«Нежная поступь Лотоса» — взгляд с другой стороны

Не так давно на сайте промелькнула статья «Золотые лилии в три цуня» о бинтовании ног в Китае. Кто-то считает, что эта тема избита, кто-то с каждой такой статьей открывает что-то новое для себя. И это верно. Много информации не бывает. Сегодня я хотел бы взглянуть на проблему маленьких ног в Китае с несколько необычной стороны — со стороны защитников этого обычая и сторонников мнения, что бинтование ног есть один из аспектов самобытной китайской культуры и не стоит относиться к нему, как к чему-то варварскому и ужасному.

"Нежная поступь Лотоса" - взгляд с другой стороны / Магазета

Не так давно я в университете брал курс, который назывался “Китай до 1800 года”. Одна из особенностей западного образования состоит в том, что преподаватели всячески поощряют студентов мыслить критически и переосмысливать, казалось бы, непреложные истины. Этот курс не стал исключением. Одной из книг, которую мы проходили, была Every Step A Lotus: Shoes For Bound Feet (2001) профессора Колумбийского университета Дороти Ко.

Стоит оговориться, что профессор Ко является ведущим экспертом в гендерной истории Китая. Она рассматривает обычаи и традиции Азии в рамках феминизма и гендерной теории. Профессор Ко предлагает взглянуть на различные культурные практики с точки зрения эксплуатации женского тела и того, как эти практики отразились на роли женщин в обществе. Все мы, читая истории о бинтовании ног в Китае, содрогаемся и морщимся. Еще бы, садистские подробности, смакующие описания этой «антропологической диковинки», изобилующие сломанными костями, кровью, гноем и вонью, вполне могут составить конкуренцию трешевым фильмам ужасов в стиле «Атака помидоров-мутантов» и «Месть человека-угря и его друга Сосиски».

И всё вроде бы верно, чего переть против правды, всё же по большому счету так и было. Да, было, и даже относительно недавно – до середины ХХ-го века, — переломанные кости, ужасный запах от разбинтованных ног, летальные исходы. Однако можно задать себе вопрос: неужели на протяжении веков в Китае все матери и отцы были садистами и получали удовольствие от этой ужасной процедуры над собственными детьми? Неужели в этом была абсолютная необходимость и без этой добровольной пытки все женщины были обречены оставаться старыми девами? Если бы все женщины резко воспротивились этому, неужели нельзя было бы отменить эту традицию?». Наверное, не особенно-то и хотели…

Так вот, в своей книге Дороти Ко как раз рассматривает ситуацию с этой точки зрения. Я нашел ее достаточно интересной, аргументированной, опирающейся на здравый смысл и однозначно достойной на существование. Начать следует с того, что вся кутерьма вокруг процесса бинтовки ног была растиражирована западными медиа, и «лотосовые ножки» остаются в сознании обывателей символом подавления китайских женщин и их угнетённого положения в обществе. Однако Ко подчеркивает, что в эпоху Тан бинтованные ноги в восприятии китайцев того времени подчеркивали грацию и красоту их обладательниц.

Наибольшей заботой любой семьи в Китае было удачное замужество дочерей. Замужество или женитьба рассматривались как социальный контракт между семьями. Так вот, Ко говорит, что матери были крайне заинтересованы в том, чтобы выдать дочерей замуж наиболее удачным образом, то есть, за представителя хорошей семьи. Короче говоря, важно было сделать девочку как можно более привлекательной физически для жениха. А крохотные, кукольные ступни были эстетическим совершенством в глазах китайских мужчин, символом женственности и добропорядочности женщины, так же как и её определённого социально-экономического статуса. Мать должна была научить девочку быть женщиной в мужском мире и извлекать максимальную выгоду из своего положения. Для этого ей приходилось бинтовать ноги. Есть версия, что боль от бинтования ног должна была предвосхитить боль от деторождения. Сам этот процесс рассматривался как красивый и очень важный ритуал в жизни девочки, напоминающий один из этапов инициации у мальчиков в различных культурах. Для этого использовались невероятно красивые и дорогие принадлежности.

"Нежная поступь Лотоса" - взгляд с другой стороны

Процесс этот был крайне интимным. Обычно бабушки, мамы, другие родственницы и «сочувствующие» закрывались в комнате с девочкой, мыли ей ноги дорогими отварами и смазывали различными ароматными маслами. Мужчинам вход туда был строжайше запрещен. Обычно накануне процедуры матери смазывали ноги девочки специальными настоями, которые должны были ускорить процесс заживления, и распаривали кости, чтобы уменьшить боль. Обряд не рассматривался как болезненный урок, нацеленный на то, чтобы показать женщинам их место в обществе, как любят смотреть на это современные феминистки. Более того, Ко настаивает на том, что сама процедура бинтования ног не была обязательной, в отличие от маньчжурских косичек для мужчин. Дело, как говорится, было хозяйское : хочешь бинтуй, не хочешь — женись на бедном крестьянине и работай всю жизнь в деревне вместо того, чтобы передвигаться в паланкине и иметь кучу слуг. Хозяин – барин. Однако маленькие ступни были женским ключом к восхождению по социальной лестнице.

