Больше Китая: летняя практика в музее Красной армии

006

Подсчитав, что мне оказывается уже удалось побывать более чем в полусотне китайских городов, я задумалась. Что же дальше? Больше Китая? Западные синьцзянские просторы? Больше пагод, костелов и мечетей? Ещё больше Конфуция и чаепитий? Больше китайцев и их непосредственности? Меньше всего мне хотелось окунаться в это снова. Поэтому когда через 10 дней без чемодана впереди снова замаячила поездка, да ещё и с группой молодых студентов, да ещё и на родину Красной армии Китая, мне стало не по себе.

Деканат сообщил, что этим летом состоится доборвольно-принудительная летняя практика. Чайные плантации и сельская школа для младшего возраста мне однозначно не подходили, поэтому выбор пал на место, «откуда есть пошла» доблестная Рабоче-крестьянская Красная армия. 16 человек во главе с преподавателем, который всеми возможными способами пытался снять с себя обязанность ехать на семь дней с нами, через две недели утверждения бюджета и программы встретились на вокзале.

Я видела, как радуются 20-22-х летние китайские студенты, что поедут куда-то, наконец-то, вместе, посмотрят другие места, сделают что-то совместно. В нашем университете с отпусками во время учёбы строго, поэтому учащиеся лишний раз никуда не ездят. Да и по признанию преподавателя Чжана, мы, иностранцы, по сравнению с местными выглядим более энергичными, целеустремлёнными, неутомимыми, поэтому и путешествуем больше — нам-то положено.

003

Уезд Гутянь (古田县) расположен на северо-западе провинции Фуцзянь. Здесь невысокие горы, прохладные ночи и бескрайние озёра с лотосами. С 28 на 29 декабря 1929 года в здании школы на отшибе села проходило девятое собрание представителей партии и четвёртой Красной армии, во главе с Мао Цзэдуном. Всё здесь пропитано духом коммунистических идеалов, Музей гутяньского собрания (古田会址), а также местный мемориал (古田会议纪念馆) переполнены лозунгами тех времён, а также плакатами в стиле революционного времени. В 2010 году Ху Цзиньтао посещал музей, и заметно, что к его приезду близлежащую территорию приятно облагородили.

Фото: jsl641124.blog.163.com
«Гутяньское собрание», масло, автор Хэ Кундэ (何孔德), 1972 г. Фото: jsl641124.blog.163.com

018

009 013

По словам руководителей национального музея, в день сюда приезжает как минимум 2000 человек, среди них примерно 40% — партийные сотрудники, 40% — студенческие и профсоюзные организации, нередко в забавных костюмах той эпохи, и 20% — военные. Для самостоятельного туризма структура не налажена. Особую гордость представляют редкие иностранные научно-исследовательские группы историков и социологов. Специально для них организована экскурсия на английском языке. Во время нашего пребывания в парке, музей посетил заместитель министра культуры Китая Ло Шуган со свитой.

«Эти места больше исторические, чем туристические, поэтому, чтобы решиться приехать сюда, надо знать историю страны и быть начитанным. Наши гости – люди культурные, образованные и воспитанные, мало шумят, не мусорят, вежливые и осмотрительные. Ещё приезжает очень много волонтёров буквально из всех университетов Китая большими группами, живут здесь по две-три недели, помогают нам» — заметил руководитель отдела внешних связей.

002

011

Поток людей нам показался действительно впечатляющим, а руководство и работники не могли найти и пяти свободных минут, чтобы ответить на все вопросы. Самой разговорчивой оказалась пожилая женщина, занимающаяся уборкой главного исторического здания:

«Приезжают – это хорошо, значит, учатся и уважают историю. Мне было 20, когда я пошла работать в музей, проработала 30 или 40 лет здесь, не помню уже. И знаете что? Внуку я сказала, чтобы обязательно шёл в армию, чтобы знал, что такое военные действия, и почему они не нужны людям. Самое важное — это мир. Самое важное – это чтобы молодые люди как можно больше учились. У меня вот не было шансов, а у вас есть, надо пользоваться этим. А то все будут тёмные, и опять война, голод, разруха. Ой… Да, лучше без этого. Правильно я говорю?».

