Ли Сяомин о живописи гунби, тайных смыслах и России

Li Xiaoming gongbi art

На Фестивале китайской живописи гунби, который проходит в Москве третий год подряд, китайский мастер Ли Сяомин (李晓明) поделился своими впечатлениями о России, оценил уровень российских художников в стиле тщательной прорисовки гунби (工笔) и рассказал о главном увлечении всей своей жизни – живописи. Работами Ли Сяомина восхищаются во всём мире, он создал серию копий признанных шедевров династии Сун, которые выполнены с таким мастерством, что их порой ошибочно принимают за оригиналы. Со знаменитым художником беседовал Константин Филиппов.

Li Xiaoming gongbi art
Художник в стиле гунби Ли Сяомин, родился в 1972 году в уезде Увэй провинции Аньхой

Расскажите, что для вас живопись?

Живопись – это то, чем я занимаюсь всю свою жизнь, каждый день вот уже больше 35 лет. Моменты творчества – лишь небольшая часть этого процесса. Это сложная работа, крайне кропотливая и сосредоточенная, в которой не все и не всегда идет как задумано. Но это то, что я люблю и умею делать.

Если говорить серьезно, я бы обратился к словам художника и философа 5-го века Цзун Бина: «Живопись имеет двоякий смысл, как и сам мир, который, будучи «вещественным», увлекает в область «духовного». Мне близка идея, высказанная Шитао («Беседы о живописи»): живопись как эстетический феномен осмысляется в роли «прекрасного посредника» между Абсолютом и людьми, между Истиной и обществом.

Li Xiaoming gongbi art
“Год за годом будет достаток”, Ли Сяомин

Расскажите о технике, в которой вы работаете, в чем ее особенность?

Я работаю в технике гунби (工笔), что в переводе с китайского означает «тщательная кисть». Основной этап написания картины – это создание контура. На основе наблюдений за объектом (например, растениями или птицами) или же набросков, сделанных с натуры, или фотографий автор делает эскиз и тщательно прорабатывает все детали контура с использованием определенных видов линий, регламентированных канонами китайской живописи. Например, линия «лист плакучей ивы», или линия «шляпка гвоздя, хвостик крысы», или «дрожащая кисть, водяная рябь». Затем мастер переходит к нанесению цвета. Здесь, наконец, он может дать волю своему творческому началу. Цвет наносится очень тонкими слоями сильно разбавленными красками. Когда ученики спрашивают: «Сколько слоев?», мой ответ: «Столько, сколько нужно!». Потому что может быть 15 слоев, а может быть и 100. Это познается только с опытом. Есть еще много тонкостей и секретов, но это для людей, влюбленных в китайскую живопись и готовых посвятить ей часть своей жизни.

Как много времени у вас уходит на создание одной работы?

Столько же, сколько у любого художника любого другого направления живописи. Смотря что считать «временем создания» работы. Иногда от идеи до воплощения проходит один день, иногда этот процесс может растянуться на несколько месяцев. Это же не чисто механический или технический процесс. Бывает, увидишь цветок и бабочку, сядешь и нарисуешь все и сразу. Но чаще видишь отдельные детали, потом собираешь их вместе, меняешь что-то, складываешь картинку как пазл, учитывая не только эстетику, но и символизм китайской живописи, о котором я уже говорил.

То есть в картинах заложен некий тайный смысл?

Да, все верно. Например, картина, на которой изображены пионы и поющий петух, считается зашифрованным пожеланием почестей, славы, богатства, знатности. Два цветка лотоса на одном стебле на картине являются символом счастливой супружеской жизни. Поэтому очень важно все продумать, а затем технически грамотно изобразить, учитывая необходимость высыхания слоев краски.

Li Xiaoming gongbi art
“Сольный танец среди цветов”, Ли Сяомин

Во время работы вы погружаетесь в состояние медитации?

Да, китайская живопись – это состояние, можно сказать, сродни медитации. Только медитация – это уход от внешнего мира, сосредоточенность на внутреннем мире. Процесс живописи – это изучение и наблюдательность по отношению к внешнему миру, концентрация, сосредоточенность, внимательность в процессе рисования. И трансляция всего этого в мир внешний. Ты думаешь не о своем внутреннем, а о том, что и как ты рисуешь. О правильности, толщине и цвете линий контура. О том, как передать объем, форму, взаиморасположение объектов и их частей. О светотени и оттенках цвета. Да, это медитация, но медитация, направленная во внешний мир, медитация дела.

Вы один из известных в мире копиистов. Создаете уникальные копии шедевров, который нельзя отличить от оригиналов. Чем вас привлекли произведения живописи династии Сун?