фото 3 - "Нежная поступь Лотоса" - взгляд с другой стороны

Ко указывает, что 24 августа в Сучжоу был праздничным днем и отмечался с большим размахом. Существовало поверье, что 24 августа отличный день для того, чтобы начать процесс бинтования. Если люди праздновали этот день, значит, они верили в его важность и рассматривали его скорее как нечто хорошее и важное в жизни, нежели что-то плохое. Женщины учили своих дочерей как делать туфли дома, это была семейная традиция. Весь ритуал рассматривался как нечто позитивное, а не как что-то болезненное и то, чего любящие матери хотели бы избежать для своих дочерей.

Однако также важно заметить, что женщины часто использовали хитрости и на самом деле их ноги был намного больше, чем выглядели со стороны. Известны случаи, когда женские ступни не были забинтованы вовсе, но со стороны выглядели, как бинтованные. Важно помнить, что мужья практически никогда не видели голых ступней своих жён. Они могли видеть все что угодно у женщины, но не голые ноги. Ноги считались самым главным и секретным, что есть у женщины, и мужчина не мог осквернить женщину прикосновением к её ногам. Это давало место для хитростей. Например, существовали туфли, с более высоким каблуком и подъёмом, которые визуально делали ногу маленькой за счет высокого подъёма и колодки. Туфли выглядели, как ботиночки, в которых было сложно увидеть, где заканчивается ступня, а где начинается голеностоп.

Китайские бинтованные ножки – это всего лишь один из исторических примеров проявления традиционной гендерной роли. А сколько их было и до сих пор есть во многих странах! Причём, даже в наше время и в гораздо более изуверских формах. Чего стоит одно только так называемое «женское обрезание», практикующееся повсеместно во многих странах Африки и Азии! От мужского обрезания женское отличается так же, как стрижка ногтей — от ампутации. И вправе ли мы обвинять средневековое китайское общество в жестокости и косности мышления, если наш современник, некий доктор (!!!) Нахид Тобия в своей книге «Женщина в арабском мире» пишет буквально следующее: «Потеря гениталий – не такая уж дорогая цена, чтобы удачно выйти замуж»1 ?! И традиция эта настолько живуча, что даже иммигрировав в такие развитые и социально безопасные страны, как Великобритания, Франция, Германия и США, выходцы из этих стран продолжают ухитряться практиковать эту, зверскую с точки зрения Запада, процедуру, несмотря на то, что она официально запрещена в этих странах. Неужели бедных детей и юных девушек волокут насильно, сковав цепями, к пыточным столам? Осмелюсь предположить, что данная процедура, несмотря на её очевидную болезненность и возможные жуткие последствия, всё-таки кажется самим жертвам благом, сулящим заманчивые выгоды, перевешивающие в их сознании временную боль. И именно поэтому они не бегут в полицию с истошными криками: «Помогите! Убивают!», а сами соглашаются на это испытание.

Не поймите меня превратно! Я не одобряю все эти членовредительские практики. Я всего лишь провожу антропологические параллели. А как вы относитесь к деформации черепа у младенцев в некоторых племенах на территории Африки, Латинской Америки и даже, подумать страшно, у древних сарматов на территории Крыма? Или к ещё одному «милому» обычаю народов, проживающих на территории Мьянмы и Таиланда, — удлинять шею женщин с помощью металлических обручей для создания «эстетического наслаждения» у местных мужчин – экстаз под местным названием «шея жирафа»! Если потом, через несколько лет ношения таких «украшений» у женщины снять эти «бусы», её шея просто сломается, так как атрофировавшиеся к тому времени мышцы будут не в состоянии поддерживать на весу такую длинную шею.

Как итог всего вышесказанного, хотелось бы сказать следующее. И женщины, и мужчины всегда и в любом обществе стремились быть сексуально и матримониально привлекательными друг для друга. Думаю, что и для современных западных женщин ношение шпилек, обтягивающих юбок и тесных лифчиков не является апофеозом комфорта и наслаждения, иначе они бы и дома, в одиночестве, носили бы то же самое. Никто не спорит, что обычай бинтования ног в Китае был не самым гуманным. Однако для того чтобы делать выводы о чем -либо, нужно посмотреть на проблему с разных сторон. Уметь учитывать аргументы и контраргументы. В отношении исторического явления бинтования ног, важно взглянуть на вопрос с точки зрения женщин, и женщин не современных, а живших в те времена и с теми реалиями. Нельзя к одной эпохе и культуре применять стандарты других и судить иную культуру через призму своей. Судить и делать выводы о культуре может только носитель этой культуры, но никак не аутсайдер и чужак, ибо он не видит всей картины и не в силах ее осознать. Так и тут, важно понимать и уважать точку зрения, что, возможно, женщины Китая того времени не рассматривали акт бинтования как нечто варварское и унизительное, нацеленное на то, чтобы покалечить их. Имеет смысл пересмотреть привычное, пренебрежительное, отношение к практике бинтования ног, и взглянуть на это явление под другим углом, для более детального анализа и суждения.

Дороти Ко заканчивает свою книгу фразой: «Я абсолютно убеждена в том, что нам следует воспринимать бинтование ног не как бессмысленный акт нанесения увечий, а осознанную практику, преследующую ясные цели в глазах самих женщин.»

