Бога не обманешь

Уровень воды в главной реке падает. Протока мелеет. Сначала обычно отшнуровывается от русла реки один из концов протоки. Но в протоке еще достаточно воды. И второй выход в реку открыт. Рыбе бы стремглав кинуться к нему. Лететь бы дни и ночи напролет, если учесть, что некоторые протоки тянутся не один километр, а то и десятки километров. Но нет. Прельщенные глубиной воды под ними, они спокойно кормятся, охотятся друг на друга, греются на мелководье. И откуда многим из них знать, что далеко от них произошло событие, которое для многих из них, если не для всех, станет судьбоносным. И когда отшнуровывается другой конец, они тоже еще ничего не подозревают. А уровень воды падает, все больше и больше обнажая Божью мудрость и рыбью простоту, так как из-за недальновидности последней накормлены будут многие прибрежные обитатели водоемов.

Этого китайца звали Саша. Его русское имя ему через некоторое время после начала жизни в России, перестало нравиться:

— Кругом очень много Саш. Хочу, чтобы у меня было имя Солнце.

Хорошо, что рядом никого не было, поэтому мой смех был одиночным и, судя по всему, не обидным. Да и стремление к свету всегда похвально. Вот только это стремление, к сожалению, было только в имени. Едва я начинал говорить о Библии, на лице у него появлялась снисходительная улыбка, и я понимал, что мой язык начинает по-пустому сотрясать воздух.

А говорил я, вспоминая Библию, вот о чем. Саша не мог спокойно относиться к русской милиции.

— Ты посмотри, — говорил он мне. – На рынке делают облавы, а если кого поймают, то берут штраф, а деньги кладут в карман.

— Саша, а что, неправильно делают облавы?

Дело в том, что для въезда в Россию есть два (а, может быть и больше) типа виз: коммерческая и туристическая. Коммерческая стоила дорого -10000 юаней, а туристическая – дешево. И многие Сашины земляки, приезжая семьями, покупали на одного члена семьи коммерческую визу, а для остальных – туристическую, если не сказать, что эта практика была и является обычной. На того, у кого виза была коммерческой, записывалась комната в общежитии, место на рынке, склады для товара. А остальные члены семьи считались гостями.

Милиция придет на рынок с проверкой, застанет члена семьи с туристической визой на рабочем месте, а он говорит, что только-только пришел, к родственнику в гости приехал, а тот, мол, в туалет отошел. И милиция, когда разобралась в обманах, стала штрафовать всех подряд, кого заставала возле рабочих мест с туристической визой и вообще без визы, без объяснений. Зайдет наряд с двух сторон прохода: кто в проходе оказался без документов, тому выписывали штраф. Саше больше всего не нравилось, что деньги милиция клала в карман:

— Они же себе их забирают.

— Откуда ты знаешь? И запомни, это не милиционеры китайцев штрафуют. Бог всеми движет. Бог это делает. Ты выполни Божью заповедь – заплати за коммерческую визу, и она окупится в десять раз, и душа твоя будет спокойна, и на милицию ты будешь спокойно смотреть и понимать, что правильно она делает, что штрафует нарушителей закона. Она так не к китайцам относится, а к нарушителям закона.

У самого Саши, к слову, тоже была туристическая виза, а коммерческая – у его жены.

Но Саша, слушая меня, снисходительно улыбался: надо же мне быть таким наивным, верить в какого-то Бога, когда наша прогнившая, по его мнению, милиция у него на глазах своими силами без всякого видимого содействия свыше задерживала всех и вся и облегчала их кошельки.

Может быть, милиция и клала деньги в карман. Не знаю. Я много раз сам помогал платить штрафы знакомым китайцам по выписанным квитанциям. Тут деньги в карман не положишь. А когда деньги забираются сразу, должна выдаваться квитанция. В правильно работающей организации все бланки квитанций подотчетны. Я не вдавался в подробности этого вопроса. Мне не это было важно. Мне было важно, чтобы у моих китайских друзей не отбирали деньги несправедливо1. А вот здесь я ничем не мог им помочь, так как знал, как они торгуют.

Но однажды произошло рядовое, казалось бы, событие. Саша потерял паспорт. Но вы представляете, что он должен был думать? Если раньше, поймав без визы на рынке, его штрафовали на четырехзначные суммы, то насколько теперь, так сказать, голенького и тепленького, явившегося к ним с повинной, оштрафуют?

Все это я узнал после, как и результат этого похода. Удивительно скупо на эмоции, в отличие от живописания «зверств» милиционеров, он мне рассказал, как пошел в милицию, и ему те же самые милиционеры в той же самой форме просто сделали новый паспорт, не взяв с него ни рубля. Последнее для него было не меньшим потрясением, чем потеря паспорта: рушилась теория о паскудстве русской милиции и вообще русских.

