Творчество Чжан Имоу

Чжан Имоу

С развитием массового кинематографа, количество фильмов во всем мире стало стремительно уступать место качеству. В связи с этим, знаменитого кинорежиссера Чжана Имоу можно представить, как одного из немногих добросовестных киносоздателей, фильмы которого имеют культурную и историческую ценность, наполнены моралью и тесно связаны с киноискусством в противовес «дешевым» кинолентам массового рынка кино.

Какие идеи лежали в основе создания его кинолент? Какие средства изображения он использовал, позволяющие затронуть зрителя «за живое»? Какое влияние на его работы оказало развитие мирового кинематографа в начале 21 века? С этими вопросами я обратилась к научным исследованиям, статьям и интервью с самим режиссером, размещенным на китайских сайтах.

“Звездные войны” по ту стороны Великой стены

Сегодня в полночь состоится долгожданная премьера седьмого эпизода “Звездных войн” в Китае. И хотя до показа осталось всего несколько часов, билеты можно приобрести даже в лучшие залы крупных городов. Когда в 2010 году на китайских экранах шел показ “Аватара”, в Шанхае кинолюбители проводили по несколько часов в очередях. Провал ли это пиар-кампании Disney или китайским зрителям в принципе не интересна “звездная” сага?

Квоты и цензура в кино

Китайский кинорынок занимает второе место после США, но седьмой эпизод космической саги «Звёздные войны: Пробуждение силы» выходит на китайские экраны только 9 января, почти на месяц позже мировой премьеры. Это не первый иностранный фильм, релиз которого задерживается в Китае. Среди них недавний «Марсианин» (в мире 2 октября, в Китае 25 ноября), последняя «Миссия невыполнима» (27 июля и 8 сентября) и «Начало» Кристофера Нолана (13 июля и 1 сентября). Почему в Китае иностранные фильмы выходят с задержкой? На этот и другие вопросы о китайском кинопрокате попыталась найти ответы редакция Магазеты.

Китайский сериал – зрелище для бабушек и работа для иноземцев

Не секрет, что китайцы могут платить «лаоваям» за любую деятельность. Даже просто постоять рядом в костюме и улыбаться – своеобразная «работа», которая оплачивается порой внушительной суммой. Часто приглашают в клубы, рестораны и в кино. Или в массовку сериала.

Как китайские крестьяне “правду” искали

Как китайские крестьяне правду искали

P1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среди китайского кино фильм Чжан Имоу «Цю Цзю идет в суд» может считаться настоящей азбукой традиционной китайской правовой культуры и психологии. Подтверждением этому могут служить десятки научных статей, посвященных этому фильму учеными-юристами КНР. В то же время в России этот фильм не столь известен, а имеющиеся рецензии написаны с абсолютно другой колокольни и заполнены поверхностными причитаниями про права личности, бюрократический ад, маленького человека и громоздкую государственную машину. Между тем, воспринимать фильм Чжан Имоу как пример соцреализма, гимн нарождающемуся в глубинах китайской деревни правосознанию и храбрости крестьянки, бросившей вызов системе – значит вставать на один уровень с благодушными китайскими цензорами, снисходительно «пропустившими» картину на экран как зримое подтверждение успехов правового строительства в деревне на фоне 50-летия КНР. Представляется, что содержание фильма гораздо глубже и позволяет соприкоснуться с ценностями традиционной китайской правовой культуры, о которой в России мало что известно.

Вонг Карвай – главный на Берлинале 2013

Wong Karwai portrait / Вонг Карвай - главный на Берлинале 2013

Ровно год назад, 7 февраля 2013, открылся 63-й Берлинский международный кинофестиваль. Жюри основной конкурсной программы возглавил гонконгский режиссер Вонг Карвай (кит. Ван Цзявэй 王家卫). Фестиваль открылся фильмом «Великий мастер» (一代宗师), посвященным хронике жизни героя кунфу Ип Мэна (叶问).

18 декабря – Сунь Даолинь

Сунь Даолинь

Сегодня мы отмечаем день рождения актера и режиссера Сунь Даолиня (孙道临, 1921—2007). В его творческой копилке около тридцати главных ролей в кино и телесериалах, десять режиссерских работ и дубляж более двадцати иностранных кинолент.

14 ноября – День рождения Чжан Имоу

14-noyabrya-zhang-yimou

14 ноября 1951 года родился Чжан Имоу (张艺谋), известный режиссер, продюсер, актер и сценарист. В его копилке кинонаград целый зоопарк: Золотой и Серебряный медведи Берлинского кинофестиваля, Золотой и Серебряный лев аналогичного фестиваля в Венеции. Награды ему принесли такие фильмы, как “Красный гаолян”, “Подними красный фонарь”, “Дорога домой” и “Ни одним меньше”, а лента под названием “Жить” была удостоена гран-при Каннского Кинофестиваля.

Сквозной темой его работ является поиск себя, проблемы столкновения личной свободы с социальными барьерами. Чжан Имоу весьма преуспел в поиске точки пересечения высокого искусства и коммерции, именно он был главным постановщиком церемоний открытия и закрытия Олимпийских Игр в Пекине (2008). Узнать подробнее о нашем герое вы можете из посвященной ему статьи, а так же из блистательной книги С.А. Торопцева. Впрочем, для того, чтобы по-настоящему понять Чжан Имоу, достаточно посмотреть хотя бы один из его фильмов.

Режиссёр Чжан Имоу: “Герой” нашего времени

Режиссёр Чжан Имоу: "Герой" нашего времени

Чжан Имоу, пожалуй, известен каждому из китаистов и кинолюбителей. Кто-то вспомнит его по фильмам «Жить» или «Герой», кто-то скажет, что именно этот человек спланировал открытие Олимпиады в Пекине. Но сегодня, в его день рождения, хотелось бы поговорить о нем как о человеке и вспомнить, как началась его блестящая карьера.

Ода простоте. О фильме “Затерянные в Таиланде”

Фильм 《人再囧途之泰囧》 ("Затерянные в Таиланде")

《人再囧途之泰囧》 (“Затерянные в Таиланде”)
Режиссер: Сюй Чжэн, 2012

Интересная тенденция наметилась в китайском кинематографе (если 2 фильма способны создать тенденцию) — воспевать простоту человеческую в её экстремальном виде.

Я уверена, что у каждого иностранца, так или иначе близко столкнувшегося с гражданами Китая, особенно с простыми честными лаобайсинами , возникало смешанное чувство, что, с одной стороны, и люди они открытые, и улыбаются, и «хэллоу» тебе в лицо кричат с искренней радостью, но, с другой стороны, что лучше бы день прошел без проявлений этой фонтанирующей непосредственности.