  1. http://egyptianwife.ru/archives/2430 []
Фото аватара

Автор: Алекс Су

Родился 20 июля от чистокровной русской матери (родившейся в свою очередь в Берлине) и отца китайца. Имеет семейное китайское имя — 苏小龙 (но его предпочитаю не использовать, так как с моей славянской физиономией оно вызывает много вопросов). В семье китайский не учил — так как отец желания его преподавать не проявлял, что привело в Китай в 北京外国语大学.Закончил университет — по специальности политология, с 2010 года живу и учусь в Ванкувере в Simon Fraser University по специальности международные отношения со специализацией по Китаю . На данный момент является представителем студенческого самоуправления при факультете Востоковедения в Simon Fraser Univeristy

98 комментариев

  1. а вы осознаете,что процесс бинтования ног начинали в 6 лет,иногда в 7 если девочка была по конституции астеничной и имела недостаток веса!Обрезание гениталий делается девочкам начиная в возрасте от года!(((имеет ли ребенок в моральные и физические силы,чтобы сопротивляться?нет,в этом возрасте он целиком и полностью зависит от воли родителей,бабушек и дедушек!поэтому то,что вы написали не является справедливым!это никогда не являлось предметом самостоятельного выбора!когда взрослые девушки решаются на операции по увеличению губ,да,это сознательный выбор под влиянием определенной рекламы и вкусов усредненного мужчины в данном социуме!но то,что делали в Китае и в Африке,принуждая и даже действу насильственно,не является свободным выбором!советую лучше изучить культуру Китая ,а потом писать и делать такие необоснованные выводы!

  2. Жду следующей статьи: «Косметическая хирургия как атавизм и инструмент подавления женщины!»
    Я против увеличения, закачивания и восстановления.
    Либо всем надо признать искажения тела — бредом, либо не цепляться к другим культурам по этому поводу .

    1. опять же сравнение некорректное!то,что хочет сделать взрослая женщина-это ее личный выбор,потом есть анальгетики,а то,что делали с девочками в Китае-это не был их выбор,это был выбор их родителей!и процесс формирования «золотого лотоса» шел несколько лет и дети терпели ужасную боль!при этом их били,наказывали,это ужасная варварская процедура!

  3. Прекрасно! Слава Богу не все канадские феминистки знают русский, а то бы вам прилетело.

    1. каблуки -это не навсегда и вы всегда можете снять туфли с высоким каблуком или надевать их редко,если это необходимо..у вас всегда есть выбор!а искалеченные ноги-это навсегда,процесс необратимый и можно было умереть от этого или остаться хромой!

  4. Хм… Вот если б я жила в том обществе, где модно иметь такие лотосовые ноги, то… хотела б себе такие же! И чувствовала б себя не жертвой, а… счастливой обладательницей своего статуса!
    А статья всё равно однобокая… чтобы знать насколько ужасна была эта традиция надо спрашивать самих «пострадавших», а не судить вот так на глазок со стороны, а то у меня тоже чуть глаза на лоб не выскочили, когда первый раз увидела такие ноги. На самом деле они были гордостью и говорили о благородности своей обладательницы, думаю, что даже простенькие мужички мечтали именно о такой жене. А вот ломанные кости и другие запахи — это, наверно, просто побочка в процессе изготовления такой ножки, на которую уходило всего несколько лет, а там уже все вросло-срослось и оставалось только их одевать в красивые туфельки.
    Одна китаянка рассказывала, что у неё умерла мать, так она сама себе их бинтовала через боль и страдания, так что выбора бинтовать-не бинтовать особо не было (с 17в., когда культ переняли низшие слои). Не знаю насколько действительно это было красиво в глазах мужчин, что в первую очередь на ноги смотрели, а не на лицо, но я охотнее верю, что их более привлекала беспомощность их жен, рядом с которыми они чувствовали себя крутыми и всемогущими, а так же были уверены что те дома и им не изменяют.
    Ещё есть такая восточная философия, что родиться женщиной — это наказание за прошлые грехи и мы должны через какие-то мучения отмыть свою карму в данной жизни, и вот китайцы верили, что подобные муки с ногами якобы её чистили. Ну, может не через саму боль, а тем, что урезали способности гулять где хотеть и с кем хотеть… (Купила я себе книгу Мо Яня и уже на предисловии при знакомстве с героями сползла ниже плинтуса — думаю, что такое переплетение не с пальца высосано, а именно так и творилось где-то в глубинке, так что ножки-лотосы как-бы посыл «а я не такая и ты от меня получилось точно своих наследников»:-)) )

  5. Автору большое спасибо!
    Я занималась балетом 9 лет, поступила в хореографическое училище, так вот то, что вполне себе современные родители творят со своими детьми, чтобы из них балерин вырастить, отчасти напоминает все эти процедуры в разных странах. И ничего, никто не кричит про это. Ну и , действительно, Автор точно подметил, что женщинам и мужчинам даже сегодня трудно освободиться от гендерного давления. Дамы феминистки хоть и кричат на каждом шагу о проблеме субъект-объект ли женщина, но та же косметика, например, не говоря уж о шпильках и бюстгалтерах не то же ли самое? Образование, спорт, да что угодно, к чему усилия прикладываются в определенном контексте можно рассматривать как насилие. Культура берет свое.

    1. по степени воздействия это не сопоставимо и то,что делают в маленькими детьми,буквально заставляя подчиняться ,кстати,матери их били,заставляя ходить по комнате,несмотря на сильную боль,пальцы ломались естественным путем после такого хождения с перебинтованными ногами!а косметику вы наносите сами и у вас есть выбор красить губы или нет!сравнение некорректное!

