Репортаж. Чем живет новое поколение китайской фэшн-индустрии?

Источник: Ци Синь

Последние несколько лет китайская фэшн-индустрия все громче заявляет о себе на мировом культурном рынке. Китайские модели смело вышагивают по подиумам в костюмах от мировых брендов, привлекая все больше азиатских покупателей в люксовые магазины, новая волна фотографов — пост-восьмидесятников уже показала себя на страницах мировых изданий, а коллекции китайских дизайнеров стали частыми гостями на показах в Милане, Париже и Лондоне.

Одна из альма-матер китайских фэшн-селебрити — Пекинский институт моды и технологий (北京服装学院). На его недавнем выпускном показе работ Анне Челноковой-Щейка удалось рассмотреть поближе, чем живет новое поколение китайской фэшн-индустрии и как творчество может существовать в рамках китайской системы.

«Прекрасная жизнь» языком дизайна

Фото: Анна Челнокова-Щейка
«Жизнь прекрасна» — тема недели моды в Пекинском институте моды и технологий. Источник: Анна Челнокова-Щейка

Высший пилотаж в дизайне – это не просто буйство фантазии, выраженное в странных принтах, непонятном соединении тканей и техник, а способ символически передать некую идею или дать ответ на существующую реальность. В этом смысле заключительный показ в Пекинском институте моды и технологий дал широкое пространство для творчества. Более 30 выпускных коллекций были объединены под общей темой «Жизнь прекрасна» (活生好美). Так с чем же связывают эту прекрасную жизнь новоиспеченные дизайнеры?

Дизайн и традиционная культура

Традиционные символы в работах Чэнь Даньци. Источник: Чэнь Даньци
Благополучие и жизненная сила, защита от несчастий и привлечение удачи, кроющиеся за символикой «глиняной» собачки, идеально укладываются в представления о прекрасном будущем. Источник: Чэнь Даньци

Модели в костюмах от Чэнь Даньци (陈丹琪, Donna), красовались на первой странице каталога и открывали показ, уверенно двигаясь по подиуму. Зная особую любовь китайцев к порядку и иерархии, можно предположить, что именно ее работа снискала наибольшее уважение среди педагогов. Соединив традицию и современность, Чэнь Даньци раскрыла национальную символику глиняной собачки (泥泥狗) в дизайне.

Красный – огонь. Источник: Чэнь Даньци
Красный – огонь. Источник: Чэнь Даньци

Несколько ключевых цветов ее декора, выбранные для костюмов, подчеркивали связь с учением о пяти элементах: желтый – символ урожая, красный – огонь, белый — отношения между двумя полами. Благополучие и жизненная сила, защита от несчастий и привлечение удачи, кроющаяся за этим элементом культурного наследия, идеально укладываются в представления о прекрасном будущем.

Дизайн как ответ на болезни субкультуры

Источник: Сюй Кэжэнь
Perfectly Perfect Perfection — коллекция поклонника К-Pop Сюй Кэжэня. Источник: Сюй Кэжэнь
Источник: Сюй Кэжэнь
Мужская модель с элементами женского корсета. Источник: Сюй Кэжэнь
Нагубники. Источник: Сюй Кэжэнь
Нагубники. Источник: Сюй Кэжэнь

Сюй Кэжэнь (许可人, Lim Chee) — поклонник К-POPа и личность неординарная. В своей коллекции Perfectly Perfect Perfection он рассказал о неискренности, фальшивости и излишней коммерциализации фан-культуры в Китае (偶像文化). Его костюмы поистине удивляли необычными материалами и исполнением. Например, на некоторых дизайнах кусочки пластика были закреплены на смоляной клей. Модели-мужчины облачились в элементы женского корсета, а особой изюминкой его работ стали прищепки на нос и нагубники, которые закрывали органы чувств. Фактически, его коллекция — это ироническая насмешка над недостатками современной фан-культуры.

Дизайн и идеология

Источник: Хэ Юаньцзюнь
Элементы традиционной хайнаньской культуры в работах Хэ Юаньцзюня. Источник: Хэ Юаньцзюнь

Каждая коллекция представляла собой творческое восприятие реальности, воплощенное в дизайнерских формах. Тема увиденного мной заключительного показа — это как бы личное восприятие прекрасной жизни каждого из дизайнеров. Оно стало лишь частью лейтмотива «Прекрасной жизни» (美好生活) всей недели моды и, по факту, новой цели, поставленной высшим руководством КНР на XIX съезде КПК в 2017.

Истинный любитель философии Хэ Юаньцзюнь (何远俊), прочувствовав политический подтекст общей темы, создал дизайнерское воплощение принципа единства и борьбы противоположностей. По словам молодого дизайнера, идея для узора пришла к нему во время подготовки к экзамену по социализму и марксизму, требующегося для поступления в магистратуру.

Источник: Хэ Юаньцзюнь
Техника плетения пальмовых листьев. Источник: Хэ Юаньцзюнь

Родившийся на Хайнане, Хэ Юаньцзюнь в своих работах использовал местную технику плетения из пальмовых ветвей, дельтовидные пересечения которых символизируют противостояние противоположностей. Однако, в то же время, как ступени лестницы, они связаны между собой. Таким образом, этот причудливый узор отражает идеологически важную для Китая материалистическую диалектику.

