Гонконгцы начали массово выходить на улицы в июне и продолжают протестовать. Все началось, когда власти предложили изменить закон и разрешить экстрадицию на материковый Китай, Тайвань и в Макао. Сейчас такого соглашения у Гонконга с материком нет. Многие жители посчитали, что поправки к закону об экстрадиции направлены, в первую очередь, против диссидентов и противников Компартии. Василиса Чернявцева поговорила с жителями Гонконга об их участии и отношении к протестам. Четверо участников рассказали, как голосовали за акции в анонимных чатах, убегали от полиции и переодевались так, чтобы их не могли узнать. Имена некоторых изменены по их просьбе.
Протесты, кажется, к завершению не приближаются. Власть пошла на серьезные уступки и заявила о полном отказе от законопроекта об экстрадиции, который и стал катализатором протестного движения. Сейчас протесты продолжаются и направлены уже против самой власти Гонконга и влияния Компартии КНР на специальный административный район. 12 августа протестующие захватили аэропорт города, все рейсы крупнейшего транспортного центра были отменены на сутки. Сопротивление полиции становится все более ожесточенным, применяют слезоточивый газ и резиновые пули все чаще. Периодически в соцсетях появляются ролики с избиениями протестующих иногда полицейскими, а иногда и некой третьей силой, крепкими ребятами в белых футболках, предполагается, что это гонконгская мафия, которая поддерживает материк.
Пекин в ситуацию не вмешивается, хотя о переброске боевой техники в Шэньчжэнь, ближе к границе с Гонконгом, говорили и в китайских соцсетях, и в руководстве США. Многие эксперты полагают, что применение военной силы очень маловероятно. Во-первых, это сильно усложнит внешнюю политику Китая и в отношениях с западными странами, и с Тайванем. Во-вторых, введение войск в азиатский финансовый центр нанесет существенный удар по экономике и спровоцирует отток капитала, а в условиях торговой войны с США, Китаю это нужно меньше всего. Поэтому официальный Пекин занимает наблюдательную позицию и воздействует на протестующих скорее психологически: заявляет об антипротестных учениях в Шэньчжэне, публикует фотографии сдачи крови солдатами НОАК из гонконгского гарнизона.
Читайте также: Протесты в Гонконге: реакция в интернете и повседневная жизнь
Стратегия официальных властей КНР понятна, они ждут пока жители города устанут от протестов, а его участники сами себя скомпрометируют. Осложняет ситуацию и отсутствие у протестного движения явных руководителей, что тоже создает проблему для властей – договариваться не с кем, арестовывать тоже некого. Так кто же выходит на улицы, как координируются действия и кто помогает протестующим?
Внимание! Мнение собеседников автора может не совпадать с мнением редакции Магазеты.
Анель, 18 лет
Иностранная студентка, Казахстан
“Все анонимно и децентрализовано”
Люди, в основном, действуют самостоятельно через группы в Telegram и чаты вроде Reddit. Схема такая — участники предлагают акцию, и идея, у которой больше всего лайков, осуществляется. Все анонимно и децентрализованно. События 2014 года показали гонконгцам, что иметь лидеров — это опасно и неэффективно. Тогда Пекин остановил движение, расправившись с основными членами. На этот раз государству пока не удалось подавить протесты — всех не посадишь, а даже если посадишь определенных людей, не остановишь других участников движения. Тут люди семьями с детьми выходят, и часто вижу парочек. Вот был разговор с другом местным, я спросила у него, мол, тебя родители отпускают вообще? Он спокойно ответил, что мама с папой не против, папа сам поддерживает протестующих. Еще гонконгцы религиозны. Тут много католиков, люди молятся за Гонконг. Гонконг сейчас — это борьба ценностей демократии и свободы слова с «диктаторским правлением Коммунистической партии Китая». Последнее мне, как студенту из Центральной Азии, очень знакомо, поэтому я не могу не симпатизировать гонконгцам.