  6. Сами по себе слова «культура» (в самом-самом широком значении) и «дикость» не соотносятся однозначно с «хорошо» и «плохо». Есть тупиковые пути развития и перспективные. Археология рассудит.

  7. Еще есть такая точка зрения, которая, на мой взгляд, весьма интересна и имеет место быть. Где-то много лет тому назад я прочитала книгу одной француженки (это была не беллетристика и не научпоп, а психоаналитическое исследование), посвященную анализу всевозможных телесных практик, начиная скарификацией первобытных племен и заканчивая пластической хирургией нашего времени. Имени француженки не помню, как и названия книги, но дома могу посмотреть, если кому интересно. Основная идея данного исследования заключается в том, что любое изменение тела по сути своей является не проявлением дикости (каким-бы чудовищным оно ни было), а, наоборот, уходом от дикости в буквальном смысле этого слова. Уходом от животной природы. Наполнением животного по своему происхождению тела культурным, человеческим содержанием. Так как любая телесная практика — будь то подтачивание зубов или пирсинг — несет то или иное культурное содержание, является знаком, за которым стоит целый пласт смыслов. И потому дикостью не может рассматриваться. В этом смысле бинтование ног очень органично вписывается в данную концепцию.
    Кстати, от каблуков не только позвоночник страдает. Доказанный факт, что подавляющее большинство женщин старость встречает с целым букетом болезней ног, именно из-за ношения неудобной обуви.
    А статья, действительно, очень приятная. И позитивное отношение автора к миру очень импонирует.

    1. Спасибо за Ваш комментарий,очень интересная мысль об уходе от дикости.Прям какой-то кибер-панк получается.

    2. всегда были варварские «дикие» обычаи!это и не в контексте высокой гуманистической культуры,это в может быть только в субкультуре,которая часто бывает ступенькой вниз!

  8. У многих народов мира в прошлом были дикие нравы и обычаи, у кого-то они сохраняются и поныне. Русские ли, китайцы ли, европейцы ли, американцы… и т. д. Сам человек, независимо от нации, до сих пор имеет в себе огромное количество дикости, несмотря ни на какую культуру и цивилизацию.

    Разбираться со своей дикостью приходится как каждой нации или обществу, так и каждому индивидууму.

    Взгляд со стороны, в том числе и осуждающий — полезен, потому что он помогает каждой нации увидеть свою, родную дикость. А статьи или книги в оправдание дикости — это просто естественная защитная реакция, нужно же публично объяснить корни дикости и хоть как-то «отмазаться». Хорошо, что этот процесс осознания своей дикости вообще хоть как-то идет.

    1. «Хорошо, что этот процесс осознания своей дикости вообще хоть как-то идет.»
      Да, и именно в этом прогресс (если он есть), а не в консервации каких бы то ни было догм.
      И не надо любую тему сводить к нехорошим америкосам и т.п.

      1. Все народы и этносы исходно дики. Другое дело, как быстро в исторической перспективе те или иные человеческие общества отказываются от насилия над телом своим / чужим, от насилия от сознанием своим / чужим. При всём скепсисе к европоцентрическим дифирамбам не могу закрыть глаза на бездну, зияющую между уровнем жизни, социальной защищенностью, гуманистическими ценностями любого бельгийского городка и камбоджийской деревней.

          1. И житель камбоджийской деревни не стирал с лица земли миллионы людей… в отличие от цивилизованных немцев.

          2. Согласитесь, Германия болела нацизмом (с жестокими, ничем не оправдываемыми последствиями для всей Европы) от силы 15 лет. Но, во-первых, не только она (не забудем восточных самобытных японцев, захлебнувшихся в нацистских идеях). Во-вторых, восточные бесправные деспотии тянутся веками. А в той же Камбодже геноцид над своим народом творился «красными кхмерами» не одно десятилетие.

  9. Соглашусь с каждым словом Ives. Европейцы и американцы(в гораздо большей степени, как нация созданная аферистами и авантюристами) как были моральными варварами, так ими и остались по сей день. Свидетельство тому — желание всюду сунуть свой нос и навести свои порядки. Везде вставить свои пять копеек, научить всех-всех тому, что такое хорошо и что такое плохо. без них конечно же , никто не разобрался бы.хотя не мешало бы оглянуться на себя и окаменеть от ужаса.
    И в этом смысле желание автора взглянуть с другой стороны на озвученную в названии статьи тему относит его в малочисленный стан высокоразвитых индивидуальностей, умеющих видеть тонкую грань между тем, о чем ты вправе судить и выражать свое «авторитетное мнение» и тем, о чем ты можешь подумать и помолчать в тряпочку. Вызывает большое уважение.

  10. Ответ на /2013/06/nezhnaya-postup-lotosa/#comment-67366

    «Дороти Ко заканчивает свою книгу фразой: «Я абсолютно убеждена в том, что нам следует воспринимать бинтование ног не как бессмысленный акт нанесения увечий, а осознанную практику, преследующую ясные цели в глазах самих женщин.»»

