Глобализация
На 90-е годы в Китае пришелся период трансформации во многих сферах жизни, в том числе и в искусстве. Крупные города полностью изменили свой облик: страну наводнили иностранные товары и их китайские копии, из сельских районов в города хлынула волна ищущих работу и лучшую жизнь. Если в 80-е китайский модернизм был, в первую очередь, связан с общественно-политической ситуацией в стране, то с 90-х годов граница между китайским и международным современным искусством начала активно стираться. Как и в экономической, так и в художественной жизни Китая начался процесс глобализации.
В отличие от героических и идеалистических настроений «Новой волны», в 90-е годы искусство в Китае приобрело циничную окраску. Запрет после 1989 года на любую публичную деятельность без разрешения властей заставил многих художников обратиться к сарказму. Еще одним важным фактором, повлиявшим на мир искусства в то время, стала стремительная коммерциализация китайского общества, которая повлияла и на отношения художника с публикой.
В результате, группа молодых художников, главным образом, выпускников Центральной академии искусств, сознательно отказалась вкладывать глубокий смысл в свои работы, совершив так называемый переход из «глубины» к «поверхности». Названная в честь одноименной выставки 1991 года, группа «Нового поколения» в своих работах отражала сарказм по отношению к различным проблемам общества. А наиболее экстремальным примером это направления стал циничный реализм (Лю Сяодун, Фан Лицзюнь и другие). Рожденные в 60-е годы, художники этого поколения не имели душевных ран, оставленных событиями Культурной революции. Они противопоставляли бытовую жизнь великим идеям и целям «Новой волны»: отказавшись от каких-либо открытых политических заявления и теоретических систем, они просто сосредоточились на творческой практике.
Еще одним важным художественным течением в начале 90-х годов стал поп-арт, который в дальнейшем развился в два самостоятельных направления. Политический поп-арт (например, Ван Гуанъи) демонстрировал переосмысление прошлой политической визуальной культуры: образы Культурной революции были пересмотрены и соединены с образами западной рыночной культуры. Культурный поп-арт сконцентрировался больше на настоящем, извлекая образы и стили из различных сфер популярной визуальной культуры, особенно, рекламы.
Циничный реализм и политический поп-арт являются наиболее известными на Западе направлениями современного китайского искусства. Но в 90-е годы получило развитие еще одно направление – концептуальное искусство, представленное первоначально группой «Новый аналитик» (Чжан Пэйли и Цю Чжицзе). С середины 90-х распространение получили и перформансы, которые, главным образом, были сосредоточены в так называемой Восточной деревне в пригороде Пекина. Это период мазохистских «65 кг» Чжан Хуаня, переосмысление традиций каллиграфии Цю Чжицзе, семейной серии Чжан Сяогана.
К середине 90-х годов большинство художников освободилось от груза Культурной революции. Их творчество стало больше отражать проблемы современного китайского общества. В результате появилось новое направление «Цветастое» искусство (Gaudy Art), которое, соединив визуальные элементы циничного реализма и культурного поп-арта, одновременно и высмеивало, и использовало вульгарность коммерческой культуры. Работы художников (братья Ло, Сюй Ихуэй) в этом направлении стали пользоваться огромной популярностью как у галерей, так и у иностранных коллекционеров. С одной стороны, «цветастые» работы были направлены против общества потребления, с другой — они сами являлись объектами этого потребления.
В то же время группа художников, специализирующаяся на перформансах и инсталляциях, дала толчок развитию некоммерческих проектов, которые представляли активное взаимодействие с обществом. Но вместо того, чтобы просто отражать изменения общества , как это делали художники «Нового поколения», они стремились выразить свое собственное отношение к этим общественным трансформациям (Чжан Хуань, Ван Цзиньсун, Чжу Фадун).
В течение 80-х авангардисты и критики использовали для обозначения современного искусства термин «модернизм», в 90-е же, особенно после 1994 года, все чаще стали использоваться термины «актуального» или «экспериментального» искусства. То есть китайское современное искусство постепенно стало частью мирового. И когда значительное число китайских художников уехало в США, Японию и страны Европы (многие из которых вернулись в Китай в 2000-е), то и оставшиеся на родине также получили возможность путешествовать по миру. С этого момента современное китайское искусство перестает быть исключительно местным явлением и вливается в мировое.
Выход в свет
1992 год оказался важным для Китая не только в сфере экономических реформ, но и в мире искусства. Первыми, кто обратил внимание на китайский авангард, стали (конечно, после китайских властей) иностранные коллекционеры и критики, для которых основным критерием для художественной оценки работ и самого художника была «неофициальность». И, в первую очередь, авангардные художники, вместо того, чтобы ждать признания от государства, обратили свои взоры на международный рынок.
