Чтобы понять город, нужно знать его прошлое. Трагические или радостные события, истории о предательствах или величии оставляют на городе свой отпечаток. В Вероне невозможно не вспомнить о Ромео и Джульетте, а в Петербурге — о революции. Макао – очень разный, здесь местные жители исповедуют разные религии и говорят на разных языках. Но это значит лишь то, что историй здесь намного больше. Мы выбрали для вас самые главные моменты из истории Макао, которые помогут понять этот город лучше и, возможно, взглянуть на него другими глазами.
История первая. Как китайские императоры сбежали в Макао от монголов
В 60-х годах 13 века государство Южная Сун имело в качестве столицы город Ханчжоу, контролировало юг страны и все глубже погрязало в междоусобицах, коррупции и финансовом кризисе. Север страны, колыбель китайской цивилизации, теперь занимали монголы. И великий хан Хубилай не собирался ограничиваться лишь частью империи — монгольские войска захватывали один город за другим. Но местный двор был занят разделом власти и интригами – император умер, оставив в наследники трех малолетних сыновей. Опомнились власти только когда монголы подошли вплотную к столице.
В 1277 году 7-летний император Сун и его сторонники бежали на юг страны. Побывали они и на территории, которую мы сейчас знаем как Макао. Об этих землях знали еще со времен династии Цинь, их использовали в качестве промежуточной стоянки для торговых кораблей. Однако жил юный император там недолго, спустя два года, во время решительной битвы недалеко от берегов Макао, флот Сун потерпел свое последнее поражение. Проигравший все канцлер Лу Сюфу взял на руки восьмилетнего императора, от лица которого он правил, и бросился с корабля в море. Так на самых южных рубежах своей империи погибла великая династия Сун. А вот постоянное китайское поселение на территории Макао начало свое существование.
История вторая. Как строили храм богини моря
В течение последующего столетия сюда переселялись рыбаки из различных районов провинций Гуандун и Фуцзянь. Они же построили древнейший из сохранившихся в Макао храм А-ма, в честь богини моря Мацзу. Существует множество легенд, связанных с происхождением храма. Самая популярная рассказывает о прекрасной девушке, жившей в провинции Фуцзянь. Девушка умоляла рыбаков, переселяющихся в Макао взять ее с собой, но все ей отказывали, и лишь в одной лодке согласились принять ее на борт. Как только рыбаки отошли достаточно далеко от берега, на море поднялся шторм. Высокие волны разбили лодки в щепки – все, кроме той, в которой была девушка. Когда шторм кончился, и рыбаки причалили к берегу, они увидели, что их пассажирка бесследно исчезла. Поняв, что это была сама Мацзу, в благодарность за спасение местные жители построили в ее честь храм А-Ма, который позже дал название городу.
История третья. Кораблекрушение и его последствия
В 1513 году португальцы впервые высадились в устье реки Чжуцзян, а уже через три года активно торговали с Гуанчжоу. Но правящая тогда династия Мин к иностранцам доверия не питала, поэтому португальским морякам было запрещено сходить на берег, о дальнейшем продвижении к китайским городам не шло и речи. Постепенно до минского двора доходили слухи об активном захвате португальцами новых территорий в Азии. Окончательно убедившись, что от иностранцев ждать хорошего не приходится, китайские власти выдворили их с берегов Гуандуна в 1521 году.
Однако в 1536 году у берегов Макао потерпели кораблекрушение торговцы из Португалии, которым ничего не оставалось, как все-таки сойти на китайскую землю. Очевидно, тогда китайское правительство и решило, что Макао, в отличие от Гуанчжоу, достаточно безопасное место для торговли с иностранцами – малолюдно и далеко от материка. Торговля возобновилась, и португальцы, стремясь закрепить успех, помогли правительству Мин решить давнюю головную боль – выгнали пиратов с южных берегов Китая. В 1554 году было подписано португало-китайское торговое соглашение, по которому европейцы обязались платить налоги в китайскую казну. И в 1557 году португальцам было разрешено основать на территории Макао торговое поселение за арендную плату в размере 20 кг серебра ежегодно.
