Как система образования в Китае делает из родителей контрол-фриков

Как система образования в Китае делает из родителей контрол-фриков

Жизнь любого родителя наполнена страхами, но иногда это слабо контролируемое стремление обезопасить может достигать паталогических пределов. В одном из эпизодов сериала «Черное зеркало» напуганная мать, чуть не потерявшая 3-летнюю дочь, решается на участие в высокотехнологичной программе, которая позволяет следить за ребенком и даже влиять на его восприятие реальности. В Китае многие мамы используют более доступные способы вмешательства в личную жизнь детей и буквально превращаются в контрол-фриков.

«Моя мама ходит со мной в школу»

Дай Цзихуа, мама ученика средней школы №64 города Уханя, посещает 80% занятий своего сына. По ее словам, она не просто контролирует его во время уроков, но и служит ему моделью поведения. Такая материнская вовлеченность в процесс положительно сказывается на успеваемости, а о психологических последствиях тотального контроля Дай Цзихуа пока не задумывается. Она уверена, что это позволит в будущем ее сыну успешно сдать гаокао и поступить в престижный университет.

Это даже по китайским меркам перебор. И публикация этой новости в соцсети Weibo вызвала множество комментариев, осуждающих Дай Цзихуа и руководство школы, которое поддерживает фактически совместное обучение матери и ребенка. Но не думаю, что среди даже осуждающих комментаторов найдется много родителей, готовых полностью отстраниться от участия в образовательном процессе собственных детей. Даже самые либеральные из них не могут рисковать светлым будущим.

Миссия невыполнима. Попасть в детский сад

Борьба за место под солнцем начинается еще до рождения ребенка: о том, какие страсти разворачиваются среди будущих мам, я уже писала. Но напряжение только нарастает по мере того, как ребенок приближается к своему трехлетию и приходит пора отдавать его в детский сад.

Как и в случае с больницами, государственные детсады лучше контролируют, туда попадают лучшие преподаватели, причем, в некоторых городах могут позволить нанимать даже иностранных учителей. Частные же детсады могут сильно отличаться и материальной базой (у некоторых нет уличных игровых площадок), и подходом к воспитанию. Они значительно дороже (например, месяц в государственном детсаде в центре Шанхая будет стоить менее 3000 юаней((около 30 000 рублей)), а частный — 6000-10000 юаней((60-100 тысяч рублей)), но главное — не все частные детсады имеют право выдавать диплом об окончании, а он важен для дальнейшего поступления в начальную школу.

Современный подход к образованию не сочетается с системой единого экзамена. Учащиеся международных школ в Китае - в числе немногих, кто избавлен от чрезмерного психологического развития. Источник: Nord Anglia Education
Современный подход к образованию не сочетается с системой единого экзамена. Учащиеся международных школ в Китае — в числе немногих, кто избавлен от чрезмерного психологического давления. Источник: Nord Anglia Education

Недвижимость, расположенная рядом с престижным детским садом и школой, стоит дороже, так как ее обладатели получают заметное преимущество при поступлении в детский сад. Без свидетельства права собственности попасть в детсад возможно, но процедура заметно усложняется, а конкуренция за место возрастает. В разных городах процедура может отличаться. Например, в Ханчжоу не-местным необходимо за год до предполагаемого поступления оформить годовую страховку — около 12000 юаней((120 000 рублей в год)).

Престижные детсады также проводят дополнительные собеседования с детьми — так трехлетние малыши сталкиваются с первым в своей жизни конкурсным отбором, для многих из которых он будет продолжаться всю жизнь: попасть в лучшую школу, попасть в лучший университет, в престижную компанию, а потом брак и рождение собственных детей — и все по второму кругу.

Главное — сдать гаокао

Поступить в китайских вуз китайцу без гаокао невозможно. Единственный выход для тех, кто не готов пропускать своих детей через жернова системы единого экзамена — учеба за границей. Но для многих китайцев даже престижный американский или британский вуз хуже, чем Цинхуа, Чжэда или Пекинский университет. И это не только и сколько сомнения в качестве образования, а просто понимания того, как устроено китайское общество, где самые тесные связи нарабатываются во время обучения в бакалавриате.