— Теперь ты понял, что если ты по-человечески себя ведешь, никто тебя пальцем не тронет, если ты попадешь в беду, тебе помогут и никто ни копейки не возьмет за помощь? Потому что, если ты сам не грешишь, Бог тебя хранит.

Иронии у Саши после пережитого уже не было, но все равно к слову Божьему он не спешил прислушиваться.

Несколько раз он мне с удивлением рассказывал, как на рынке к нему приходят русские молодые покупательницы и, выбрав товар, на его вопрос: кто будет держать покрывало, за которым они будут примерять одежду, деловито и даже с некоторым недоумением отвечают:

— Ты.

И он мне показывал, как ему стыдно это делать.

Мне было стыдно не меньше. А что я мог ему сказать? Что в стране все деньги у олигархов2? Что на науку, культуру и образование выделяются гроши? Что родители этих дур, потерявших стыд, с одной стороны, как папы Карло, пашут из-за крохотных зарплат часто на нескольких работах или на одной до умопомрачения, чтобы поднять своих чад, а с другой – воспитывались в духе атеизма, и понятия не имели, что приоритет в воспитании детей надо было делать на духовную сторону, а не только на одевание отпрысков с ног до головы?

Сначала это сашино удивление я принимал за чистую монету, пока у меня не оказался китайский CD-диск, на котором помимо остальных песен, клип на одну был снят в каком-то клубе с китайскими стриптизершами. Когда я Саше совершенно искренне посочувствовал, что, мол, тоже китайская молодежь от рук отбивается, он потупил глаза. Это было на него и наши отношения не похоже.

Но то, что произошло дальше, было вообще из ряда вон выходящим: протока обмелела. На китайский новый год полрынка китайских торговцев уехало домой, и рынок опустел. Теперь милиционерам не нужно было делать облавы. Они спокойно могли подойти к любому работающему торговцу и попросить показать его паспорт и визу. Теперь Саша не мог показаться на рынке, и там целый месяц, пока в Китае шел праздник, торговала его жена. Поскольку раньше на них было записано 2 места, то на втором он тоже не мог появиться. Хуже всего, было то, что оно было предоплачено на месяц вперед, также как и на свое питание и проживание в гостинице он заработать не мог и жил на иждивении жены. Разве можно было предугадать, что случится такое за год вперед, когда они покупали визы? И, думаете, эти 10000 юаней, которые стоит торговая виза в этот месяц он не заплатил? Посчитайте: средняя жизнь для одного китайского продавца в Благовещенске стоит 2500 рублей в день: питание, плата за комнату в общежитии, место на рынке, склад. Если умножить эту сумму на 30 дней, то получится 75 000 рублей. Эту цифру мы высчитали с одной китайской семьей. Но не надо думать, что это — обдираловка для китайских продавцов. Несмотря на такие расходы, эта семья после 11 лет работы в России купила в Китае квартиру, чего, торгуя в Китае, она и близко не могла бы сделать. Надо было видеть счастье на лице новоселов.

Даже по самым скромным подсчетам, у другой семьи, у которой было меньше складов, прожиточный минимум на одного человека составлял около 50 000 рублей.

Если к этому сашиному месяцу без работы прибавить штрафы, то напрашивается поговорка: скупой платит дважды.

Вы знаете, я понимаю, когда у человека настоящее горе, но тут, честно говоря, я был просто рад, что теперь-то наконец-то смогу Сашу убедить в существовании Бога и в необходимости честно строить отношения и с людьми и с государством, как со своим, так и с чужим. Что там эти 10000 юаней, когда вопрос идет о бессмертной и бесценной душе?

Чтобы быть объективным, надо сказать, что я глубоко убежден, что в существовании Бога надо убеждать было не только Сашу. Вы представьте рынок города с 200 тысячным населением. Рынок, который полностью занимает целый квартал. Целый квадратный городской квартал. Кроме рынка тут и пятиэтажный торговый центр с гостиницей в верхних этажах для иностранных коммерсантов. И весь этот район города и все, что с ним связано – все городские службы, работает на контрабандном(!) товаре и за счет его!

Много раз мне мои китайские друзья предлагали найти людей, чтобы привезти им из Китая товар по данной законом льготе беспошлинного провоза 35 кг багажа раз в месяц. Но после того, как я понял, что это такое и чем это может закончиться, и что по большому счету, я ничем не буду отличаться от членов Госдумы, издавших закон о возможности перевода за рубеж крупных сумм денег, от олигархов, просто грабящих страну, от офонаревших фонарей и кирпичей, провозящих этот товар на рынок китайским торговцам без госпошлины, я стал отказываться, приводя моих китайских друзей в крайнее изумление. Как же так, ведь весь товар на рынке привезен русскими? Иностранцам было трудно понять, что «протока может пересохнуть», а тогда лежать всем кверху брюхом на солнышке не зависимо от национальности и государственной принадлежности, что «тайное всегда становится явным», что настоящее, ничем не отличается от древних времен, когда все человечество гуляло, пировало и творило беззаконие, как и сейчас, а Ной строил ковчег3.