    Это понятно и без ее вывода, что, раз это было таким массовым явлением, то оно явно имело смысл. Чтобы донести это, даже не обязательно было писать об этом целую книгу. Другое дело, что не смотря на цели, сам смысл был извращенным. Не больше, не меньше. Т.е. если это было нормально для тех людей, то сама нормальность того времени была ненормальной. И с какой стороны на это не посмотри, болезненность явления от этого здоровее не станет.

    А пишете вы хорошо. За статью спасибо.

    1. Спасибо.Ну какие времена-такие и нравы.Корсеты тоже не особо гуманные изобретения были,однако же без них в свет не выйти было,и это все понимали.А через сто лет какие-то наши обычаи(типа косметики) будут казаться диким,о чем то можно судить по прошествии времени

      1. Кстати, лично мне дикими уже сейчас кажутся каблуки. Не только потому что это дико неудобно и непоравданно, но и потому что я уже знаю парочку девочек, которые заработали себе проблемы с позвоночником, потому что большую часть времени ходили на каблуках.

    2. Полностью поддерживаю. Смысла книги ( по цитатам и пересказу автора статьи) не увидела. И, собственно говоря, не увидела противоположного взгляда в самой статье.Во всех материалах на эту тему, приводятся причины, история возникновения обычая, последствия, привлекательность такой ноги ( хотя по моему личному мнению в натуральном виде выглядит уродливо, но признаю, что скрытая бинтами, обувью и ароматизированная может кому- то понравится). Как говорится- на вкус и цвет… так что нового взгляда не увидела. Те же факты, что и везде. И простите за критику, но по русски не говорят «брать курс» и « жениться» про девушку. Они выходят замуж. Это, скорее, калька с английского.

  11. С чего-то вдруг, с каких-то непонятно привилегий, среди европейцев и америкосов принято считать «свое мнение» (и только свое) истинным, порождая вокруг насилие и сея рознь. Не будет лишним вспомнить, что в Риме объявился сам «аж заместитель бога» от католической церкви, причем голос здравого смысла про продажу индульгенций и сжигание на кострах они не слышат.
    Они не считают насилием вторгнуться в чужую страну под предлогом миротворчества и положить кучу мирного народа, но никогда ни одну страну они даже вниманием отдаленным не слушают…
    Они считают вправе навязывать свою истину при этом забывают, что у них самый высокий уровень преступности, самые бессовестные правители. Уровень их насилия настолько повсеместен, что они смело и без зазрения совсети транслируют его в кино и шоу, при этом «законодательно» оно имеет право на существование.
    Когда же мы будем замечать бревна своих глазах, и прекратим поглядывать на соринки в чужих ?
    Конечно же, мы не можем все быть одинаковыми, иметь одинаковые «законы» и правила. Мир ведь тогда потеряет свои контрасты и разнообразие, а люди действительно превратятся в рабов. В чьих же ? В рабов бездумных ханжей, коих помнится Иисус пинками гнал из храмов. И торгашей тоже.
    Но сейчас видимо иные вовсе времена. Ужасно то, что мы отучаемся мыслить и допускать что может быть иначе. Такое однобокое скудоумие всегда порождает войну, увы.
    Автору спасибо. В твоих словах есть сила воина, понимающего про свои и чужие уставы :)

    1. От сжигания на кострах отказались намного раньше, чем от бинтовки ног.

      1. ну так там эсетический результат не тот,прямо скажем(((((Хотя можно сказать «румяная как каравай»))))

        1. Ну а если все это свести в общую категорию «дикость» (с развитой системой подкатегорий, конечно) то общая картина неприглядна.

      2. Ну а от расизма в некоторых «цивилизованных» странах отказались намного позже, чем от бинтования ног, хотя тоже дикость ещё та.

  12. Дамы, а вы такой «апгрейд» человеческого тела, как прокалывание ушей под сережки, делали добровольно? А в каком возрасте? Ничего не напоминает? Понятно, что степень драматизма ничтожно мала по сравнению с традициями китайских мам-костоломов, но суть-то та же.

    Членовредительские обычаи, вовсе не оправдываются фактом того, что это кому-то нравится. Хотя, если это делается уже в совершеннолетнем возрасте, типа, осознанно&самостоятельно, то можно закрыть глаза и на косметический татуаж и на всевозможные татуировки тела и на пирсинг и на скартинг и на имплантацию и на вкалывание ботокса и прочих жидкостей под кожу.

    1. Значит общество такое, с перекошенными мозгами, когда вместо того, чтобы расти внутренне, пытаются подстраиваться под какие-то свои выдуманные параметры. Сюда же и пирсинг и бинтовка ног. Как куры с павлиньими перьями в хвосте.

    1. В точку! Мне тоже интересно, а насильственные переломы конечностей гарантировали место под солнцем или это была лотерея?

      1. Я думаю,как и сейчас,никто никому ничего не гарантировал,естественный отбор

        1. Вы уже, наверняка, и сами понимаете, что попытка «обелить» процесс бинтования с современной точки зрения провальна? Конечно, «взгляд с другой стороны» может иметь место, а вот одобрения в современном обществе Вы вряд-ли найдете. Современные китайцы, увы, тоже разделяют эту точку зрения, и уже не запад в этом виноват.

          1. понимаю,и если Вы внимательно читали статью,то наверняка заметили,где я говорил что никто не спорит что процесс варварский и иезуитский,я просто предлагаю взглянуть с той самой другой перспективы

      2. совершенно нет,потому что часто вместо «золотого лотоса» получались уродливые обрубки,многие девушки оставались хромыми,а каждая 10 девочка умирала в результате сепсиса!

