Пять кирпичей из Великой Китайской Стены

кирпич первый

Кирпич первый

— Ты достаточно вырос и поумнел для того, чтобы понять, что тебе необходимо продолжить строительство Великой Стены. Твой отец был великим императором. Но у него не хватило времени на все его замыслы, усмирение провинций заняло весь период правления и подорвало здоровье. Но он оказал мне честь, обязав воспитать тебя по заветам великого Кун-цзы, в духе пяти принципов. Также он наказал мне объяснить тебе, по достижении тобой восемнадцатой весны, что ты должен приступить к строительству.

— Учитель, на десять тысяч хутунов по сторонам четырех океанов дети смеются над Великой Стеной.

— Это потому, что они еще дети. Жители Поднебесной должны строить стену, чтобы Поднебесная существовала. Долг императора – создать условия для продолжения строительства и восстановления Стены. Общий труд над ее созданием сделал китайцев китайцами и сплотил их. Первый император Китая Цинь Ши Хуанди потому и стал императором и объединил Китай, что понял это. До него оборонительные линии строили отдельно друг от друга северные китайские княжества Чу, Ци, Янь, Цинь, Чжао, Вэй, Хань, и только Цинь Шихуан догадался соединить их в одну, и таким образом показал, что Китай един. С того времени императоры каждой следующей династии продолжали дело Цинь Шихуана и восстанавливали разрушенное временем и варварами.

Таким образом у народа Поднебесной появлялось общее дело, у людей возникало чувство локтя, их потомки из разных концов страны знали, что в Стене замурованы умершие на ее строительстве предки, и у них появлялось осознание того, что Стена – общая могила их пращуров. Это объединяет. К тому же становится жаль затраченных трудов. В Поднебесной устанавливалась гармония. Варвары смотрели на Китай и думали, что если эта страна может позволить себе такую роскошь, как строительство крепостей в горах, которые и так неприступны, то мощь ее воистину огромна. Когда же правители забывали о необходимости строительства, Небо забирало у императора свой Мандат и начинались восстания или нашествия варваров, приводившие к падению династии.

— Но ведь мы не китайцы, мы маньчжуры. Мы те самые варвары, от которых строилась Стена. Мы правим Китаем, но наша родина по ту сторону Стены, с которой у нее устроены башни и укрепления. И мы сами не пускаем туда китайцев. А когда-то китайский предатель открыл нам ворота заставы, и вскоре мы беспрепятственно вошли в Пекин.

— Это неважно. Если ты хочешь управлять китайцами, ты должен продолжать строить Стену. Так делали до нас и другие завоеватели Поднебесной – кидани, чжурчжэни и монголы. А Стена послужит для того, чтобы сохранить нашу отчину от проникновения туда китайцев.

кирпич второй

Кирпич второй

-Пора задуматься о восстановлении Великой Стены.

— Но товарищ Председатель, Китайской Народной Республикой руководит Коммунистическая партия Китая, а не император, все варвары усмирены и включены в общую социалистическую семью народов, северные ревизионисты напуганы, у Китая есть ядерное оружие, самолеты и танки – они защитят лучше Стены.

— Это так. Но уроки истории учат, что если Стена приходит в запустение и начинает разрушаться, беды обрушиваются на Поднебесную. Мы не будем строить стену для защиты, мы восстановим ее под видом туристического объекта. Это все объяснит и отвлечет внимание. К тому же на туристах можно неплохо зарабатывать. Я сам напишу лозунг: «Кто не был на Великой Стене – тот не молодец!»

кирпич третий

Кирпич третий

— Как известно, Великая Китайская Стена – единственный рукотворный объект на Земле, видимый из космоса.

— Ага, и пришельцы начинают ржать еще на подлете!
— Бу-га-га-а!

кирпич четвертый

Кирпич четвертый

— Что изрек знаменитый хучжоуский оракул?
— Он изрек, что в будущем северные варвары будут говорить, что Стена построена не для защиты китайцев, а для защиты от китайцев.
— О, видимо, это свидетельствует о том, что северные варвары всерьез убоятся силы китайского оружия.

кирпич пятый

Кирпич пятый

Как выяснилось из опубликованной на сайте Wikileaks переписки американских дипломатов, Вашингтону было известно содержание секретных протоколов, оформленных во время первого этапа российско-китайских переговоров в начале 90-х об урегулировании территориального вопроса между странами. Как известно, окончательное соглашение о демаркации границы подписали только в 2004-ом, но еще глубоко в 90-х договорились обоюдно отвести от границы войска на 200 км и законсервировать укрепрайоны в приграничье. Так вот. Из протоколов выясняется, что степень напряженности и взаимного недоверия была на тот момент столь велика, что наряду с отводом войск обеими сторонами ставилось требование ликвидировать укрепрайоны не только на границе и вблизи, но и… Наши требовали «срыть» Великую Китайскую Стену, а китайцы – крепость Кремля. Спасло два великих исторических памятника только заверение россиян, что скоро все равно планируется постепенный переезд столицы в Санкт-Петербург, и утверждение китайцев, что Стена уже давно развалилась сама, а туристам показывают несколько отстроенных заново отрезочков, не имеющих стратификационной ценности. В итоге – всего лишь 200 км.

Фото аватара

Автор: Андрей Дерябин

Автор живет во Владивостоке, по образованию китаист-историк, занимается политологией, основной регион - Северо-восточная Азия.