За пышностью национальных танцев народности хань – Дракона и Льва — не каждый разглядит древний смысл танцев многочисленных малых народов, населяющих Китай. Одним из таких ритуальных действ является необычный танец народности чжуан, в котором «кошки» входят в транс, извиваются и кричат, что не может не вызывать ассоциации с Африкой, и ее колыбелью – Египтом! Однако, если мы попытаемся проследить корни этой традиции еще глубже, то сможем обнаружить удивительное совпадение этого образа во всех уголках планеты…
«Великая Китайская Кошка»
Каждый год во время праздника урожая, чжуан совершают оригинальный ритуал поклонения святой Кошке, прося ее охранить общину от голода и уничтожить врагов.
Двадцать юношей и девушек надевают разноцветные костюмы с бахромой, имитирующей шерсть кошки, и сооружают хвосты из соломы, куда втыкаются ароматические палочки. Наряд венчают высокие кошачьи маски, которые покрывают лбы танцоров.
Начинается танец медленно: «кошки» начинают ходить, играть друг с другом, облизываться. Перестраивая ряды, танцоры выгибают спину, мягко прыгают друг перед другом на «лапы». Представление кошек резко прерывается с появлением «Духа Большой Кошки», которого изображают двое: один танцор держит в руках огромную черно-белую кошачью голову, а второй, одетый в черное, имитирует туловище и хвост животного. «Великая Кошка» под медленную музыку грациозно осматривается по сторонам, медленно крадется. Высматривая добычу, она то запрыгивает на высокий столб, то мягко спрыгивает вниз. Резко остановившись, кошка замирает, чтобы не спугнуть высматриваемую добычу.
В это время к амбару с зерном под веселую мелодию начинает красться огромная серая «мышь-оборотень» с остромордой головой. Мышь осторожничает – то и дело оглядывается вокруг, но, увидев зерно, радуется и начинает гротескно танцевать. В это время из засады неожиданно выпрыгивает «Великая Кошка». Она громко мяукает, и начинается «борьба кошки с мышью». Духа Кошки поддерживают остальные танцоры. Благовонные палочки в хвостах кошек поджигаются, зрители взывают к Духу Огненной Кошки1.
Юноши и девушки-«кошки» двигаются все быстрее и быстрее в такт набирающей темп музыке, кричат и извиваются, зрители вторят им, поддерживая и улюлюкая, горны трубят все громче, барабаны ударяют все быстрее… Вдруг все резко затихает: Мышь в когтях у Кошки – грандиозный финал! Урожай спасен!
Так каждый год народность чжуан чтит святую Огненную Кошку и просит дать богатый урожай…
Через Запад на Восток. Или, наоборот?
Примечательно, что с головой кошки, или в облике кошки, изображается и древнеегипетская богиня плодородия и деторождения Бастет. Также она считается богиней радости и веселья, символизирует защитницу дома, семьи, женщин и детей. Богиню Бастет также отождествляют с другими богинями – Хатор (богиней любви, женственности и красоты) и Сехмет с головой львицы (богиней войны и разрушительной энергии Солнца). Сехмет считается хранительницей равновесия мира и защитницей людей. А некоторые версии мифа о сотворении человечества даже называют Сехмет «создательницей ливийцев и азиатов»!
Любопытна такое же тройственность Богини в индуистской традиции : «дающая существование» Сарасвати (либо Парвати), богиня любви, женственности и плодородия Лакшми и черная богиня разрушения Кали (Дурга). На самом деле черная Кали – не разрушительница в негативном понимании, она лишь поддерживает мировой порядок – цикл зарождения, развития, разрушения. Роль Кали — защищать и освобождать тех, кто стремится к познанию.
Примечательно, что в некоторых европейских и южноамериканских храмах также можно обнаружить Черную Мадонну…
А в буддийской традиции Сикхамукха с головой львицы – дакини, символизирующая устранение препятствий посредством гневной силы.
Не этой ли «Великой Кошке» в одном из ее интерпретаций поклоняется народность чжуан? И не та ли это «Великая Кошка», которую древние традиции почитают во всех уголках планеты?
- Само название танца на китайском языке «火猫舞» — танец огненной кошки [↩]