  13. Интересно, бинтовали ли ноги девочек из действительно богатых и знатных семей, у которых и так веские «бонусы». И были ли бинтованными ноги императорских наложниц всех пяти рангов? Или это делали родители

  14. Так все-таки как с воительницами? Фехтовать с такими ножками, мне кажется, было бы невозможно…

  15. Вдогонку:

    «Судить и делать выводы о культуре может только носитель этой культуры, но никак не аутсайдер и чужак, ибо он не видит всей картины и не в силах ее осознать. »

    Тогда культурология и этнология как научные дисциплины — фикция, а Клод Леви-Стросс, наш Ю. Бромлей — проходимцы. Марвин Харрис описывает каннибализм, обращается к генезису явления, географии, причинности, обусловленности, но вот незадача, он не «короваи», называемый также «колуфо», населяющий юго-восток Папуа — Новой Гвинеи, а американец.

    1. Разве этнологи отрицают оценку явления с точки зрения общевидовой полезности/вредности? Никто не утверждал, что всякий обычай достоин уважения, «потому что обычай». Были обычаи, приводившие к гибели этноса.

    2. А по сути так и есть. Гуманитарные науки — насквозь евроцентрические, а згначит, если какая-то культура не вписывается в рамки европепйской культуры образца 19-го века и позже, такая культура осуждалась и осуждается. Всё называется варварством. Именно поэтому европейцам (не русским, а именно европейцам), изкчающим азиатские культуры доверять сильно не стоит. Факты надо изучать, а вот оценочные суждения европейцев об азиатских культурах, как правило, полезны, скорее, для изучения самих европейцев и их цивилизации, а не азиатских цивилизаций. Хотите изучать Китай или Индию — читайте работы русских и советских исследователей, ну, или самих китайцев и индийцев.

      1. Вообще, по-честному, ни русским, ни туземным исследователям доверять так же не стоит. А стоит ознакомиться со всеми имеющимися точками зрения, сравнить и сделать выводы :)

      2. В европейской науке есть и цивилизационизм Шпенглера и Данилевского, отрицающие европоцентричность. Они говорят о очагах культур. Значит, уже не европоцентричность.

        А статья прекрасная.
        Действительно это культурно изучать другой народ с позиции их ценностей, а не своих.

        И к вопросу о уродствах. Даже современные феминистки все же носят стринги и шпильки. Эти способы покалечить свой позвоночник — знак их независимости? или они этотделают в угоду мужчинам и ценностям современной культуры?

  16. Ваша заметка любопытна. Есть пара моментов, которые, с моей точки зрения, можно подредактировать.
    (1) Не распространяйте мифы про ломающиеся шеи.
    «Раньше существовало мнение, что якобы если женщине после длительного ношения колец снять их, то она не сможет выжить. Но это всё миф. Согласно медицинским исследованиям, под воздействием колец сама шея как таковая не деформируется. Меняется только плечевая область, которая опускается под давлением тяжелых колец. А если женщина навсегда откажется от ношения такого символа красоты, но её шея примет обычный вид за пару лет. Единственное, что может произойти это атрофия шейных мускул и тогда есть угроза здоровью женщин.» От себя добавлю, возможно (редчайшие случаи) вялотякущее удушье при подобной атрофии, но никаких «сломается шея».
    Ссылки: http://freemin.ru/zhenshhiny-padaung-s-dlinnymi-sheyami/
    http://www.cpamedia.com/article.php?pg=archive&acid=120518152031&aiid=120529165933

    (2) По сути: неважно, насколько признанно в том или ином обществе изуверство / членовредительство. Оно однозначно негативно, пагубно и отвратительно, несмотря ни на какие традиции, уклады, философско-богословские обоснования и т.д. Во всех обществах. Во всех культурах. Здесь на самом деле нет никакого «иного» взгляда в главном — бинтование есть уродование человеческого тела (а придаточные и пояснения «потому что…», «из-за…», «так как» уже второстепенны).

    Мое мнение.
    P.S. Ваш упоительный рассказ про «мыли ей ноги дорогими отварами и смазывали различными ароматными маслами» перед бинтованием напоминает смакование людоедского пира, при котором автор описывал бы приправы для кипятка, где будет вариться человечина.

    1. Спасибо заматреиал и уточнения. Информация о шеях взята отсюда http://news.tochka.net/125479-zhertvy-mody-v-istorii-osinye-talii-i-lotosovye-nozhki-foto/
      В чем то с Вами согласен,в чем то нет. Есть сумо в Японии (как один из примеров,не посвместоного конечно, но изменения тела) где борці отьедаются до невиданных размеров,как считаете уродство или культруа?А пластические операции среди азиаток,уродсто и кащюнство над телом?

      1. Сумо: Что такое уродство я знаю — врожденный недостаток тела. Значит это не уродство.
        А что такое культура? Ведь нет единой, однозначной и полной формулировки этого понятия. Я считаю, что Сумо — обычный спорт, где масса тела является одним из необходимых преимуществ для победы.

        1. ну а в чем разница между сумо и боксом?зачем в крайности впадать?а японцы то от сумо пищат

        2. «Уродство» — вовсе не однозначное слово. Уж если вам нужна лексикографическая поддержка, смотрите основательные словари.

