Интервью с китайским куратором биеннале во Владивостоке

После четырехлетнего перерыва во Владивостоке состоялась Международная биеннале визуальных искусств (VIBVA). С 22 сентября по 20 октября город превратился в огромную арт-площадку: было задействовано несколько выставочных площадок и даже береговая батарея на острове Русском. Куратором основного проекта стала Сян Липин (项丽萍), глава выставочного департамента Музея современного искусства в Шанхае. Что связывает куратора из Китая с Россией, почему главной темой стали “Правила игры” и зачем художник сделал специально для VIBVA целую олимпийскую сборную с лицом японского премьер-министра? Шеф-редактор Магазеты Ольга Мерекина вместе с фотографом Леной Килиной специально отправились в Power Station of Art, чтобы задать вопросы главному куратору биеннале.

Что связывает Сян Липин с Владивостоком?

Сян Липин - куратор основной программы Владивостокской биеннале 2017. Фото: Лена Килина
Сян Липин – куратор основной программы Владивостокской биеннале 2017. Фото: Лена Килина

Стать куратором Владивостокской биеннале меня пригласили в марте 2017 года. Я приняла приглашение по нескольким причинам. Во-первых, Хайшэньвай был когда-то частью территории Китая. Во-вторых, Россию и Китай связывают тесные отношения. Раньше Советский Союз мы называли “большим братом”.

Я из поколения 70-х, и в моем детстве мама, папа, бабушка все говорили, что советская культура великая. И в то время мы в школе учили не английский, а русский язык. Поэтому много смотрели русских фильмов, слушали музыку, популярные песни, читали русскую литературу. И хотя я из Вэньчжоу, а это далеко от границы с Советским Союзом, но влияние все равно было огромное.

В Академии искусств КНР раньше использовали систему преподавания рисунка Чистякова. Один преподаватель Академии, специалист по теории искусств Ян Чэнъянь (杨成寅), перевел огромное количество [теоретических] публикаций с русского языка. Он был первым, кто перевел работы Чистякова, принципы советской школы живописи. Таким образом советская система образования в сфере искусств оказала огромное влияние и на китайские академии.

Выбор темы: от портового города к правилам игры

Инсталляция «Наполняя водой» Чжан Юя. Источник: art-and-houses.ru
Инсталляция «Наполняя водой» Чжан Юя. Источник: art-and-houses.ru

Первоначальная тема биеннале была “Морфология порта”: организаторы хотели подчеркнуть особенность региона. Я предложила тему [кураторского проекта] – “Правила игры”. Почему? Главная тема отсылает к тому, что Владивосток – это портовый город. В сравнении с другими местами он обладает более выгодным местоположением, что привлекает огромное количество людей. А чем больше людей, тем сильнее конкуренция между ними. Конкуренция – это один из основных человеческих инстинктов, поэтому я решила отталкиваться от него. Чем лучше условия жизни в каком-то месте, тем больше людей оно привлекает и тем выше уровень конкуренции.

Эпоха Великих географических открытий в истории западных стран также начиналась с портовых городов. Прежде европейский человек знал только соседние страны: Францию, Германию, Испанию. Также как географические открытия раздвинули территориальные границы, они расширили и конкуренцию. Если раньше государства конкурировали за товары и ресурсы лишь с соседями, то открытия расширили рамки конкурентной борьбы до всего мира. И портовые города сыграли в этом огромную роль. Они были отправной точкой, откуда люди из самых разных стран отправлялись на поиски новых континентов, новых ресурсов. Так, через портовые города происходили столкновения с иноземцами, и местная конкуренция превратилась в глобальную, которая сейчас охватывает и экономику, и культуру.

«Отдохновение / Энергия», Марина Абрамович (1980). Источник:
«Отдохновение / Энергия», Марина Абрамович (1980). Источник: art-and-houses.ru

Сейчас я достигла того возраста (мне больше сорока), когда начинаешь глубже смотреть на человеческую жизнь, природу человека. Конкуренция, о которой я говорила выше, – между странами или корпорациями. Но помимо нее существует и конкуренция между отдельными людьми. Так, две женщины всегда будут конкурировать, кто из них красивее. Двое мужчин – кто из них сильнее или храбрее. А если мужчина и женщина, то они могут полюбить друг друга, а могут причинять друг другу боль. Сейчас во всех СМИ постоянно говорят о проблемах в супружеских отношениях, о любовных треугольниках. Здесь тоже присутствует конкуренция. Раньше [в Китае] положение женщины было невысоким, у мужчины могло быть несколько жен. Сейчас же мужчины и женщины равны, а браки моногамны. Любовь в браке — тоже обычное дело. Но сейчас брак становится местом конкуренции.

С какой стороны ни посмотри, конкуренция есть везде. И соперничество между странами влияет на мир во всем мире, поэтому ее необходимо ограничивать. Например, в использовании ядерного оружия. США и СССР в свое время соревновались в производстве оружия: именно конкуренция заставляла их производить все более мощную боевую технику. И если использование оружия не было бы ограничено договоренностями, человечество могло бы быть уничтожено. Поэтому любая конкуренция нуждается в регулировании – в правилах игры. Именно так я и озаглавила мой проект.