История четвертая. Иезуиты учат китайский
Вместе с новыми жителями в Макао пришла европейская культура. Обосновавшиеся на новой территории португальцы брали в жены местных, в основном, из народа танка. Но большую роль в проникновении европейской культуры сыграли миссионеры – иезуиты, прибывшие в Макао в 1563 году. Однако первые их успехи были весьма скромными – никто из них не говорил по-китайски, а учить португальский, чтобы поговорить о вере, местные желания не испытывали.
В 1578 году в Макао прибыл руководитель ордена на Дальнем Востоке Алессандро Валиньяно и сразу понял в чем проблема – посоветовал местным братьям начать с освоения устного и письменного языка страны, где они хотят работать. Вскоре в Макао приехали два талантливых священника Микеле Руджери и Маттео Риччи, которые всерьез занялись изучением китайского языка и смогли перебраться вглубь страны. Так начала развиваться португальская китаистика, а Макао стал базой для ордена иезуитов, который успешно действовал в Китае на протяжении двух веков.
История пятая. Как Макао чуть не стал голландским, а иезуитский священник одним выстрелом выиграл сражение
17 век стал золотым для Макао. Конкурент Португалии в морском деле – Голландия не могла остаться равнодушной к такому успеху. В начале 1600-х годов голландцы предпринимают несколько пробных попыток захватить Макао и выясняют, что оборона города оставляет желать лучшего – главная крепость Fortaleza do Monte достроена лишь наполовину.
Решение было принято, и 22 июня 1622 года тринадцать голландских кораблей подошли к берегам Макао. Капитан, руководивший операцией, отправил на разведку в город нескольких своих солдат. Выяснилось, что в Макао очень мало людей. Часть жителей уехала на ежегодную ярмарку в Гуанчжоу закупать товары для отправки в Японию, а китайское правительство отправило своих подданных на другой конфликт на границе.
На следующий день ранним утром на берег Макао высадилось 800 голландцев. Их встретили 150 защитников Макао – 60 из них были португальцами, а остальные местными жителями и африканскими рабами. Прикрываясь завесой дыма, они смогли застать голландцев врасплох – 40 человек включая капитана были убиты, но все же защитникам пришлось отступать в крепость до Монте. Оставив больше ста человек на берегу, голландцы промаршировали по городу и приблизились к форту. Португальцам оставалось только отстреливаться из малочисленных пушек. Из одной из них стрелял иезуитский монах, было ли это провидением или просто удачей, но первым же выстрелом он попал в бочку с порохом, которая находилась в самом центре голландской колонны. Произошел взрыв, сотни голландцев были ранены или убиты. Воспользовавшись смятением, на них налетел все тот же отряд в 150 человек. Голландцы в панике бросились на берег – в отступлении погиб второй капитан и лишь немногим удалось вернуться на корабль. Больше голландцы на Макао не нападали, а 24 июня долгое время отмечали, как День Макао.
История шестая. Руины собора святого Павла и закат влияния Макао
В течение двух столетий Макао был важнейшим азиатским торговым портом. Но португальское морское превосходство все теряло силу, а Британия получила Гонконг, ставший серьезным конкурентом Макао. Последним ударом для Макао стало решение Китая открыть свои порты для международной торговли в 1842 году.
Незадолго до этого город потряс ужасный пожар, который случился во время тайфуна. Множество зданий было разрушено, но главное – практически полностью сгорел собор святого Павла. На протяжении долгого времени он был главным кафедральным собором на всем Дальнем востоке. Пожар уничтожил и здание, и библиотеку – множество ценнейших реликвий было утрачено. Восстанавливать здание у Макао не было никаких возможностей. И руины, которые так и пролежали до 1990 года, долго служили напоминанием об утраченном могуществе.