          1. Спасибо. Обязательно буду. Я привел свой довод достаточно точно, используя выгодное мне значение.

  17. Все хотела спросить, а как же женщины-воительницы в Древнем Китае? В фильмах мы часто их видим, они ого-го как бегают, прыгают и управляются с мечом :) Как их социальная группа относилась к бинтованию ног и считалась ли она аристократией?

    1. Лики Серединного царства: «В сторону горы Ушань — святыни секты «Белого Лотоса» — ушла страшная конница Ци Ван. Ее девичья фамилия была Ван, а имя Цунъэр. После смерти мужа ее называли Ци Ванши — «вдова Ци Ван». Она родилась в зажиточной крестьянской семье,…. Незадолго до начала военных действий Ци Ван стала женой Ци Линя — выходца из богатых крестьян, мелкого служащего, руководившего крестьянами, отбывавшими трудовую повинность на строительных работах.»

      Скорее всего, логика была такая — если семья совсем бедная, то бинтуют, так как это единственный шанс перескочить в другую социальную группу. А если зажиточная, то не бинтуют..

      1. А из более зажиточной в другую социальную касту не хотели перепрігнуть?Может быть то,о чем Вы говорите единичный случай? Как говрится «Лада приора определенно хуже Порша» и всегда хочется больше

          1. Мне кажется,наоборот,если семья совсем бедная,то зачем терять такого ценного работника в поле и по дому.Если нет никаких перспектив на брак,то пусть хоть работает

          2. АФАИК, девочек вообще не считали за работника. Так как, с бинтованными ногами или нет, она всё равно очень быстро уйдет из семьи в другую, если совсем не уродина, что в таком возрасте неочевидно. Более того, известны случаи торговли собственными дочерьми, вплоть до начала 20-го века. Достаточно Лао Шэ почитать.

            Поэтому, можно лишь с увернностью сказать лишь одно — одних бинтовали, а других не бинтовали. По каким критериям принималось решение — вот это тема для исследования!

      1. Я не историк. Было бы очень интересно почитать про женщин, занимавшихся военным делом. Было ли в действительности что-то подобное японским ронинам, но в женском исполнении?

        1. В Японии были куноичи(забыл иероглиф)-женщины нинзя.Можно предположить, что в Китае тоже нечто подобное было.

    2. полагаю, стоит заметить, что в деревенских глухоманях ножки не бинтовали и рукоделием не занимались девушки. они вкалывали с утра до ночи на полях)))) им ни к чему такое. если ты физически слаб, то в хозяйстве тебе делать нечего. а коли нечего делать, так и кормить тебя незачем. воительницы (есл таковые настоящие личности жили) происходили именно из деревень (если не трогать летающих нежных девушек с мечами) давайте оставаться реалистичными)))
      Автору ещё раз спасибо за статью.

      1. Я согласен с Вашим мнением,точнее я нахожу его логичнім со своей точки зрения. Если семья бедная,и ничего ей не светит-так пусть хоть девушка какую-то пользу принесетвыйдет замуж-пусть уходит,а так будь любезна работай,если хочешь есть.Я нахожу это логичным и экономически мудрым выходом из ситуации

    3. Классная статья, автору спасибо!

      То Лариса
      «а как же женщины-воительницы в Древнем Китае? В фильмах мы часто их видим, они ого-го как бегают, прыгают и управляются с мечом :) Как их социальная группа относилась к бинтованию ног и считалась ли она аристократией?»

      Лариска, знаменитая воин Мулань — девушка деревенская.

      Но есть куча примеров девушек-воинов из аристократических семей. И даже … гаремов!
      В своих «Исторических записках» историк Сыма Цянь (предположительно современник Конфуция) описывал создание армии из княжеских куртизанок. Правда, там все печально закончилось. Но была и успешная попытка — через тысячу лет после первого случая. На территории Северного Китая в эпоху «Пяти племен» у власти пришел некий Ши Ху. Его главная военная сила была наполовину уничтожена, а от своего предшественника ему достался гарем с десятью тысячами куртизанок. Из них Ши Ху приказал отобрать тысячу наиболее подходящих, «обучить их стрельбе из лука и одеть в специальную форму из шелка и бархата.» Так пишет Сыма Цянь. Князь армией был настолько доволен армией из куртизанок, что издал приказ увеличить ее численность до 30 тыс. человек и мобилизировать и обычных девушек.

      Кроме того, в истории есть пример об императорской дочери Пинян 平阳公主 (598 — 623), которая во время восстания собрала и возглавила армию для помощи отцу — императору Ли Юаню, основателю династии Тан.

      То есть, возможно, бинтование ног было действительно избирательным.
      Но надо обратить внимание на даты, когда появился этот обычай. Одни историки говорят о династии Сун, другие — Тан. В любом случае это не ранее 600 годов. А до этого периода для аристокаток было привычным упражняться в фехтовании и других физических упражнениях, как говорит Роберт ван Гулик в своих книгах. «Это играло большую роль в их жизни».

      Но ноги все равно даже после династий Сун и Тан бинтовали не всем. Манчжурки и женщины некоторых других народностей не бинтовали. А в 1664 году манчжуркам бинтовать ноги, как китаянкам, и вовсе запретили. По видимому, их ничего не сдерживало, чтобы продолжать упражняться.