В том же году Цай Гоцян, Люй Шэнчжун, Ван Юшэнь и другие представили свои работы на второстепенной выставке Kassel Documents Exhibition. Затем состоялся первый биеннале в Гуанчжоу, который стал попыткой местных критиков при финансовой поддержке частного бизнеса создать рынок современного искусства в Китае. Это была первая столь масштабная выставка с коммерческим уклоном: все представленные работы предназначались для продажи, а в большинстве случаев цену назначал сам художник. В том же году гонконгская галерея «Hanart T Z» и тайваньская «Shui Yuan» также начали выставлять работы современных китайских художников.
В 1993 году выставка «После 1989 года: новое искусство в Китае» (кураторы Ли Сяньтин и Чжан Сунжэнь) была представлена в Гонконге, Австралии и США. После чего Чжан Сунжэнь стал поддерживать участие китайских художников (например, Ван Гуаньи и Ли Шань) в других международных выставках, нередко для этого выкупая работу у автора. В том же году Фан Лицзюнь, Юй Хун, Гэн Цзяньи, Чжан Вэйли, Ван Юшэнь и другие представили свои работы на Венецианском биеннале. Но международное признание современного китайского искусства произошло только в 1994 году на биеннале в Сан-Паулу. В 1999 году в Венеции китайское современное искусство представляло уже 20 художников, больше, чем число американских или итальянских участников.
Когда китайские художники начали входить в международную систему выставок, современное китайское искусство столкнулось с новыми проблемами: влияние коммерческого успеха и пассивный выбор пост-колониального стиля. В 80-е годы, когда система галерей и пожертвований практически отсутствовала, для художников главное значение имели идеалы, их работы были частью идеологической эмансипации. В наши дни современному китайскому искусству приходится играть в рамках западной системы «художник – кураторы – критики – СМИ – галереи – аукционные дома – коллекционеры – художественные музеи».
К счастью, это система оказалась весьма эффективной и в Китае. Начиная с Шанхайского биеннале в 2000 году, в стране формируется внутренняя выставочная система. Биеннале в Чэнду, Гуанчжоу и Шанхае являются важными элементами в развитии современного китайского искусства и позволяют даже привлекать значительные финансовые ресурсы внутри страны.
Также с 2000-х годов китайское правительство начало активно поддерживать современное искусство. В 2002 году директор Национального музея искусств КНР был приглашен куратором китайского зала на биеннале в Сан-Паулу. В 2003 году представители правительства были официально приглашены на биеннале в Венеции для создания постоянной экспозиции китайского искусства. В 2003 году Министерство культуры КНР пригласило Фань Дианя, Хоу Ханьжу и Кэ Цзяби курировать выставку «Life at this moment» в музее современного искусства в Берлине. Это была первая крупномасштабная выставка, организованная китайским правительством за рубежом.
спасибо)
классно, если бы еще имена художников на китайском тоже присутствовали)
Олечка, спасибо за интеерсную статью! Ждем продолжения!
Обалденно!!!!
«переосмысление традиций каллиграфии Цю Чжицзе» — а о чем тут речь? или ссылочку какую..
Я имела в виду его проект 90-х годов, когда он 1000 раз переписал «兰亭序» известного китайского каллиграфа Ван Сичжи.
Но у него на настоящий момент уже серия подобных «каллиграфических» проектов: http://www.qiuzhijie.com/worksleibie/e-worksshufa.htm
О, спасибо большое!
С «Сутрой Сердца» — клёви!
Интересный взгляд на современное китайское искусство! А как Вы, Ольга, вообще оцениваете госполитику КНР (например, в свете решений 6-й пленума ЦК КПК 17-го созыва) в сфере культуры? Поддерживают ли там художников, музыкантов? Насколько верно мое предположение о том, что только сейчас в Китае реализуется то, что в СССР создавалось еще в 20-х годах прошлого века, но ушло в небытие с распадом Советского Союза? Т.е. можете ли сделать некий сравнительный анализ — как сегодня с искусством у них, и у нас?
Интересуюсь не просто так, а в связи с тем, что в текущем номере журнала «Россия и Китай» (www.owasia.org) одна из главных тем — китайская политика в сфере культуры и искусства.
Ольга Олеговна, ваша статья прекрасна! Продолжайте образовывать массы! =)
+1!
+100!
Здорово! Было бы интересно узнать про становление района 798. Как он сушествует экономически — загадка.
Про район 798 — это не ко мне: я все-таки больше в Шанхае и Ханчжоу. А писать про него по книжкам — нечестно: район не видела, с местными не общалась…
Может быть кто-то из пекинских любителей искусства готов поделиться информацией?
Но без него рассказ о современном китайском искусстве будет, мягко говоря, неполным. Может шанхайские артисты занают о нем что-то? Меня вот больше интересует его организационная часть. Как там могут проходить выставки Ай Вейвей в то время, когда его самого закатывают?! За чей счет существуют все эти громадные инсталляци и галереи, вход в которые бесплатен?!
Очень интересно. Спасибо.