Проект «Кока-кола»: китайская специфика американского напитка

Ван Гуанъи. Серия "Великая критика". Кока-кола (зеленая)
ai-weiwei-coca-cola
Ай Вэйвэй. Ханьская ваза с логотипом Кока-колы (1994)

«Coca-Cola» уже давно не является просто словами, просто белыми буквами на красном фоне, просто названием не очень полезного газированного напитка. Для художников всего мира этот бренд стал символом глобализации и культуры потребления; с тех пор, как Энди Уорхолл создал свои картины и принты, каждый уважающий себя последователь поп-арта считает необходимым ввернуть колу хотя бы в одну из своих работ. Стоит ли говорить о китайских художниках, парадоксально одержимых поисками идентичности через копирование.

В 90-х, настолько же лихих в Китае, как и в России, когда западные бренды только начали появляться на прилавках некогда абсолютно социалистических магазинов, красные банки с черной жидкостью привлекли к себе внимание. На бренд, в частности, ссылались такие художники, как Ай «Пафосный диссидент» Вэйвэй, Ван «Умею рисовать только плакаты» Гуанъи, а так же Ван «Пилю луки по-буддистски» Цинсун.

Ван Гуанъи. Серия "Великая критика". Кока-кола (зеленая)
Ван Гуанъи. Серия «Великая критика». Кока-кола (зеленая)
Ван Цинсун. Серия "Прошение о Будде", №1. 1992.
Ван Цинсун. Серия «Прошение о Будде», №1. 1992.

В этих работах кола контрастирует как с далеким, так и недавним прошлым Китая, используется как средство противопоставления глобальной и локальной культур. Ассоциативные ряды здесь считываются необыкновенно легко: Китай — ваза, Китай — буддизм, Китай — культурная революция, а Кола — все западное, что принесла эпоха реформ и открытости. Сейчас простые ассоциации в китайском искусстве постепенно уходят в прошлое: за подобные противопоставления мой прекрасный Цю Чжицзе бьет своих студентов по голове бамбуковой палкой насмешек и унижения.

Впрочем, даже сегодня молодые художники ловят пенную волну кока-колы. Один из них – Хэ Сянъюй (何翔宇, 1986), усвоивший азы масляной живописи в одном из институтов Шэньяна. Его самая известная серия носит самоочевидное название «Проект Кока-кола». В рамках этого проекта Хэ, не без помощи специально нанятых рабочих, на протяжении года выпаривал 127 тонн колы, чтобы выстроить постапокалиптические горы из образовавшихся черных кристаллов.

Хэ Сянъюй. Проект Кока-кола. 2010.
Хэ Сянъюй. Проект Кока-кола. 2010.

«Наше все» китайской художественной критики Гао Минлу в своей статье1 отмечает, что, в отличие от вышеупомянутых  художников, Хэ сосредоточен не на символической, а на физической составляющей бренда. Он имел дело не с логотипом, а с самим напитком: с несколькими сотнями тысяч бутылок. Целый год его жизни прошел в густом дыму, между бутылками газировки, в стенах, увешанных набросками будущих работ. Некоторая документация процесса выпаривания была представлена на первой выставке «Проект Кока-кола» (2010, Пекин). Зрители могли увидеть фотографии мастерской, пустые бутылки, послужившие сырьем для создания инсталляции, с этикетками, на которых обозначено время выпаривания.

hexiangyu_3

Став обладателем нескольких тонн черных кристаллов, Хэ справедливо рассудил, что будет просто глупо не использовать в своих работах такой специфический материал. И здесь он вступает на скользкую дорожку своих предшественников, спекулируя колой в рамках антитезы «Восток-Запад». Среди работ этой серии —  человеческий скелет в натуральную величину, сделанный из нефрита и вываренный в коле , а так же серия каллиграфий, написанных чернилами на основе той же самой выпаренной газировки.

hexiangyu_2

Первая выставка проекта была закрыта через три дня после начала. Видимо, в вываривании слишком символического нефрита обнаружили крамолу, к вящей радости господина Хэ, который неоднократно заявлял в интервью, что намерен сделать «все, что запрещается делать в Китае», действуя, таким образом, в лучших традициях своего любимого Ай Вэйвэя. Хэ так же намерен сделать «Проект Кока-кола» главным проектом своей жизни в искусстве. И действительно, для художественной утилизации таких объемов материала не хватит и жизни.

В одном из интервью с Хэ Сянъюй мне встретились фразы, которые часто можно услышать от современного китайского художника: «я просто хочу найти необычное применение обычным вещам, хочу хорошо провести время»2. Не в силах отказаться от семиотических спекуляций, Хэ все же смог подойти к предмету своих исследования с довольно необычной позиции, с позиции чисто физической. Что на самом деле представляет собой всеми любимый напиток? Как он взаимодействует с другими предметами и веществами? (Помимо того, конечно, что колой можно очистить электрический чайник от накипи). Если называть его работы образчиком пиара, то это, несомненно, черный пиар. Хотелось бы Вам поглощать эти неаппетитные черные кристаллы? Или вещество, которое разъедает даже нефрит? Интересная, знаете ли, тема для размышлений по дороге в продуктовый магазин.

Другие статьи про современное китайское искусство:

  1. Gao Minglu. Cola Project as Anthropology []
  2. 何翔宇:艺术不需要解释 []
Фото аватара

Автор: Анна Потапова

Искусствовед-недоучка, кандидат патафизических наук. Контужена в голову китайским искусством ХХ в.