      Еще мне понравилось мнение автора о том, что поди там разбери, насколько ножка забинтована, и забинтована ли вообще. Запросто могла быть специально скроенная обувь, уменьшающая размер ноги. Я вспомнила свой случай — у меня по ботиночкам спросили: «у тебя что, такая крошечная ножка», я удивилась — «нет, 37й», — «а по обуви скажешь, что малюсенькая». Я присмотрелась — и действительно, маленькая танкетка, и удобный подъемчик, визуально сильно уменьшает ножку. Так что запросто могла быть какая-то специальная уменьшающая обувь у аристократок.

      Кроме того, у автора очень интересная мысль, что в никто из мужчин в действительности голую женскую ножку-то ведь не видел. Это было таинство. В постели, кроме туфель, женщина оставалась еще и в специальных гетрах! Вот что писал ван Гулик, исследуя эротические изображения: «Гетры и туфли — это единственные предметы туалета, остающиеся на женщине, когда она оказывается совершенно обнаженной, как можно судить по рисунку в эротическом альбоме «Шэн пэн лай», созданном ок. 1550 г. Гетры были шелковыми, по краю с вышивкой, которая выглядывала из-под подрубленной каймы платья. Очевидно, для этих гетр использовали накрахмаленную ткань. Крепящую ленту завязывали вокруг лодыжки, немного выше ступни.»

      Так что все могло быть не так критично, как кажется (:

  18. Спасибо огромное за статью. Тема спорная, и приятно, что Вы заставили взглянуть на нее с другой стороны. Конечно, в бинтовании ног была своя логика и эстетика, но они не могут компенсировать жестокость этой процедуры. Боль — не самая страшная часть. Страшно, что живого здорового человека лишали возможности свободы передвижения, просто калечили и называли это стандартом красоты. И на самом деле, выбора особого у них не было. Бинтовать начинали лет в 6-7 и мнения не спрашивали, хочешь ли ты бегать и выйти замуж за мужчинку попроще, или калекой, зато может к императору в наложницы попадешь. А в 16-18 выбирать уже было поздно — ножки то тю-тю.

    1. Можно рассматривать как «насилие над детьми». Дети вообще часто не понимают своего интереса в долгосрочной перспективе,им бы в моменте получить.
      Но конечно,это жестокие меры. Из серии «Я тебя заставлю быть счастливым,хочешь ты этого или нет»!

  19. «возможно, женщины Китая того времени не рассматривали акт бинтования как нечто варварское и унизительное, нацеленное на то, чтобы покалечить их. »
    а подавляющее большинство современных русских женщин уверены, что «бьет — значит любит». и когда муж по пьяни пару раз ее ударит, ничего плохого в этом не видят. потому что их прабабки, бабки и матери жили также, по домостроевским обычаям.
    в общем, мне не обязательно быть китаянкой, чтобы видеть дискриминацию женщин ))

    1. Есть теория,говорящая, что иностранец не может чудить другие культуры из-за своей предвзятости и менталитета,который был сформирован в другой(часто контр) среде. Культуру может судить только носитель этой культуры.
      Но я с Вами согласен на счет Женщин в мужском мире.Хотя где было и есть не так?

      1. ну и в конце концов, мне кажется подход «бьёт — значит любит» весьма устарел. разве что в какой-нибудь деревенской глуши у женщины может сработать такая психология.
        Автору спасибо за статью. пишете очень тонко и душевно, как для автора-мужчины. Спасибо!

  20. мне лично странно, что автор цитируемой работы — женщина. ведь всем понятно, что женщины уродовали дочерей, чтобы тем легче жилось В МУЖСКОМ МИРЕ — женщины вымаливают мужской интерес, обитательницы гарема дерутся за внимание благодетеля. где же здесь «бессмысленный акт нанесения увечий?» смысл-то как раз есть, но я лично ничего прекрасного в нем не вижу. автор спрашивает «чем же лучше обычаи некоторых народов удалять девочкам клитор?» между прочим, острым камнем это делалось, если не ошибаюсь. ответ: «да ничем не лучше, и то, и то служит для того, чтобы превратить женщину в сексуальный объект, а не субъект». или обычай в Индии сжигать вдову на погребальном костре погибшего супруга — вот уж тоже красота, романтика!
    да, женщины шли на это сознательно — и что? воспевать внешнюю красоту, пренебрегая скрытым уродством? а продавать девушек замуж (в том числе за богатых стариков) я лично считаю уродством. проститутки тоже сознательно себя продают — и что теперь? сохранять и этот обычай? культура и обычаи — не совсем одно и то же.

    1. Ко решила взглянуть на проблему с китайской точки зрения,так как она китаянка. А во многом наше суждение создано нашей западной культурой и феминизмом. Восток дело тонкое,Петруха!

  21. про европейские корсеты забыли добавить, вплоть до удаления нижних ребер доходил этот фетиш, во вполне себе Европе..

    1. Да,во время подготовки статьи я читал и об этом.И про ребра,которые из-за корсета прокалывали легкие и печень

  22. Браво! Меня до глубины души тронула даже не сама тема, а подход автора. Уважение к чужой культуре, чужому мнению, умение анализировать вопрос и подходить к нему с разных сторон — это достойно восхищения. А еще красивый, складный русский язык. Алекс, спасибо большое

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *