В конце 19-го века иракские евреи из клана Кадури переселились в Шанхай из Бомбея, чтобы торговать колониальными товарами и опиумом во благо Британской империи. Для англичан иракские евреи были подобны джиннам из бутылки: внешне экзотичные, глубоко преданные и несметно богатые. Поработав несколько лет наемным управляющим, Элли Кадури (Elly Kadoorie; 1867–1944) построил свою собственную империю и взошел на олимп еврейских олигархов Шанхая, где числились также Сассун, Эзра, и Хардун.
Дворец Кадури
Адрес: 54 West Yan’an Road / 延安西路54号 (открыть в baidu map)
Год постройки: 1918
Нынешнее состояние: Дом пионеров
Империя Элли Кадури включала в себя инвестиции в отели, каучуковые плантации, коммерческие банки и недвижимость. Но олигарх не забывал свои корни и в 1918 году запустил строительство Еврейского клуба для Шанхая по проекту Абелярдо Лафуэнте и Джеральда Вуттена (Gerald Owen Wootten).
Не успел клуб открыться, как на Элли Кадури посыпались несчастья. В феврале 1919 года ночью загорелся его дом, расположенный неподалеку, и в пожаре погибла жена Лора. На следующий год при подозрительных обстоятельствах загорелся Еврейский клуб; пламя разрушило второй этаж и крышу.
Вскоре Кадури с сыновьями покинул Шанхай и отправился в Европу, поручив своему приятелю А. Грэм-Брауну (A. W. Graham-Brown) отреставрировать Еврейский клуб. Архитектор, известный любовью к выпивке, пустился во все тяжкие: Кадури регулярно получал от него растущие счета и экстравагантные запросы вроде: «необходимо поднять крышу еще на пять метров».
Вернувшись в Шанхай в 1923 году, Кадури обнаружил на месте скромного Еврейского клуба одиозный дворец, раскинувшийся на весь квартал. Здание в стиле итальянского ренессанса было богато отделано натуральным камнем и бронзовым литьем. На внутреннюю облицовку ушло 150 тонн мрамора. Впервые в Шанхае в жилом здании были встроены кондиционеры, до сих пор применявшиеся только на фабриках.
Бальный зал неслыханных размеров был густо украшен лепниной, а с 20-метрового потолка свисали канделябры с многоцветными электрическими лампочками: одним нажатием выключателя цветовая гамма менялась с красной на синюю. Но прочие помещения были все еще не закончены, подрядчики торопили с оплатой, а Грэм-Браун попал в больницу с белой горячкой. В отчаянии Кадури вернул на объект архитектора Лафуэнте и тот завершил строительство.
Сочтя здание слишком роскошным для нужд Еврейского клуба, олигарх сам поселился в нем, превратив его в частный зал собраний. Во дворце, который даже в спокойные дни обслуживали 43 человека прислуги, без труда размещалось больше тысячи гостей. Здесь то и дело проходили благотворительные балы, ярмарки и собрания, в центре которых вращался гостеприимный хозяин.
Во время японской оккупации (1937–1945), пожилому Элли Кадури не повезло: попав в лагерь для интернирования, он там и умер в 1944 году. Вернувшись после войны в свой мраморный дворец, его сыновья первым делом включили сразу все электрические люстры, в память о лучших днях.
Вскоре в Мраморном дворце снова стали проводиться мероприятия. С 1946 года здесь стали проходить ежегодные съезды Института социального обеспечения Китая (中国福利会) под покровительством Сун Цинлин. В 1953 году Мраморный дворец был отдан этой организации и превращен в общегородской Дворец пионеров, который продолжает работу по сей день.
Для заглавной иллюстрации использована фотография современного фасада здания. Источник: flickr luuluu
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.