Шен, 20 лет
Иностранный студент, Латинская Америка
“ Я считаю Гонконг своим домом”
Некоторые демонстранты потратили все свои деньги на противогазы и каски, и у них не осталось средств на еду. И люди начали раздавать купоны!((Прим. ред.: Купоны, которые можно обменять на еду, аптечные или бытовые товары, стали выпускать хозяева небольших лавочек или магазинов крупнее. Часть из них эквивалентны определённым суммам, а часть обменивают непосредственно на порции еды или наборы вещей. Купоны распространяются социальными работниками.)) Они приходили и давали их тем, кто выглядел уставшим. Еще они раздавали перчатки, маски, каски, защитные очки, а иногда даже одежду. Одежда нужна, чтобы митингующих не могли распознать, когда они возвращаются домой. Это потому, что когда 21 июля группа протестующих возвращалась домой, на них напали люди в белом и избили. Мне тоже дали все снаряжение. Удивительно видеть людей, которые такие щедрые, потому что поддерживают одну цель. Я — местный иностранец, я живу здесь уже 8 лет. Участие в протестах особенно не влияет на то, как ко мне относятся местные, но это важно для меня, потому что я считаю Гонконг своим домом.
Большинство университетов не могут ничего сделать, чтобы помешать студентам участвовать в протестах — учащиеся и сотрудники могут начать забастовку. Все преподаватели, с кем я говорил, поддерживают движение. Но я всегда получаю сообщение на почту, когда что-то происходит у моего универа.
Майк, 19 лет
Студент, Гонконг
“Я был на передовой и помогал остудить гранату водой”
Когда мы собирались уходить и помогали другим собирать вещи, полиция показалась с востока, запада и севера — с трех направлений, они стреляли слезоточивым газом. Это был один из самых страшных моментов. Нам пришлось бежать в гору. Количество газа, которое они используют, очевидно не “минимальное” или “достаточное”, они стреляют в убегающих людей, не переставая. В другой раз граната со слезоточивым газом взорвалась в небе. Это был первый раз, когда я был на передовой и помогал остудить гранату водой. К счастью, благодаря маске я не вдохнул много газа, но он все равно обжег мне лицо и кожу. Может, это оттого что у газа истек срок годности, потому что обожгло сильнее, чем на протесте 12 июня. Я подумал, это может вызвать аллергию. Мой брат ходит со мной на протесты. Моя мама поддерживает их, но не хочет, чтобы я ходил. А отец — безумный сторонник КПК, он на них работает.
Антон, 32 года
Программист в медицинской компании
“Сами протесты уже точно нельзя назвать мирными”
В июне меня больше всего поразило, что пара тысяч протестующих осаждали штаб-квартиру полиции, забрасывали здание яйцами, расписывали стены граффити и блокировали дороги, а в считанных метрах оттуда были открыты все бары и рестораны, и жизнь продолжалась как обычно. Поэтому я склонен не преувеличивать опасность демонстраций — в то время это все еще было не настолько серьезно. Но с тех пор протесты стали жестче — и действия полиции, и действия протестующих. Например, пару недель назад был случай, когда полицейский размахивал Ремингтоном и направлял его на митингующих, держа палец на курке. Это еще больше разозлило их, этого полицейского атаковали и сбили с него шлем.
Аналогичный инцидент случился на днях в аэропорту, когда полицейского сбили с ног, когда он пытался задержать протестующего. Он достал свой пистолет с настоящими патронами и наставил его на толпу. Коллеги загородили его и помогли остыть.
Действия полиции действительно становятся все жестче и жестче, но их нужно оценивать и с учетом того, что полицию непрерывно кроют матом, светят в них лазерными указками, а иногда и атакуют физически — сбивают с ног, пинают, бросают тяжелые предметы. Сами протесты уже точно нельзя называть мирными. Некоторые подозревают, что правительство Гонконга специально не сильно препятствует, чтобы демонстранты причинили серьезный ущерб городу и экономике и подорвали свои собственные позиции, настроили публику против себя. Я, можно сказать, местный, постоянно живу в Гонконге уже 8 лет. Но иностранцев на протестах достаточно, хотя бы потому, что это историческое и необычное событие — на это ходят туристы и из самого Китая — у них такое не разрешено.
Автор: Василиса Чернявцева
Для заглавной иллюстрации использовано фото polit.reactor.cc.
Wǒ ❤️ Magazeta
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях.
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.