Родители ждут перед входом в школу, пока выпускники сдают главный экзамен в современном Китае - гаокао. Источник: CNN.com
Родители ждут перед входом в школу, пока выпускники сдают главный экзамен в современном Китае — гаокао. Источник: CNN.com

Многие родители понимают, что система единого экзамена далека от идеала, но лишь единицы решаются на поиск альтернативных вариантов, тем более, что в системе среднего образования в Китае их не так много. В основном это частные китайские или иностранные школы. Среди государственных школ также есть экспериментальные, где пытаются модернизировать систему образования, внедряя классы по 3D-печати и робототехнике и делая попытки перехода к междисциплинарности. В Китае, конечно, есть немало людей осознающих, что существующая система образования не готовит детей к современной жизни и тем более не способна подготовить их к тем условиям, с которыми они столкнуться через 12-17 лет, когда начнут искать работу, — 65% нынешних школьников будут работать в еще не изобретенных сферах.

Но пока главным критерием качества школьного образования является показатели сдачи гаокао, поэтому большинство родителей предпочитают не рисковать и полагаться на «проверенные временем» стандарты. Так как больше шансов сдать экзамен у учащихся престижных школ, то борьба за места в них начинается с детского сада: правильная подготовка в детском саду гарантирует поступление в начальную школу, а оттуда уже ведет прямая дорога в хорошую среднюю.

Гонка вооружения

Идеи раннего развития детей хорошо ложатся на подготовленную гаокао почву — представление, что, чем раньше начнется обязательно всестороннее развитие, тем более шансов преуспеть в ребенка в будущем, заставляют родителей оплачивать уроки плавания, лего, рисования, танцев и английского, начиная с самого нежного возраста. Даже те навыки, которым полуторогодовалого ребенка вполне может обучить любая мать, пытаются вверить в руки профессионалам — в страхе упустить «момент» и лишить ребенка будущего.

В китайских яслях вполне могут учить стихи танских поэтов, а в детском саду дети получают домашние задания, с которыми не могут часто справиться даже их родители — им приходится искать более опытных специалистов «по костюмам из пластиковых отходов» за небольшое вознаграждение.

В сельских районах за детьми часто смотрят бабушки и дедушки, которые часто не знают ничего о раннем развитии. Источник: RURAL EDUCATION ACTION PROGRAM
В сельских районах за детьми часто смотрят бабушки и дедушки, которые часто не знают ничего о раннем развитии. Источник: RURAL EDUCATION ACTION PROGRAM

Включившиеся в эту гонку вооружения и подогреваемые общественным мнением родители уже не могут остановится, несмотря на то, что они нередко осознают порочность сложившейся ситуации, но не готовы вырвать себя из нее за голову. В результате жизнь миллионов семей подчинена школьному распорядку подрастающего поколения. В семье моих соседей жизнь 10-летнего сына похожа на прохождение срочной службы — все по звонку и шаг в сторону считается побегом. Каждый день после обеда к нему приезжает бабушка, чтобы заниматься с ним уроками до прихода мамы, которая доделав с ним домашние задания, отправляется в 9 вечера на пробежку — и ей, и сыну надо быть в хорошей форме, чтобы дойти до конца этого образовательного квеста.

Другая сторона

Все, сказанное выше, относится, прежде всего, к живущему в городах среднему классу. 90% детей горожан оканчивают среднюю школу. Совсем другая реальность в сельской местности, где почти треть детей рискует столкнуться с трудностями в интеллектуальном развитии из-за анемии и отсутствия внимания к развитию ребенка в раннем детстве.

Если дети горожан часто перегружены различными дополнительными занятиями, игрушками и вниманием, то дети, оставленные родителями-гастарбайтерами на попечение бабушек и дедушек, не получают даже самых банальным стимулов интеллектуального развития. Согласно исследованиям Rural Education Action Program, только 5% детей читают книги, и лишь с третью из них играют и поют. Даже те родители, которые сами заботятся о детях, часто просто не знают, как можно стимулировать их развитие.

Для заглавной иллюстрации использовано фото ChinaSource.

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Ольга Мерекина

Автор: Ольга Мерёкина

Родилась во Владивостоке. Живет в Ханчжоу и Шанхае. BA (2007) востоковедение, MA (2014) современное искусство и кураторские исследования. Участник арт-коллектива Illumin8tors.