Преподаватель Чжан, сопровождавший нашу группу, заметил в музейном комплексе, находящемся неподалёку от главной дороги, глядя на очередной плакат, рассказывающий, как подобает вести себя солдату Красной армии:

«Люди в то время были, конечно, невежественные, им требовалось просвещение и наставления, Отец Мао, который скажет, что правильно, а что нет, накажет или похвалит. Потом настало время развития и познания, сравнения себя с другими странами. Весь сегодняшний Китай – это, несомненно, заслуга Дэн Сяопина и его реформ. Люди? А что люди, мы вон поездку организуем без энтузиазма, а тут армию воодушевить – большое дело».

008

Поездка, однако, была организована грамотно и подробно. Всех участников разделили на три группы, у каждого была своя обязанность. Например, кто-то делал фото, кто-то снимал видео, кто-то вёл группу и каналы в WeChat и Weibo, кто-то утверждал ежедневное меню, кто-то считал деньги, а кто-то снабжал всех водой и при необходимости лекарствами, староста следил за временем и документами. Я – разливала кашу сифань на завтрак, улыбалась в камеру и делала заинтересованный вид. Меня всем показывали и просили сказать что-нибудь по-китайски или съесть что-нибудь традиционно-местное.

Позже при составлении ежедневных отчётов забота обо мне выставлялась как часть социальной работы. Иностранка с нами, и ей нравится и всё удобно. Надо отметить, что мне действительно понравилось с этими молодыми китайцами. Несмотря на некоторую нерасторопность, они оказались вполне готовыми членами общества, с ответственностью и опытом за плечами. Ненавязчивые и приятные, девушки вели интересные беседы, а парни старались удивить нас то фруктом, то цветком. Послеобеденный сон мы не пропустили ни разу.

012 016 017

Практика обошлась университету в 600 юаней на человека. Самый шикарный деревенский ужин нас ждал в первый день сразу по приезду. На 260 юаней хозяева мини-хостела накрыли богатый стол: рубленая курица, сало в масляном соусе, суп из тыквы, суп из рыбы и бесконечные травы и ростки непонятно чего. В последующие дни мяса уже не было, потому что на местном базаре купить свежее мясо можно лишь в 5 часов утра, отстояв очередь, да и холодильника для его хранения не наблюдалось. Койко-место в хостеле обошлось 20 юаней в день. Приятно порадовало то, что студенты яростно торговались за каждый юань, в итоге оплачиваемый университетом.

В свободное от волонтёрства время мы ходили в виноградники и на озеро. Неподалёку (в 2-х часах езды по крутым склонам) также расположились несколько чайных плантаций, сафари-парк с настоящими тиграми, обезьянами и другими животными. А в лесной глуши даже нашелся мост через горный ручей, с лозунгами «за Мао», правда и с алтарём, построенный в давние времена.

«Здесь мало чего производят, немного винограда, овощей да алкоголь. Бизнес и бизнесом-то назвать нельзя, но государство нам хорошо помогает, дороги построили, лекарствами снабжают. У местных семей здесь своя история, и мы с уважением к ним относимся. Хотя сейчас старожилы не любят вспоминать о прошлом. Не удобно об этом говорить… Эх… Ну, а молодёжи лишь бы фото сделать, а смысл не важен» — разоткровенничался управляющий виноградником, Го Дафэн.

655418629582283132

014 015 007

Фотографии, кроме отмеченной, предоставлены автором.

Фото аватара

Автор: Полина Струкова

Родом с Дальнего Востока, успела пожить на севере и на юге Китая, изучить мегаполисы и проехать по деревням южных провинций, получить PhD. Методист, преподаватель, переводчик, редактор, автор.