LIFE LIVE LOVE: китайская реальность глазами фотографов

Ещё одно популярное направление фэшн-индустрии — фотография. Уже прямо на входе в университет можно было заметить табличку LIFE LIVE LOVE, приглашающую посетить выставку фоторабот выпускников другого факультета. И если дизайны одежды — это скорее символическое отражение мышления нового поколения, то фотографии в более прямой форме открывают нам завесу тех проблем, которые беспокоят современную молодежь.

Экология

В пруду мертвой рыбы. Источник: Цинь Имо
В пруду с мертвой рыбой. Источник: Цинь Имо
В смоге. Источник: Цинь Имо
В смоге. Источник: Цинь Имо
В белом. Источник: Цинь Имо
В белом мусоре. Источник: Цинь Имо

Почетное место на входе на выставку выпускных работ по фотографии занимали работы Цинь Имо (秦懿沫, Michelle Qin), которая подняла столь актуальные для Китая и не только вопросы защиты окружающей среды. Cерия из нескольких работ под названием «В опасности» («In Danger») языком визуальных фотоэффектов заставила обратить внимание на загрязнение почвы, моря, питьевой воды, воздуха, горы пластикового мусора и других вредных побочных эффектов современности.

Труд

"Возвращение к простоте" - коллекция Се Шуай. Источник: Се Шуай
Возвращение к простоте. Источник: Се Шуай

Се Шуай (谢帅), также как и Цинь Имо, поднял социальные проблемы и обратился к столь близкой к идее китайской мечты — теме труда как залога успеха и богатства. Свою коллекцию идеализированных образов из простого народа он объединил под названием «Возвращение к простоте» (返璞, «The original living»). Увидев прекрасное в самом простом, Се Шуай призвал проявить уважение к труду и полюбить его.

Любовь

Становится гораздо более удобной модель, когда каждый сам платит за себя, что позволяет избежать конфликтов на финансовой почве. Источник: Цянь Цзинь
Становится гораздо более удобной модель, когда каждый сам платит за себя, что позволяет избежать конфликтов на финансовой почве. Источник: Цянь Цзинь

Выпускники 2018 – это поколение, рожденных после 95. Это единственные дети с достаточно независимым мышлением, которые в отличие от своих предшественников по-другому воспринимают реальность и строят отношения. Цянь Цзинь (钱锦, Iris), переживая первый любовный опыт, постаралась отразить общие тенденции, свойственные ее поколению.

Усиление китайского «я» привели к особой необходимости личного пространства и первоочередности собственного саморазвития. Все более важными в отношениях становятся общность интересов, одинаковые ценности и радость от пребывания вместе. Интересным открытием стало то, что, переживая студенческую любовь, молодые люди, состоящие в отношениях, отказываются от привычной для Китая системы «приглашения — оплаты», когда кто-то приглашает и оплачивает счет, а на следующий раз – это делает другая сторона в ответ. Для них становится гораздо более удобной модель, когда каждый сам платит за себя, что позволяет избежать конфликтов на финансовой почве.

Любовь. Источник: Цянь Цзинь
Обращаясь к теме любви, Цянь Цзинь была совершенно свободна от предрассудков по поводу гомосексуальных отношений. Источник: Цянь Цзинь

Обращаясь к теме любви, Цянь Цзинь была совершенно свободна от предрассудков по поводу гомосексуальных отношений, и фотографии влюбленных мужчин также присутствовали на стенде. В разговоре девушка призналась, что в творческой среде их университета однополые отношения не считаются чем-то необычным.

Коммерциализация культуры

В динамично развивающемся китайском обществе интернет уже давно превратился в еще одну «фабрику звезд», принадлежащую индустрии массовой культуры. Штампованные на ней селебрити не кичатся использованием даже самых радикальных методов в острой конкурентной борьбе за фоловеров. Ци Синь (齐欣) используя инструменты поп-арта, отразила свою ироническую насмешку над существующей реальностью в коллекции работ под названием «Маскировка» (伪装). В них она создала гиперболизированный образ ванхунов (интернет-селебрити), которые в погоне за выгодой делают пластические операции и изменяют свой внешний вид до неузнаваемости.

Индивидуальность как часть системы

Зрители показа. Источник:
В ”китайских институтах творчества“ индивидуальность работает на благо системы. Источник: Анна Челнокова-Щейка

Разглядывая костюмы на моделях и фотографии на стендах, не стоит забывать, что учебные заведения – это традиционный инструмент влияния на китайскую молодежь. Тем более, что об этом нам напоминает и стремление объединить столь разные работы под единой темой, и сама ее связь с большой идеологической задачей, и речь заместителя ректора в медиа, в которой он объясняет, что работы на фотовыставке раскрывают идею активного участия молодых людей в развитии общества. Такая позиция о неразрывности индивидуального и общественного лишний раз подчеркивает, что в Китае индивидуальность, как часть этого «индивидуального», все же должна работать на благо системы. В какую сторону обратится «новая волна» креативности, все же немаловажно для Поднебесной, ведь выход на мировой рынок со своими «культурными продуктами» – это еще один способ заявить о себе.

Для заглавной иллюстрации использовано фотография Ци Синь из коллекции «Маскировка» (2018)

Автор благодарит студентов Пекинского института моды и технологий за помощь в подготовке материалов.

Автор: Анна Челнокова-Щейка

Если вам понравилась статья, пожалуйста поставьте лайк и поделитесь ею с друзьями.

Хотите быть в курсе наших публикаций по теме, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Редакция

Магазета — интернет-издание о Китае и китайском языке