Мое знакомство с шанхайским современным театром произошло довольно поздно: почему-то только после многих лет жизни в Китае, мне пришла идея посетить какую-нибудь местную постановку. И первый же случайные выбор оказался удачным: актуальный текст и естественная игра актеров действительно увлекали, а некотоыре реплики на шанхайском были вполне понятны. И меня заинтересовало, откуда в Шанхае такая сильная театральная школа.
Вряд ли бы шанхайская драматическая школа достигла высокого уровня, если бы не Хуан Цзолинь (黄佐临, 1906-1994), который не только поставил более ста пьес и подготовил бесчисленный ряд актеров, но главное, что он попытался соединить систему Станиславского, Брехта и Мэй Ланьфана, актера китайской оперы. Откуда же у него появилась эта идея?
После окончания англо-китайского колледжа в Тяньцзине Хуан Цзолинь отправился в Бирмингемский университет изучать бизнес, но увлекся там студенческим театром. Написав и даже поставив небольшой моноспектакль, он решился отправить свою пьесу Бернанду Шоу, творчеством которого искренне увлекался. В ответ Хуан Цзолинь получил совет, который во многом помог ему найти себя: «Я не отношусь к последователям Бернанда Шоу, я и есть Бернанд Шоу. Если Вы хотите чего-то достичь, не надо никому следовать. Творите!» Возможно, из-за этого письма Хуан Цзолиня в некоторых популярных статьях называют «любимым китайским учеником Шоу».
Через шесть лет после возвращения в Китай, в 1935 году Хуан Цзолинь опять уезжает в Англию, на этот раз изучать творчество Шекспира и драматическую постановку. Режиссерское мастерство он изучал в Лондонской театральной академии у французского режиссера Мишеля Сен-Дени.
Вернувшись в Шанхай после получения магистерской степени, Хуан Цзолинь со своей супругой начинают одними из первых преподавать в Китае систему Станиславского, основывают одну из первых коммерчески успешных театральных компаний «苦干». После 1949 года он становится главным режиссером Шанхайского народного театра, что позволяет ему знакомить и зрителей, и актеров с теориями и работами Брехта. Конечно, во время Культурной революции его творческая и преподавательская деятельность были ограничены, но с конца 70-х годов он возвращается в театр с новой силой и новыми идеями.
Помимо театральных постановок, Хуан Цзолинь поставил несколько фильмов, многие из которых в Китае считаются классикой, например, «Часы» (表, 1949), «Потерявший память» (失去记忆的人, 1978).