Почему я бы не стал работать в офисе китайской гос компании

Стоит начать с того, что само понятие «офисная работа» меня не только пугает, но и вдохновляет на фриланс. Нет никакого желания сидеть в четырёх стенах и пялиться в экран, вышагивая за водичкой из кулера в рубашке и брюках. О вкусах, как говорят, не спорят, но возникает вопрос: все ли офисы одинаковы? Пожив в Китае я понял, что китайский офис меня ещё больше пугает! Особенно офис государственной компании. Там, в принципе, нет ничего страшного. Нет надсмотрщиков с плетью, нет вышек с автоматчиками, нет мин-ловушек для тех, кто хочет уйти пораньше. Ничего такого, но всё равно – не затянут меня туда! 
Во-первых, будучи ленивым обладателем тяжёлого тела, я буду вынужден туда добираться, а это – весьма непросто. Рабочий день для «китайского планктона» стартует в 7:30. А мы ещё негодуем от наших 8-9 часов! Конечно, есть и свои плюсы: обед начинается где-то в 11:30 и длится до 13:00. Работа заканчивается уже в 16:00. Казалось бы – радость какая! Но нет. «7:30» перекрывает все светлые лучики надежды огромными непроницаемыми мешками под глазами. Оказывается, мои придирки весьма обоснованы – уйти в 16:00 может и не получиться. Пусть это похоже на стереотип, но китайцы – реально трудоголики. Они не нарочно. Сидеть в офисе в обнимку с клавиатурой здесь – добрая традиция. Мол, а давайте сделаем больше? И ведь делают! Другой вопрос: а больше… чего? Вот тут мне структура государственных организаций в поднебесной становится любопытна.

В Китае у всех есть план. Как в СССР был на всех предприятиях. «Сделай нам, Завод, 30 тыщ деталек, ты же можешь?» — а Завод такой – «Да, мэй веньтхи! Хочешь ещё 10 сделаю бонусом, а ты скажешь «какой молодец» и премию выдашь!». Как давно вы, дорогие читатели, виделись со своей премией? А ведь по учебникам экономики, которые я штудировал лет 7 назад, это – лучшая реклама предприятия. Все довольны! Только для этого развитый рынок сбыта должен быть, чего китайцам не занимать.

Читайте также: Новый раздел о работе и вакансиях в Китае от Магазеты

Так вот, к чему это я. Наши азиатские офисные коллеги точно знают – кому и сколько они в этом году продадут. Неважно чего – сверху спустили план, по которому это НАДО продать. Почему же все в Китае – не лучшие работники года? Потому что такое звание получает только один человек на крупном предприятии, о работе которого мне поведал один китайский менеджер за столиком в ресторане отеля. Уж не знаю с чего, но он называл себя «Юра». Работал в офисе одного госпредприятия с головным офисом в Хэгане.

Глядя на его лицо, я понимал, что работа в офисе реально идёт китайцам на пользу: кожа была светлой, что в Азии считается отличием от простых работяг и деревенщины. Но вот работать в офисе добровольно, да ещё и ради премии, которую может получить кто-то другой, чей труд может быть несравнимо легче? Да как же так, граждане!? Оказывается – это нормальная практика для Поднебесной. И вот почему:

Любая работа начинается с контракта. В Китае в государственных компаниях он заключается на неопределённый срок, а зарплата часто не указывается вовсе. Отпуск дают на неделю (чтоб сильно не расслаблялся), причём оплачивают даже, но в отпуск уходят редко. Самый крутой отпуск может быть только у руководителей – 20 дней. Но они, почему-то, тоже им редко пользуются. На больничный уходить никто не стремится – он тут не оплачивается. Поэтому 365 дней в году Вы – игрок в «Офис-зомби-апокалипсис»: больные, шатающиеся по коридорам с бумажками в руках, коллеги против вас со степлером и дыроколом в арсенале. И тоже в режиме «онлайн». Чего у китайцев не отнять, так это – страсть к технологиям. Все с телефонами. Причём и малые дети, и дремучие старики умеют пользоваться компьютерами, смартфонами, принтерами и прочей офисной атрибутикой.