А мне было трудно понять такое бездумие4. Если бы люди ехали в Китай по крайней нужде — заработать эти «кирпично-китайские» 500 рублей, купить дешевого товара, отъесться дешевым мясом и заморскими деликатесами, каких у нас нет. Отдельные люди так и делают. Но ведь большинство, ездящее по «фонарной визе», не страдает недостатком денег. Едут, чтобы просто лишний раз съэкономить, а то и просто расслабиться. Даже «нищие» студенты в подавляющем большинстве туда тоже ездят на оргии. Да, и что там можно заработать? Только потратить эти 500 рублей и оставить там, кроме них, еще кучу своих денег? И поставить страну на уровень проститутки, которая стоит столько же?

И что стоит проявить некоторую предприимчивость: собрать денег, купить нормально билеты, товар себе и для знакомых, чтобы окупить поездку? Ведь никто слова не скажет. Вот и съездите так раза 3. Может быть, после этого у вас возникнет вопрос: а почему я должен (-а) ехать в чужую страну за тряпьем, когда у меня есть своя страна, в которой есть свои магазины? А почему в них нет нормальной одежды и других товаров по нормальной цене?

Жизнь в России тяжелая? А что вы сможете сделать, чтобы её сделать легче, если сами занимаетесь беззаконием? Какое вы будете иметь права от кого-то еще что-то требовать, если уже сами это берете, тем более, с нарушением не только общественного закона, но и Божьего?

Вскоре у Саши и его жены закончились визы. Семья уехала в Китай. Я ждал их приезда с мыслями, что теперь Саша действительно приблизился к солнцу, и теперь его душа на деле будет отражать его стремления. Когда они вернулись в город, одним из первых моих вопросов был о его настоящей визе. Ответ был:

— Туристическая.

Надо понимать, теперь Саша предусмотрел и возможный массовый отъезд китайцев с рынка на будущий Новый год.

Ну, что ж, в новый путь к новым граблям и по новой протоке!

Вот вам и Конфуций с Лао Цзы!

СЛОВАРЬ К СТАТЬЕ

Китаец – самый обременённый думами о России, Родине и своем будущем торговец на рынке, финансирующий «кирпичей» и «фонарей», а в случае необходимости и таможенников, через которых проводят «фонарей», везущих ему товар.

«Кирпич» — не обременённый думами о Боге и о Родине, но уверенный в уходе от уголовной ответственности, непосредственный организатор группы «фонарей». Посредник – между китайцем и «фонарями». Зарплата «кирпича», в среднем, 600 рублей с каждого 35-килограммового баула, провозимого «фонарем».

«Фонарь» – не обременённое думами о Боге и о Родине и о своей безопасности перед законом самое низшее звено цепи, целью которого является только набить карманы и живот китайской продукцией. Стоимость провода каждого «фонаря» на таможне – 1000 рублей.

P.S. В лихих 90-х были еще и «брёвна» — контролирующие всех кирпичей. У каждого «бревна» была группа помощников из ведущих спортивных организаций города. Они собирали дань с каждого «кирпича» и группы. После того, как необходимые для легального бизнеса своих шефов и себя самих деньги были собраны, необходимость в такой должности отпала.

  1. К слову сказать, однажды я Саше помог съэкономить 10 000 рублей, которые у него бессовестно стал вымогать один чиновник. Не бессовестно, разве что с позиции рыночной экономики. []
  2. Г.А. Зюганов поражается, что наша молодежь поголовно не знает, что 90% ВВП России используется 2% населения (олигархами), а когда узнает, начинает изумляться. []
  3. Одна поездка в Китай в межсезонье наглядно показала картину взаимоотношений двух народов во всей полноте. В день ходило только 2 «пумы». Весь день торговый центр напротив Благовещенска на острове пустовал, а редкие продавцы в один голос стонали: «Где русские?» Едва от русского берега отчаливала пума, как мгновенно в город шли звонки: «Русские едут!». Через несколько минут трехэтажный торговый центр до потолка был наполнен улыбчивыми торговцами, и межсезонье ничем не отличалось от пика турсезона. []
  4. В то время как только за 2007 год в экономику провинции Хэйлунцзян было вложено Амурской областью 9 млрд рублей (большая часть вложений была понятно, осуществлена «кирпичами» и «фонарями») , область в год не может найти 30 млн рублей, чтобы в полной мере проиндексировать пособие детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей. []
Фото аватара

Автор: Михаил Белов

Живет в г. Благовещенске, окончил БГПУ, работает экскурсоводом китайских групп.