Мистерия трех зайцев

Корнуэлл. Англия. Рельеф из трех зайцев. 17 век
Корнуэлл. Англия. Рельеф из трех зайцев. 17 век

Эту статью можно назвать «Тайна трех зайцев»! Три зайца бегут друг за другом по кругу; почему-то у них всего лишь три уха, потому что каждое из ушей одновременно принадлежит двум зайцам. И этого никто не замечает. Они едины своими ушами, как одно тело, принцип триединства. Они бегут все время, принцип меняющегося времени, но это всё же три разных зайца. Троичное в едином. И найти таких бегущих по кругу зайцев можно по всему миру. Как они к нам попали? Как появились они на белом свете?

Какую мистерию они разыгрывают перед нами?

Это и на самом деле очень старый символ, встретившийся мне в храмах Англии и Европы , как правило, в виде рельефа на потолке или на стенах домов и храмов.

Английский историк математики Дэвид Сингмастер рассматривает трех таких зайцев как геометрический узор-головоломку и исследует его в сравнении с другими похожими узорами. Английский писатель и историк Джеймс Кроуден расследует историю их появления у разных народов, разных религий, в разное время, в поисках значения и происхождения древнего символа трех.

Как известно, число три – всегда во всём мире магическое. И это характерно для любого народа, любого эпоса или мифа, любой религии. В наших русских народных сказках мы тоже находим трех женихов, трех невест, трех сестер, три яблока, трех зайцев…

Вот на зайцах мы и остановимся. Собирая уже годами мифы и легенды о лунном зайце, написав и опубликовав книгу «Подлинная история лунного зайца» , я как-то проходил мимо то и дело попадающих мне на глаза изображений трех зайцев в круге.

Тем более, чаще всего они встречались в Ирландии, Германии и Англии, и я считал, что к далекому Китаю, к восточной мифологии , к лунной тематике они отношения никакого не имеют. По мнению западных исследователей эти три зайца в круге , как правило, символизировали Троицу, существование единого Бога в трех лицах. Не случайно, довольно часто изображение круга из трех зайцев встречается на потолках средневековых храмов Европы. Считается, что в Европе такой заячий круг появился более тысячи лет назад.

Мистика начинается уже с подсчета заячьих ушей. У каждого зайца вроде бы по два длинных уха, но они бегут по кругу, их уши перекрещиваются, и мы видим в целом вместо шести ушей – три уха на троих зайцев. Заячьи уши образуют магический треугольник, сами зайцы в стремительном беге. Куда они несутся? И почему у них на троих лишь три общих уха?

Заячий демон Шартрского собора
Заячий демон Шартрского собора

Поражает и то, что европейская средневековая церковь, хоть католическая, хоть протестантская, взяла символом великой Пресвятой Троицы достаточно сомнительных с их же церковной точки зрения зверушек. Во времена инквизиции бедных зайцев сплошь святые отцы обвиняли в сотрудничестве с дьяволом. Чем уж они провинились перед земной церковью? Считалось, что все ведьмы по ночам превращаются в зайцев. Что в зайцах заключена колдовская сила. И вдруг, именно зайцы стали символизировать святейшее понятие Троицы.

Сплошь и рядом зайцев в средневековой Европе считали слугами дьявола, символом похоти и разврата, по подстреленным зайцам старались находить своих деревенских ведьм. Немало женщин сжигалось в годы инквизиции на кострах из-за схожести их увечий с заячьими ранами. Следы такого ненавистного отношения к безобидным зайцам и сейчас легко найти в тех же храмах. Взять, к примеру, знаменитый Шартрский кафедральный собор, на стенах которого мы найдем заячьего демона, верного слугу дьявола.

Заяц – слуга Бога или дьявола?

А тут вдруг при толковании великой Пресвятой Троицы, при разгадывании величайшей загадки христианского богословия , утверждающего, что «Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по своему существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Дух Святый, — Троица единосущная и нераздельная», предлагается всё тот же стремительный и вечно несущийся заяц, пущенный по божественному кругу. Как известно, в свое время Святой Патрик , объясняя ирландцам суть Троицы предлагал трилистник, трехлепестковый лист клевера. С тех пор этот трилистник и стал символом Ирландии.