И вот, окружённый электроникой 24 часа в сутки, обязательно имеющий диплом о высшем образовании и порой не имеющий опыта работы планктон в офисном бассейне может просить только «материальную помощь» или… премию! Которую ещё заработать надо! И выдаст её не бухгалтерия, а зарплатный отдел. Насчитывают где-то 20%-30% от зарплаты, а отличившемуся отделу дарят что-нибудь бытовое и плакат «Так держать». На мой взгляд, так минимум несправедливо устраивать соревнования между такими людьми, трудягами из цеха или шахты и прочими сотрудниками, а вот для Хэгана это оказалось весьма приемлемым.

Хуже может быть только женщинам, желающим продлить свой род – декретный отпуск дают лишь на пару месяцев. Можно, конечно, договариваться с начальством о «работе на дому», но чаще нанимают няньку или оставляют ребятёнка у бабушки с дедушкой. «Не у всех есть хороший начальник,» — коротко резюмирует мысль китаец Юрий.

Смочив горло чаем, мы решили пересесть за другой столик – поближе к окну. Там удобнее – мягкие диваны. Только вот Юра никак на этот диван не вписывался. Не было ни костюма, ни галстука, ни туфель. Кроссовки, джинсы, слегка мятая, но новая футболка явно большего размера. Как оказалось – дресс-код у сотрудников офиса либо отсутствует, либо не сильно-то и соблюдается (если, конечно, не общаешься с клиентами каждый день). Но в последнее время, говорят, стали наряжаться весьма скромно. Кстати, о скромности – корпоративок нет. Вообще. Иначе сразу вопросы: откуда деньги? Комиссии. Ковры начальства. Тюрьма. Даже в праздники просто желают всем классно посидеть дома или в караоке с друзьями и расходятся, улыбаясь. Да ещё и работают (в святой выходной для любого россиянина) праздничный день за троих! Как бы намекая руководству: смотри, начальник, как работать могу — для тебя стараюсь, потому что ты – хороший и делаешь что-то… А что делает начальник госпредприятия? И сколько может быть начальников?

Госпредприятие, на котором посчастливилось работать моему собеседнику, это – кооперация, входящая в Комитет Государственного Имущества Провинции. Именно провинции, а не всей страны. Комитет Госимущества Китая – уже для мега-корпораций. В конце года предприятие, в лице менеджеров, получает планы на следующий год – финансовый и производственный. С ноября-декабря они отчитываются по плану перед вышестоящим начальством. Выполнили – премия, не выполнили – ищут причины. И непременно верят в светлое будущее.

Бизнес стратегия проста и кристально чиста, как капля воды: «Получить прибыль, выполнить план». Директор этого офиса норму выполняет хорошо. Как он это делает и что для него «нолама» – никто из подчинённых не понимает, поскольку не знает (и это – чистая правда). Поэтому у сотрудников всё хорошо – они выполняют свою норму. И все счастливы — при таком раскладе у госкомпании одни плюсы: стабильность, обеспеченность, делают отчисления на пенсию, правда, их можно забрать только через 15 лет работы, но куда торопиться? Все застрахованы и часто проверяют условия труда, поэтому безопасней бывает только в диснеевских мультфильмах. У какого-нибудь мелкого коммерсанта можно работать в сарае и ничего по старости не получить.

Немного о рабочих местах: никакого излишества, почти наверняка отсутствующие фэн-шуйные штуковины (если только по желанию сотрудников), но иногда вешают чьи-нибудь портреты (Сами-знаете-кого). Если прямо супер-пупер-крутая фирма – ставят у центрального входа двух каменных львов.

Юра ещё сказал, что у них нет проблем с набором кадров. Тут всё нам знакомо с советских времён: обязательная производственная практика для студентов. В офисе её проходят, получая небольшую плату. У рабочих – тоже так называемая зарплата, причём 70% (а то и 80%!) от реальной.

И всё, вроде бы, хорошо. Но «7:30»…