Уютные таунхаусы на месте первого шанхайского автосалона

Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.

Фасады домов в «Верден Террас». Источник: Katya Knyazeva

Комплекс «Верден Террас» (Verdun Terrace)

Общая площадь постройки: 19 147 кв. м
Адрес: 39–45 South Shaanxi Road (открыть в baidu map)
Год постройки: 1925-1929
Нынешнее состояние: жилой комплекс

Вид на квартал с высоты
Вид на квартал с высоты. Источник: mapio.net
Участок Французской концессии и сквер Верден на карте 1919 года
Участок Французской концессии и сквер Верден на карте 1919 года. Источник: virtualshanghai.net

Старый жилой квартал из одинаковых трехэтажных таунхаусов с аккуратными палисадниками дошел до наших дней в почти неизменном виде. Комплекс «Верден Террас» был построен в середине 1920-х годов, когда Французская концессия считалась не центром города, а практически медвежьим углом. В то время как вдоль нынешней West Nanjing Road кипела деловая и торговая жизнь города, во французском районе к югу от нее лишь редкие строения торчали среди огородов, пустырей и оросительных каналов.

Реклама шанхайского автошоу в 1921 году
Реклама шанхайского автошоу в 1921 году. Источник: Oriental Motor
У одного из павильонов на автошоу
У одного из павильонов на автошоу. Источник: Oriental Motor

До появления комплекса домов с палисадниками на этом квартале находился частично заросший пустырь, называвшийся городским сквером «Верден», в честь французского города, ставшего местом масштабной битвы в Первую мировую войну. В декабре 1921 сквер был выбран для проведения первой в Китае автомобильной выставки – Shanghai Automobile Show. Территорию обнесли бамбуковой изгородью и застроили длинными стометровыми павильонами и отдельными небольшими палатками, крытыми циновками. В павильонах и палатках были оборудованы выставочные стенды местных автосалонов, шинных мастерских и международных гигантов автопрома. Из мировых концернов были представлены «Студебекер», «Остин», «Ролс Ройс», «Форд», «Додж», а среди производителей запчастей – «Мишлен», «Гудрич», «Клаксон», «Данлоп» и другие.

Вид на освещенную арку ведущую на автошоу в журнале Oriental Motor
Вид на освещенную арку ведущую на автошоу в журнале Oriental Motor
Эта танцплощадка считалась самой большой на Дальнем Востоке
Эта танцплощадка считалась самой большой на Дальнем Востоке. Источник: журнал Oriental Motor

Несмотря на обильную рекламу шоу, организаторы были недовольны низкой явкой публики. По их мнению, виновато было недостаточно раскрученное место проведения выставки: такой малоизвестный адрес, как сквер «Верден», якобы невозможно было объяснить рикше. Впрочем, шанхайская публика без труда находила дорогу на вечерние мероприятия автовыставки, ориентируясь на роскошную входную арку, мерцавшую электрическими огнями. В одном из ангаров была обустроена танцплощадка, по слухам самая большая в Азии. На ней под зажигательные мелодии оркестра кафе «Карлтон» публика отплясывала до часу ночи. На бал-маскарад в честь закрытия автошоу явилось более тысячи посетителей в карнавальных костюмах.

План квартала в 1939 году
План квартала в 1939 году. Источник: virtualshanghai.net
Вид на ряды домов "Верден Террас" с высоты
Вид на ряды домов «Верден Террас» с высоты. Источник: blog.sina.com

После завершения автошоу, девелоперы поделили и застроили территорию: западная ее часть стала спортплощадкой при нововыстроенном Французском клубе, а в восточной части появились ровные ряды добротных одинаковых домов. Комплекс зданий «Верден Террас» был разработан британской архитектурной конторой «Алгар в псевдо-деревенском английском стиле, со острыми скошенными крышами, чердачными окошками и нарочито шероховатой отделкой углов. Самому южному ряду из восьми особняков покрупнее присвоили название «Беверли Гарденс». Волнообразная отделка карнизов, глянцевые изразцы и повторяющиеся арочные мотивы отсылали эти дома к испанско-мавританскому стилю.

Ряд домов Беверли Гарденс
Ряд домов Беверли Гарденс. Источник: Tess Johnston, Frenchtown Shanghai
Палисадник
Палисадник. Источник: Katya Knyazeva
Интерьер одного из особняков в Беверли Гарденс
Интерьер одного из особняков в Беверли Гарденс. Источник: Tess Johnston, Frenchtown Shanghai.jpg
Интерьер одного из особняков в Беверли Гарденс
Интерьер одного из особняков в Беверли Гарденс. Источник: Tess Johnston, Frenchtown Shanghai.jpg

В довоенное время население «Верден Террас» и «Беверли Гарденс» состояло из пестрого списка разных национальностей, а после 1949 года их сменили китайские жильцы. Теперь сюда снова вселяются иностранцы, привлеченные историческим шармом «тихого центра». До недавнего времени любой прохожий мог войти в здание №93 под благовидным предлогом посещения дома-музея иллюстратора и автора комиксов Фэн Цзыкая. Пройдя через тусклый и загроможденный подъезд, можно было подняться на второй этаж, чтобы насладиться уютом старинной квартиры и выглянуть из решетчатого окна гостиной на пронизанную солнцем листву деревьев гинкго. К сожалению, из-за жалоб соседей, делящих подъезд с музеем, здание закрыли для посещений.

Дом Фэн Цзыкая
Дом Фэн Цзыкая. Источник: Fayhoo for wikipedia
Вход в один из заново отреставрированных домов
Вход в один из заново отреставрированных домов. Источник: Katya Knyazeva

Для заглавной иллюстрации использована фотография Шанхайского автосалона 1921 года из журнала Oriental-Motor.

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь

Wǒ ❤️ Magazeta

Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.