В целом же по всей Европе сегодня самым понятным символом единосущной Троицы является круг из трех зайцев. Святой Кирилл, кому мы обязаны своей азбукой , объяснял суть Троицы так: «Видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца – свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идёт и тепло, исходит дух Святый. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце в небе. Так же и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».
 Может быть, мистическую иррациональность Троицы и впрямь легче объяснять с помощью заячьего треугольника? Дабы тайна Троицы была хоть немного понятна простолюдинам стали подбирать ей достаточно понятный символ.

Таким символом пресвятой Троицы стал круг из трех зайцев.

Три зайца на кафедральном немецком храме в Падерборне. Изображение 15 века.
Три зайца на кафедральном немецком храме в Падерборне. Изображение 15 века.

Заяц, в отличие от рыбок , черепашек и других животных, тоже нередко используемых в мистическом треугольнике, ближе и понятнее людям. Он и сметливый, и добродетельный, и плодовитый, (для кого символ распутства, а для кого символ весны и обильного урожая). Еще во времена римской империи зайцев часто изображали на своих знаменах. Заяц был запечатлен на самых уважаемых гербах королевской знати. Но вернемся к нашему мистическому символу Троицы.

В монастырях веками пытались постичь тайну Троичного единства, и всё безуспешно. Приняли на веру, что «понять тайну Святой Троицы можно только сердцем , — любовью». И вдруг простое объяснение с помощью понятного и близкого всем бегающего заячьего символа. Впрочем, иначе и быть не могло, дабы завладеть сердцами миллионов людей, а не уйти в угрюмое затворничество одиночек, церкви необходимы простые , доходящие до сердца понятия и смыслы.

Тут и всем понятный равносторонний треугольник, в котором заключена триединая природа Вселенной, символика жизни, любви, мудрости , равенство и единение. Тут и стабильность жизни, стабильность порядка. Не случайно треугольники , как правило, являются эмблемами всех спецназов мира, всех крепостей. Но треугольник из зайцев – к нему подключается само время, он символизирует еще и вечный бег времени. Сам треугольник характеризует мужское начало, но заяц вечный символ женственности, рождения, чувственности. Заяц всегда связан с Луной, с ночной жизнью, с тайной . Он прост и при этом загадочен.

Мотив трех мчащихся зайцев я видел в библиотеках в древних книгах, на стенах храмов. В английском городе Девоне рельефы трех бегущих зайцев украшают тридцать средневековых храмов. Образ зайца был привычен для фермерской культуры средневековой Европы, три зайца встречались уже в древности в народных сказках, в охотничьих историях. И все-таки, для меня оставалось тайной, откуда возник этот символ Троицы, первичен ли он был в Европе, откуда и когда он попал в Христианство. Кроме английских храмов я встречал это изображение в храмах Ирландии и Германии, Франции и Польши. И везде этот символ был связан со знаком Троицы.

К сожалению, у нас в России я пока никаких следов заячьего круга не обнаружил. Не обнаружил я и ни одной публикации в русских научных и популярных изданиях на эту тему. Может, после публикации этой статьи появятся знатоки, нашедшие бегущих в кругу зайцев и в русских храмах, может быть, в России этот символ стал носить уже более светский характер и не привязывается к Троице.

Есть ли круг из трех зайцев в России?

Мотив из трех зайцев на надгробье в еврейском кладбище в Сатанове. Подолия.
Мотив из трех зайцев на надгробье в еврейском кладбище в Сатанове. Подолия.

Таится где-нибудь в сохранившихся усадьбах и царских покоях? Не думаю я, чтобы наша знать, охотно заимствующая всё в Европе, не заметила мистического круга из бегущих зайцев. Тем более, самих зайцев на Руси всегда хватало.

Английские специалисты старались понять, почему именно в графстве Девон и в Корнуэлле сконцентрировано так много христианских рельефов с тремя бегущими зайцами. Они выдвинули версию, что вырезанные на камне во многих церквах Девона и Корнуэлла изображения трех зайцев – это знак гильдии рудокопов Девона и Корнуолла, добывающих оловянную руду. Такой знак мог быть выбран из-за того, что зайцы как рудокопы роют свои туннели. И всегда существует опасность завала шахты, вот пусть эти работяги-зайцы, знающие хорошо, что такое рытье туннелей и шахт, благословляют рудокопов на благополучное возвращение домой. Жаль, такого небесного талисмана не было у шахтеров на Кузбассе, может, и спаслись бы?!

Самые ранние британские образцы заячьего круга примерно датируются тринадцатым веком и широко распространены, в частности, в средневековых Девонширских церквах, в четко очерченном районе вокруг Дартмура. Эти каменные рельефы с зайцами очень похожи друг на друга. Многие жители этих мест Англии связывают символ трех бегущих зайцев еще и со старым алхимическим знаком олова. Но откуда он попал в средневековую Англию?

Может, круг из трех зайцев рожден в старой Англии?

Да, я видел его и в католической Ирландии, в католической Франции, в католической Польше, видел в лютеранской Германии. И всегда он возникал как церковный христианский символ, символ единосущной Троицы. Вся готическая архитектура имеет в своей основе треугольник — символ Троицы. Но в таком большом количестве круг из трех зайцев , всё же, в Европе обнаружен только в средневековых храмах Англии, владычицы морей и восточных колоний. Моряки что ли занесли? Почему Англия выбрала его главным символом Троицы?

Древние христиане, наверное, к зайцу относились с жалостью — в те времена он был символом раскаявшегося грешника, возвращающегося к Богу. Может, поэтому христиане и решили этого милого грешника возвести на пьедестал почета, сделать символом главного христианского таинства – Троицы. Кому, как не раскаявшемуся, обратившемуся к истинной вере грешнику и устремиться в поисках истины в вечное путешествие по кругу? Впрочем, и на Луне тоже лунный заяц вечно размешивает пестиком в ступе снадобье бессмертия, поглядывая на своих земных несущихся в круге собратьев. Когда же кончится их бег?

В поисках ссылок на мотив трех бегущих в кругу зайцев я нашел интересную статью израильского специалиста Б.Хаймовича «К вопросу о семантике мотива «трёх бегущих зайцев» на еврейских памятниках» . Б. Хаймович заметил в росписях деревянных синагог XVIII-XIX вв. в России и Восточной Европе мотив «трех зайцев, соединенных кончиками ушей и бегущих в круге». Как говорится, хоть и не в росписях православных храмов, но поближе к России. Ученый не скрывает, что в синагоги и вообще в иудаистскую тематику этот мотив трех бегущих зайцев пришел из Европы. Заимствован из христианских средневековых росписей. Он пишет: « Три зайца, бегущие по кругу, украшали окна готических соборов, фасады жилых домов, циферблаты ратуш, служили эмблемой профессиональных гильдий в Германии, например, в Эльзасе. В XVIII в. изображение трёх зайцев появляется на керамических тарелках и блюдах, которые изготавливали габаны, жившие в Карпатах.»

Почему иудеи перенесли из христианства этот символ Троицы себе в достаточно древний иудаизм, располагающий своим древним набором символов, остается только догадываться. Но исследователь находит в старых синагогах 17 века и в Галиции, и в Подолии медальоны с бегущими зайцами. Другой тип еврейских памятников, где ему удаётся обнаружить изображение трёх зайцев – это надгробные стелы, верхнюю часть которых украшает этот мотив в круглом медальоне. Он находит семь надгробий на могилах людей, умерших в два первых десятилетия XIX в., в нескольких близко расположенных друг от друга местечках Подолии – Сатанове, Городоке, Смотриче.

Фото аватара

Автор: Владимир Бондаренко

Критик и публицист. Родился в Петрозаводске 16 февраля 1946 г. Окончил Литературный институт им. М. Горького. Работал в газете «Литературная Россия», в журналах «Октябрь», «Современная драматургия», был «завлитом» в Малом театре и во МХАТе. Активно участвовал в патриотической оппозиции, был заместителем главного редактора газеты «День». После ее официального запрета стал одним из основателей газеты «Завтра». В 1998 году основал газету «День литературы», является ее главным редактором. Автор книг эссеистики и критики, среди них наиболее известные — «Крах интеллигенции», «Россия — страна Слова», «Пламенные реакционеры», «Дети 1937 года», «Последние поэты империи». Член редколлегии журнала «Наш современник». Секретарь Союза писателей России (с 1994 г.). Работы Бондаренко переводились на английский, китайский, польский, сербский, французский языки.