История седьмая. Как Португалия забрала Макао у Китая
Хотя Макао и выглядел как португальская колония – европейцы полностью застроили город зданиями и соборами, а губернатора назначал Лиссабон, юридически он оставался территорией Китая, а португальцы исправно платили арендную плату. Но после поражения Китая в первой опиумной войне Португалия решила изменить ситуацию – объявила Макао свободным портом, изгнала китайскую администрацию и перестала платить арендную плату. Китайские власти приняли ответные меры – был убит губернатор Макао. В 1851 и 1864 годах португальцы присоединили к своим владениям острова Тайпа и Колоан, а Тяньцзиньский договор признал Макао португальской колонией. Китай договор не ратифицировал, но подписал Лиссабонское соглашение, в котором территория признавалась «под постоянным управлением и оккупацией Португалией». Так закончился долгий период, когда две совсем разных страны мирно уживались и управляли Макао вместе.
История восьмая. Местные жители против португальских властей
Португальское правительство Макао никогда не ставило своей целью объединить европейскую и китайскую части города. Сначала это было не нужно: китайские граждане находились под юрисдикцией китайских властей, и у португальцев не было ни малейшего желания вмешиваться. После изгнания китайских властей ничего не изменилось – город был разделен на две части, в каждой было своей руководство, образование тоже оставалось раздельным для португальцев и китайцев. В 1922 году китайские рабочие объявили забастовку, а местные жители отказывались покупать португальские товары. Их поддерживал материковый Китай, но португальскому правительству удалось договориться с китайским населением.
Следующий кризис случился после войны. Начались волнения китайского населения Макао, которые были жестко подавлены португальской полицией. В ответ протесты вспыхнули с новой силой, особенно активно себя проявила Ассоциация китайских учащихся, вдохновленная культурной революцией, которая набирала силу в КНР. Они требовали прекратить помогать Тайваню и принимать беженцев с материка. Пекин их поддержал делом — наполовину сократил подачу питьевой воды на полуостров. Китайцы перестали пускать португальских жителей в транспорт, обслуживать в ресторанах и магазинах, продавать товары и платить налоги. В итоге португальские власти согласились на все условия.
История девятая. Как Макао стал азиатским Лас-Вегасом
Когда Макао окончательно утратил свое значение как торговый порт, власти начали искать новые источники дохода. И нашли – в азартных играх, которые были легализованы в 1847 году. Чтобы как-то контролировать сферу, и главное деньги, была введена система лицензирования для игорных домов. В конце 19 века больше двух сотен заведений платили в казну правительственный налог на азартные игры.
Но в азиатскую столицу азарта город превратился в 1962 году, когда правительство предоставило монополию на все виды игр синдикату Sociedade de Turismo e Diversões de Macau. Бизнес стал развиваться – строили новые казино, играли в популярные западные игры и главное, инвестировали в развитие транспорта между Макао и Гонконгом. В ответ на действия синдиката в Макао хлынули миллионы игроков, готовые оставить в городе свои деньги. Так начался второй расцвет города.
История десятая. Возвращение в Китай
Постепенно Макао получал все большую автономию от Португалии, в которой изменился политический режим. В новых условиях Пекин и Лиссабон демонстрировали активное желание разрешить вопрос с Макао удобным для всех образом. Переговоры тянулись 7 лет, но в 1987 была подписана декларация, предполагавшая создание особого административного района в Макао в 1999 году. До этого срока предполагалось решить все законодательные вопросы, реформировать исполнительную власть в Макао и разобраться с мафией, от которой город серьезно пострадал в конце 20 века. Все задуманное удалось, и 20 декабря 1999 года Макао вновь стал китайским.
Для заглавной иллюстрации использовано картина неизвестного китайского художника. Около 1870 года. Источник: commons.wikimedia.org
Материал подготовлен при участии Управления по туризму правительства Макао в России.
Еще больше публикаций о Макао
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.
Извините, пожалуйста, но Маттео Риччи — итальянец, при чём здесь португальская китаистика?
Здравствуйте! Кроме того, что Маттео Риччи был итальянцем, он так же был миссионером ордена иезуитов. А этот орден активно участвовал в жизни и развитии Макао, но по большей части, иезуиты в португальской колонии были родом из Португалии. Для своей миссионерской деятельности они учили китайский язык, а стало это возможным благодаря таланту Маттео Риччи. Именно так труды итальянца помогли развитию португальской китаистики.