Тут есть два момента. Во-первых, время династии Сун считается «золотым веком» китайской живописи. Эпоха отмечена необычайным взлетом эстетической мысли и самого искусства, особенно пейзажа и жанра «цветы и птицы». И действительно, взгляните на эти произведения. Они завораживают и поражают своей красотой, несмотря на достаточно ограниченную цветовую гамму. Минимум «действующих лиц», скудные краски, но при этом поразительная точность линий и выразительность композиции. Во-вторых, лозунг обучения китайской живописи (и не только живописи!) гласит: «следуйте за мастерами» или «следуйте за древними». Процесс обучения начинается с изучения линий и копирования работ старых мастеров – это закладывает фундаментальные основы мастерства и творчества.

Li Xiaoming gongbi art
Копия работы династии Сун “Корзина цветов”, Ли Сяомин
Li Xiaoming gongbi art
Копия рисунка династии Сун “Лотос и краб”, Ли Сяомин
Li Xiaoming gongbi art
Копия рисунка династии Сун “Слива бамбук и зимняя птица”, Ли Сяомин

Почему вы отказываетесь продавать свои картины?

Это не потому, что я жадный. В настоящее время я занимаюсь формированием своей собственной галереи. Я хочу, чтобы в ней нашли отражение разные этапы моего творчества, художественные искания и направления. Удачи и, возможно, даже неудачи. А то, что останется после открытия – станет достоянием коллекционеров. А еще я пообещал своей дочери, что когда она выйдет замуж, я подарю ей 100 своих работ.

Сегодня вы приглашенный гость Фестиваля китайской живописи гунби, который проходит в Москве. Вы уже посещали Россию?

В прошлом году я впервые приезжал в Россию, был в Санкт-Петербурге. Город произвел на меня огромное впечатление. Прекрасная архитектура, старинные здания, знакомство с русской культурой и живописью. Холодная погода, огромные белые сугробы и очень теплые встречи с гостеприимными людьми.

В этот раз погода теплая, несмотря на наступившую осень.

Да, вы правы. Москва очень красивая. Мне посчастливилось побывать на Красной площади, посетить Собор Василия Блаженного. Я удивлен, как много на улицах китайских туристов! Меня удивило то, как тихо русские разговаривают, соблюдая правила хорошего тона. А еще, когда я спустился в метро, был приятно удивлен, как на эскалаторе люди стоят с правой стороны, давая возможность пройти людям слева. Такого я не видел в Китае. Во второй раз убеждаюсь, что Китаю нужно многому поучиться у своего большого брата – России.

Как думаете, почему китайская живопись становится все больше популярной?

Китайская живопись привлекает все больше людей в разных странах мира. Думаю, это связано, во-первых, с ростом интереса к нашей стране. А во-вторых, с тем, что восточная философия и культура (и в частности живопись) несут в наш такой шумный, наполненный стрессами, мир покой, красоту, уважительное отношение к прошлому, умение находить точки опоры в настоящем для поступательного движения в будущее.

Li Xiaoming gongbi art
“Кувшинки и арованы”, Ли Сяомин

Фестиваль китайской живописи гунби в Москве проходит в этом году уже в третий раз. Как вы считаете, для чего нужны подобные фестивали?

Наши народы исторически связаны дружбой, несмотря на различия в менталитете. Такие мероприятия позволяют познакомить широкий круг людей с китайской живописью и культурой в целом. Расширение кругозора, возникновение желания изучать что-то новое (и старое!), желания путешествовать и познавать мир не только по книгам или в интернете и соцсетях – это главные достижения таких выставок. Многие мои русские ученики, начав освоение китайской живописи по книгам и у русских преподавателей, затем стали приезжать в Китай и учить китайский язык и каллиграфию. И, конечно, очень важно живое общение! Ведь ничто так не укрепляет взаимоотношения между нашими странами, как дружба и сотрудничество обычных людей.

Как вы оцениваете технику российских художников в стиле гунби?

У русских учеников очень большое желание и упорство в изучении китайской живописи стиля гунби. В силу того, что они не занимались каллиграфией, им сложно освоить специфические линии контура тушью. Но они очень стараются! Что касается передачи цвета, объема, колористики, то здесь они иногда даже лучше китайских студентов. Я вижу прогресс и радуюсь результатам их работы.

Автор: Константин Филиппов

Фестиваль китайской живописи гунби проходит во Всероссийском музее декоративного искусства с 18 сентября по 20 октября. Расписание фестиваля.

Для заглавной иллюстрации использован фрагмент работы Ли Сяомина “Год за годом будет достаток”.

Wǒ ❤️ Magazeta

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях.

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Редакция

Магазета — интернет-издание о Китае и китайском языке

1 Комментарий

  1. Спасибо автору за статью, это просто бальзам для эстетического чувства. Удивила насыщенная смыслом речь художника, что встречается ,увы,нечасто, а переводчик просто сразил наповал. Каким уровнем нужно обладать, чтобы в момент интервью сходу перевести про абсолюты и прочую метафизику. Я снимаю не шляпу – скальп)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *