Эту статью можно назвать «Тайна трех зайцев»! Три зайца бегут друг за другом по кругу; почему-то у них всего лишь три уха, потому что каждое из ушей одновременно принадлежит двум зайцам. И этого никто не замечает. Они едины своими ушами, как одно тело, принцип триединства. Они бегут все время, принцип меняющегося времени, но это всё же три разных зайца. Троичное в едином. И найти таких бегущих по кругу зайцев можно по всему миру. Как они к нам попали? Как появились они на белом свете?
Какую мистерию они разыгрывают перед нами?
Это и на самом деле очень старый символ, встретившийся мне в храмах Англии и Европы , как правило, в виде рельефа на потолке или на стенах домов и храмов.
Английский историк математики Дэвид Сингмастер рассматривает трех таких зайцев как геометрический узор-головоломку и исследует его в сравнении с другими похожими узорами. Английский писатель и историк Джеймс Кроуден расследует историю их появления у разных народов, разных религий, в разное время, в поисках значения и происхождения древнего символа трех.
Как известно, число три – всегда во всём мире магическое. И это характерно для любого народа, любого эпоса или мифа, любой религии. В наших русских народных сказках мы тоже находим трех женихов, трех невест, трех сестер, три яблока, трех зайцев…
Вот на зайцах мы и остановимся. Собирая уже годами мифы и легенды о лунном зайце, написав и опубликовав книгу «Подлинная история лунного зайца» , я как-то проходил мимо то и дело попадающих мне на глаза изображений трех зайцев в круге.
Тем более, чаще всего они встречались в Ирландии, Германии и Англии, и я считал, что к далекому Китаю, к восточной мифологии , к лунной тематике они отношения никакого не имеют. По мнению западных исследователей эти три зайца в круге , как правило, символизировали Троицу, существование единого Бога в трех лицах. Не случайно, довольно часто изображение круга из трех зайцев встречается на потолках средневековых храмов Европы. Считается, что в Европе такой заячий круг появился более тысячи лет назад.
Мистика начинается уже с подсчета заячьих ушей. У каждого зайца вроде бы по два длинных уха, но они бегут по кругу, их уши перекрещиваются, и мы видим в целом вместо шести ушей – три уха на троих зайцев. Заячьи уши образуют магический треугольник, сами зайцы в стремительном беге. Куда они несутся? И почему у них на троих лишь три общих уха?

Поражает и то, что европейская средневековая церковь, хоть католическая, хоть протестантская, взяла символом великой Пресвятой Троицы достаточно сомнительных с их же церковной точки зрения зверушек. Во времена инквизиции бедных зайцев сплошь святые отцы обвиняли в сотрудничестве с дьяволом. Чем уж они провинились перед земной церковью? Считалось, что все ведьмы по ночам превращаются в зайцев. Что в зайцах заключена колдовская сила. И вдруг, именно зайцы стали символизировать святейшее понятие Троицы.
Сплошь и рядом зайцев в средневековой Европе считали слугами дьявола, символом похоти и разврата, по подстреленным зайцам старались находить своих деревенских ведьм. Немало женщин сжигалось в годы инквизиции на кострах из-за схожести их увечий с заячьими ранами. Следы такого ненавистного отношения к безобидным зайцам и сейчас легко найти в тех же храмах. Взять, к примеру, знаменитый Шартрский кафедральный собор, на стенах которого мы найдем заячьего демона, верного слугу дьявола.
Заяц – слуга Бога или дьявола?
А тут вдруг при толковании великой Пресвятой Троицы, при разгадывании величайшей загадки христианского богословия , утверждающего, что «Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по своему существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Дух Святый, — Троица единосущная и нераздельная», предлагается всё тот же стремительный и вечно несущийся заяц, пущенный по божественному кругу. Как известно, в свое время Святой Патрик , объясняя ирландцам суть Троицы предлагал трилистник, трехлепестковый лист клевера. С тех пор этот трилистник и стал символом Ирландии.
В целом же по всей Европе сегодня самым понятным символом единосущной Троицы является круг из трех зайцев. Святой Кирилл, кому мы обязаны своей азбукой , объяснял суть Троицы так: «Видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца – свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идёт и тепло, исходит дух Святый. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце в небе. Так же и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный». Может быть, мистическую иррациональность Троицы и впрямь легче объяснять с помощью заячьего треугольника? Дабы тайна Троицы была хоть немного понятна простолюдинам стали подбирать ей достаточно понятный символ.
Таким символом пресвятой Троицы стал круг из трех зайцев.
Заяц, в отличие от рыбок , черепашек и других животных, тоже нередко используемых в мистическом треугольнике, ближе и понятнее людям. Он и сметливый, и добродетельный, и плодовитый, (для кого символ распутства, а для кого символ весны и обильного урожая). Еще во времена римской империи зайцев часто изображали на своих знаменах. Заяц был запечатлен на самых уважаемых гербах королевской знати. Но вернемся к нашему мистическому символу Троицы.
В монастырях веками пытались постичь тайну Троичного единства, и всё безуспешно. Приняли на веру, что «понять тайну Святой Троицы можно только сердцем , — любовью». И вдруг простое объяснение с помощью понятного и близкого всем бегающего заячьего символа. Впрочем, иначе и быть не могло, дабы завладеть сердцами миллионов людей, а не уйти в угрюмое затворничество одиночек, церкви необходимы простые , доходящие до сердца понятия и смыслы.
Тут и всем понятный равносторонний треугольник, в котором заключена триединая природа Вселенной, символика жизни, любви, мудрости , равенство и единение. Тут и стабильность жизни, стабильность порядка. Не случайно треугольники , как правило, являются эмблемами всех спецназов мира, всех крепостей. Но треугольник из зайцев – к нему подключается само время, он символизирует еще и вечный бег времени. Сам треугольник характеризует мужское начало, но заяц вечный символ женственности, рождения, чувственности. Заяц всегда связан с Луной, с ночной жизнью, с тайной . Он прост и при этом загадочен.
Мотив трех мчащихся зайцев я видел в библиотеках в древних книгах, на стенах храмов. В английском городе Девоне рельефы трех бегущих зайцев украшают тридцать средневековых храмов. Образ зайца был привычен для фермерской культуры средневековой Европы, три зайца встречались уже в древности в народных сказках, в охотничьих историях. И все-таки, для меня оставалось тайной, откуда возник этот символ Троицы, первичен ли он был в Европе, откуда и когда он попал в Христианство. Кроме английских храмов я встречал это изображение в храмах Ирландии и Германии, Франции и Польши. И везде этот символ был связан со знаком Троицы.
К сожалению, у нас в России я пока никаких следов заячьего круга не обнаружил. Не обнаружил я и ни одной публикации в русских научных и популярных изданиях на эту тему. Может, после публикации этой статьи появятся знатоки, нашедшие бегущих в кругу зайцев и в русских храмах, может быть, в России этот символ стал носить уже более светский характер и не привязывается к Троице.
Есть ли круг из трех зайцев в России?
Таится где-нибудь в сохранившихся усадьбах и царских покоях? Не думаю я, чтобы наша знать, охотно заимствующая всё в Европе, не заметила мистического круга из бегущих зайцев. Тем более, самих зайцев на Руси всегда хватало.
Английские специалисты старались понять, почему именно в графстве Девон и в Корнуэлле сконцентрировано так много христианских рельефов с тремя бегущими зайцами. Они выдвинули версию, что вырезанные на камне во многих церквах Девона и Корнуэлла изображения трех зайцев – это знак гильдии рудокопов Девона и Корнуолла, добывающих оловянную руду. Такой знак мог быть выбран из-за того, что зайцы как рудокопы роют свои туннели. И всегда существует опасность завала шахты, вот пусть эти работяги-зайцы, знающие хорошо, что такое рытье туннелей и шахт, благословляют рудокопов на благополучное возвращение домой. Жаль, такого небесного талисмана не было у шахтеров на Кузбассе, может, и спаслись бы?!
Самые ранние британские образцы заячьего круга примерно датируются тринадцатым веком и широко распространены, в частности, в средневековых Девонширских церквах, в четко очерченном районе вокруг Дартмура. Эти каменные рельефы с зайцами очень похожи друг на друга. Многие жители этих мест Англии связывают символ трех бегущих зайцев еще и со старым алхимическим знаком олова. Но откуда он попал в средневековую Англию?
Может, круг из трех зайцев рожден в старой Англии?
Да, я видел его и в католической Ирландии, в католической Франции, в католической Польше, видел в лютеранской Германии. И всегда он возникал как церковный христианский символ, символ единосущной Троицы. Вся готическая архитектура имеет в своей основе треугольник — символ Троицы. Но в таком большом количестве круг из трех зайцев , всё же, в Европе обнаружен только в средневековых храмах Англии, владычицы морей и восточных колоний. Моряки что ли занесли? Почему Англия выбрала его главным символом Троицы?
Древние христиане, наверное, к зайцу относились с жалостью — в те времена он был символом раскаявшегося грешника, возвращающегося к Богу. Может, поэтому христиане и решили этого милого грешника возвести на пьедестал почета, сделать символом главного христианского таинства – Троицы. Кому, как не раскаявшемуся, обратившемуся к истинной вере грешнику и устремиться в поисках истины в вечное путешествие по кругу? Впрочем, и на Луне тоже лунный заяц вечно размешивает пестиком в ступе снадобье бессмертия, поглядывая на своих земных несущихся в круге собратьев. Когда же кончится их бег?
В поисках ссылок на мотив трех бегущих в кругу зайцев я нашел интересную статью израильского специалиста Б.Хаймовича «К вопросу о семантике мотива «трёх бегущих зайцев» на еврейских памятниках» . Б. Хаймович заметил в росписях деревянных синагог XVIII-XIX вв. в России и Восточной Европе мотив «трех зайцев, соединенных кончиками ушей и бегущих в круге». Как говорится, хоть и не в росписях православных храмов, но поближе к России. Ученый не скрывает, что в синагоги и вообще в иудаистскую тематику этот мотив трех бегущих зайцев пришел из Европы. Заимствован из христианских средневековых росписей. Он пишет: « Три зайца, бегущие по кругу, украшали окна готических соборов, фасады жилых домов, циферблаты ратуш, служили эмблемой профессиональных гильдий в Германии, например, в Эльзасе. В XVIII в. изображение трёх зайцев появляется на керамических тарелках и блюдах, которые изготавливали габаны, жившие в Карпатах.»
Почему иудеи перенесли из христианства этот символ Троицы себе в достаточно древний иудаизм, располагающий своим древним набором символов, остается только догадываться. Но исследователь находит в старых синагогах 17 века и в Галиции, и в Подолии медальоны с бегущими зайцами. Другой тип еврейских памятников, где ему удаётся обнаружить изображение трёх зайцев – это надгробные стелы, верхнюю часть которых украшает этот мотив в круглом медальоне. Он находит семь надгробий на могилах людей, умерших в два первых десятилетия XIX в., в нескольких близко расположенных друг от друга местечках Подолии – Сатанове, Городоке, Смотриче.