5000 пиал на берегу моря, игры со смертью и японский Гитлер

«Постванитас», Фито Сегрера. Источник: vibva.com
«Постванитас», Фито Сегрера. Источник: vibva.com

Меня пригласили приехать во Владивосток в мае 2017 года, чтобы посмотреть выставочные пространства, но у меня не было возможности. Поэтому я попросила прислать фотографии. И уже исходя из пространства я выбирала подходящих художников. Так, например, работа Чжан Юя состояла из огромного количества фарфоровых пиал – 5000. Их разместили на острове рядом с Владивосток, в месте, которое называется 13-я батарея, прямо на берегу Японского моря. Бюджет биеннале был довольно ограничен, но все равно хотелось, чтобы работы были эффектны, поэтому я и вспомнила об этой работе с пиалами.

Выбирая работы художников для выставки, я прежде всего отталкивалась от пространства, а потом уже учитывала биографию самого автора. Большинство участников родом из портовых городов либо жили в них, то есть знакомы с атмосферой порта. Также все художники имеют определенное отношение к России или Советскому Союзу. Так, Марина Абрамович когда училась в академии искусств в Белграде, также изучала советскую систему.

Работа колумбийского художника Фито Сегрера связана со смертью, а ее переиграть невозможно. Он отталкивался от ванитас – жанра живописи в Европе [16-17 века], где обычно изображали черепа и другие подобные вещи, которые напоминали о скоротечности человеческой жизни. Если человек в этом мире лишь временно, то в чем смысл тратить ее на накопление материального богатства? Отталкиваясь от идей ванитаса, Сегрера создал программу, которая собирает натюрморт из предметов современной повседневной жизни, таких как телевизор, а также традиционных атрибутов [ванитаса], и помещает их на снимки с карт Google.

«Олимпиада 2020: Фестиваль здоровых мертвецов», Нобуаки Такекава. Источник: Ксения Рябова / the-village.ru
«Олимпиада 2020: Фестиваль здоровых мертвецов», Нобуаки Такекава. Источник: Ксения Рябова / the-village.ru

Изначально организаторы выставки просили, чтобы я выбирала уже готовые работы. Но мне показалось, что этого будет недостаточно. И хотя бюджет был сильно ограничен, я нашла японского художника и договорилась, что он сделает работу [специально для выставки]. Во-первых, Япония – это очень важное государство для региона, поэтому обязательно надо было бы включить художника оттуда. Тем более, что тогда [во время открытия биеннале] как раз должен был проводиться Восточный экономический форум, в котором Япония ежегодно принимает участие.

В итоге я уговорила организаторов пригласить художника из Японии – Нобуаки Такекава. А он сделал работу специально для биеннале. Его работа связана с заявлением [премьер-министра Японии] Синдзо Абэ отменить 9-ю статью конституции Японии в 2020 году, [согласно которой страна отказывалась от войны как суверенного права]. Война для Японии – это способ перевода внутренних противоречий вовне. Так было во время Второй мировой, когда из-за внутрияпонских проблем они пришли захватывать Китай, пытались захватить ресурсы других стран. Изменив конституцию, Япония опять сможет воевать с другими странами. Нобуаки иронизирует над этим предложением Синдзо Абэ.

В 2020 году в Токио как раз будут проходить Олимпийские игры, а спортивные состязания – это тоже конкуренции, и это игра. Однако в форме спортивных соревнований силами меряются государства, сравнивая свою мощь, культурную и политическую. Нобуаки, отталкиваясь от этой идеи, создал скульптуры спортсменов по всем видам спорта с лицом премьера-министра Японии. <…> Также среди фигурок есть Синдзо Абэ, переодетый в костюм Гитлера: он передает олимпийский огонь премьер-министру в костюме Марио, героя японской компьютерной игры. Во время закрытия Игр в Рио-де-Жанейро олимпийский огонь передали премьер-министру Японии, как раз одетому в костюм Марио. В работе художника передача огня символизирует эстафету войны: Синдзо Абэ также, как и Гитлер в свое время стремится развязать новую войну.

Я стараюсь поддерживать связь с художниками, спрашивать их о новых работах. А когда работаю над проектом, то в голове прокручиваю те произведения, которые подошли бы для конкретной темы. Как, например, для “Правил игры”. Иногда я использую уже готовые работы, если они подходят для проекта, иногда предлагаю художнику сделать новую работу, делюсь с ним своими идеями. Например, работа Абрамович мне показалась очень подходящей к теме биеннале. Ведь отношения между мужчиной и женщиной вполне могут стать полем битвы, местом конкуренции. Как раз об этом говорит работа Марины. Она очень много сотрудничала с Улаем, но постепенно их отношения стали очень напряженными, все более напоминая взаимоотношения конкурентов. И хотя это не было видно со стороны, они в этой работе показали эту грань отношений мужчины и женщины.

В целом я очень осталась довольно готовым результатом выставки. В первый день, когда мы приехали смотреть места экспозиции, еще ничего не было. На второй день – опять ничего не было готово. Лишь на третий день началась установка работ. И лишь утром четвертого дня, когда выставка открылась, все было на своих местах. И подобранные работы отлично вписались в выставочное пространство.

Для заглавной иллюстрации использовано фото Лены Килиной.

Интервью записано 18 октября 2017 года в Шанхае.

Wǒ ❤️ Magazeta

Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Ольга Мерекина

Автор: Ольга Мерёкина

Родилась во Владивостоке. Живет в Ханчжоу и Шанхае. BA (2007) востоковедение, MA (2014) современное искусство и кураторские исследования. Участник арт-коллектива Illumin8tors.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *