Буржуазный отель, дворец культуры рабочих и ярмарка пуховиков

Девичья самодеятельность (с) minguotupian.com

В Шанхае практически нет памятников архитектуры времен дружбы с «большим братом» Советским Союзом, за исключением колоссального Дворца Советско-китайской дружбы. После ввода коммунистического режима город унаследовал огромное количество зданий эпохи империализма, так что новые строить почти не приходилось. Новое правительство без труда адаптировало бывшие банки, конторы, отели, клубы и муниципальные здания под свои нужды. Одним из примеров такого превращения явилось создание Дворца культуры рабочих в бывшем отеле «Гранд».

Дворец культуры среди зданий вдоль Tibet Road. Источник: cntuku.cn
Дворец культуры среди зданий вдоль Tibet Road. Источник: cntuku.cn

Отель «Гранд» (东方饭店),  позже Дворец культуры рабочих (上海工人文化宫)

Адрес: 120 Tibet Middle Road (открыть в baidu map)
Год постройки здания: 1929
Нынешнее состояние: Дворец культуры рабочих

Гранд в 1937 году. Источник: Harrison Forman
Гранд в 1937 году. Источник: Harrison Forman
Фасад Дворца культуры рабочих. Источник: Zhang Xuefei for SHINE
Фасад Дворца культуры рабочих. Источник: Zhang Xuefei for SHINE

Отель «Гранд» открылся в 1929 году на краю Народной площади, которая в ту пору была городским ипподромом. Отелем владела ассоциация китайских владельцев небольших гостиниц в этом районе, которые пожелали выйти на новый уровень прибыли.

Боковой фасад здания с многочисленными балконами. Источник: Zhang Xuefei for SHINE
Боковой фасад здания с многочисленными балконами. Источник: Zhang Xuefei for SHINE

Макет отеля на узком клиновидном пятачке создала контора «Davies & Brooke», одна из старейших в Шанхае, прославившаяся проектом отеля «Астор». Воспользовавшись отсутствием муниципальных ограничений на высоту зданий возле ипподрома, английские архитекторы создали шестиэтажный дом в неоклассическом стиле. По периметру здания расположились магазины, в холле на первом этаже были оборудованы большой ресторан и театр, а на остальных этажах разместились 300 номеров.

Фойе дворца культуры, где теперь находится сцена и библиотека. Источник: Zhang Xuefei for SHINE
Фойе дворца культуры, где теперь находится сцена и библиотека. Источник: Zhang Xuefei for SHINE
Терраса на крыше. Источник: Michelle Qiao for SHINE
Терраса на крыше. Источник: Michelle Qiao for SHINE

Отель делал ставку на китайскую клиентуру, и предлагал комфортные условия по невысоким ценам. В небольших и добротных номерах имелись отдельные балконы, однако туалеты и ванные комнаты находились в общем пользовании. Чтобы остаться на плаву среди жесткой конкуренции, 400-местный театр в отеле развлекал публику регулярной китайской оперой. Сцена была оснащена модной в то время неоновой подсветкой и микрофонами, благодаря которым выступления можно было слушать по локальному радио.

Транспарант с портретом вождя на здании в 1957 году. Источник: 360doc.com
Транспарант с портретом вождя на здании в 1957 году. Источник: 360doc.com
Крестьянин из колхоза Мацяо посещает выставку, посвященную технической революции, во Дворце культуры рабочих. Источник: minguotupian.com
Крестьянин из колхоза Мацяо посещает выставку, посвященную технической революции, во Дворце культуры рабочих. Источник: minguotupian.com

После прихода к власти коммунистов в 1949 году отель был национализирован. На следующий год первый коммунистический мэр города Чэн И торжественно открыл Дворец культуры. Он лично выписал на табличке золотыми иероглифами «Школа и рай для рабочих».

Парни на сцене Дворца культуры рабочих. Источник: minguotupian.com
Парни на сцене Дворца культуры рабочих. Источник: minguotupian.com
Бильярдная во Дворце культуры. Источник: minguotupian.com
Бильярдная во Дворце культуры. Источник: minguotupian.com

Разумеется, далеко не все рабочие могли попасть в «рай», а только специально направленные предприятиями. По примеру советских клубов, здесь действовали студии музыкальной и театральной самодеятельности, проводились соревнования по настольному теннису, бильярду и шахматам, а также давались уроки национальных искусств: каллиграфии, рисования тушью, народного танца и китайской оперы.

Дворец культуры в 80-е годы. Источник: 文史悦读 for sina.com.cn
Дворец культуры в 80-е годы. Источник: 文史悦读 for sina.com.cn

В 1990-е финансирование Дворца культуры сошло на нет и руководству пришлось сдавать площади в аренду. В 2006 году, когда автор статьи впервые вошла в фойе бывшего отеля, здесь все еще действовал крупнейшая в городе ярмарка пуховиков. В 2013 году под давлением шанхайского рабочего профсоюза Дворец начал возвращаться к просветительской и развлекательной работе. Снова заработала театральная сцена, открылся выставочный зал, появились творческие студии. В духе времени к предлагаемым видам деятельности добавилось обучение чайной церемонии, йоге и основам психологии.

Для заглавной иллюстрации использовано фото девичьей самодеятельности. Источник: minguotupian.com

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.