), а главному. Раз не дал, то конечно, нужно все равно как-то отблагодарить.
Вот я бы убрала из текста про дахунпао. Иначе вся статья воспринимается как реклама чая. И если уж тут рекламируштся — то дай денег Магазете! :) Они заслуживают.
Спасибо за статью.
Здорово написано! Ты молодец, что не побоялся заглянуть в себя, и побыть ведомым у монахов, которые, без всяких сомнений, спокойнее, добрее, искреннее и мудрее нас, — мегаполисных муравьев со своими тараканами )
Ох, Евгения, у меня просто не было других вариантов.
Как все хорошо и просто написано:) самой захотелось бросить все и на недельку уехать в какой-нибудь китайский «медвежий угол». Хоть в монастырь, хоть куда….
Приезжайте в чайный тур: http://realchinatea.ru/teatours.html
Это на правах рекламы )))))))))
Думаю, мне можно.
Спасибо за статью, очень интересно! Всем кто в Гуанчжоу советую посетить даосский монастырь 纯阳观, он открыт для посетителей, волшебное место! :)
Спасибо! )