Гардения. Короткая жизнь кабаре Александра Вертинского в Шанхае

Гардения. Короткая жизнь кабаре Александра Вертинского в Шанхае

В ноябре 1935 года в Шанхай из Америки прибыл знаменитый эмигрантский шансонье Александр Вертинский, который начал выступать в местных концертных залах и ресторанах. В 1937 году группа поклонниц барда решила создать персональное кабаре для популярного артиста. Среди инициаторов предприятия лидировали дочь крупного коммерсанта Барановского Софья Маречек и элитная содержанка Буби Фоминых.

Инициалы Вертинского видны на двери клуба. Источник: Лидия Вертинская "Синяя птица любви"
Инициалы Вертинского видны на двери клуба. Источник: Лидия Вертинская «Синяя птица любви»

Кабаре “Гардения” певца Александра Вертинского

Адрес: 1385 Yuyuan Road (открыть в baidu map)
Год основания: 1937
Нынешнее состояние: ожидает сноса

В тот год Шанхай как раз достиг пика декаданса. Город ломился от ресторанов, танцзалов, казино и баров, что не мешало искушенной публике с интересом отслеживать новые заведения, растущие как грибы после дождя. Для обустройства «театра одного актера» дамы выбрали частный особняк с садом в западной части Шанхая, в криминальном районе Глухомань (Badlands) на краю Международного сеттльмента.

Особняк с "Гарденией" на старой карте Шанхая. Источник: virtualshanghai.net
Особняк с «Гарденией» на старой карте Шанхая. Источник: virtualshanghai.net

8 апреля 1937 года русский и иностранный Шанхай с восторгом встретил открытие клуба «Гардения». У входа выросла толпа, и далеко не все гости смогли пробиться вовнутрь, где хозяин лично приветствовал их, дефилируя в безупречном фраке со свежесрезанной гарденией в петлице и смешивая коктейли «а ля Вертинский».

Интерьер нового клуба был навеян морской темой. В центре ресторанного зала, обтянутого серым крепом, высилась мачта с парусами, со стен свисали спасательные круги, танцплощадка напоминала палубу, а официанты, барменши и музыканты щеголяли в тельняшках и бескозырках. Приглашенные журналисты отмечали, что рассеянный свет над столами магически возвращал молодость лицам гостей, а приглушенный джаз в исполнении оркестра ночного клуба «Тауэр» способствовал обстановке интимности.

Буби Фоминых и Александр Вертинский (на переднем плане), предположительно в "Гардении". Источник: Лидия Вертинская "Синяя птица любви"
Буби Фоминых и Александр Вертинский (на переднем плане), предположительно в «Гардении». Источник: Лидия Вертинская «Синяя птица любви»

Конечно, гвоздем ежевечерней программы были сольные номера хозяина кабаре. Вертинский исполнял в «Гардении» свои новые номера, вдохновленные Шанхаем, включая любимую платными танцовщицами песню «Дансинг-герл»: «Дни бегут все быстрей и короче, И уже в кабаках пятый год. С иностранцами целые ночи Вы танцуете пьяный фокстрот…»

С наступлением лета популярность клуба возросла. Кондиционирование тогда было не очень распространено, и в жару публика выбирала заведения с балконами, крышами, верандами и площадками под открытым небом. Англоязычная пресса дружно воспевала прохладу сада Вертинского: «Какое удовольствие взойти на палубу корабля «Гардения», насладиться освежающим бризом, джазовыми ритмами, прекрасными напитками и колоритной публикой».

Вертинский (справа внизу) танцует в другом эмигрантском кабаре, "Аркадия", в 1940 году. Источник: A. T. Hull
Вертинский (справа внизу) танцует в другом эмигрантском кабаре, «Аркадия», в 1940 году. Источник: A. T. Hull

Несмотря на популярность нового кабаре, бизнес-модель, выбранная певцом и его компанией, не оставляла шансов на успех. Вертинский ежедневно угощал гостей шампанским, а ушлый персонал частенько запускал руку в кассу. «Гардения» дотянула лишь до конца июля, а потом поставщики продуктов и вин добились закрытия клуба за долги. Наемный персонал разбежался, вдохновительница авантюры Буби Фоминых предусмотрительно скрылась в Гонконге, а Вертинскому пришлось выступать ответчиком за долги прогоревшей «Гардении». В начале августа мебель, реквизит и посуда из ресторана пошли с молотка. В числе лотов были и гравированные серебряные портсигары артиста, и его знаменитый костюм «Пьеро».

Крыша бывшего кабаре проглядывает за вывеской ресторана. Источник: Лена Килина
Крыша бывшего кабаре проглядывает за вывеской ресторана. Источник: Лена Килина

Немного поправив дела на гастролях по северу Китая, Вертинский вернулся в Шанхай и устроился в ресторан «Ренессанс» на авеню Жоффр, где выступал практически за еду. Тем временем, город посетили более крупные несчастья, над ним установила контроль японская армия, положив конец иностранным анклавам.

После снятия оккупации и победы коммунизма в 1949 году, в бывшем клубном здании расположился главный трикотажный магазин района Чаннин; к тому времени Вертинский уже репатриировался в Советский Союз. В наши дни старый особняк невозможно узнать с улицы из-за пристроенного стеклянного фасада; в здании теперь расположился непритязательный ресторанчик хунаньской кухни.

Интерьер ресторана в наши дни. Источник: dianping.com
Интерьер ресторана в наши дни. Источник: dianping.com

Для заглавной иллюстрации использовано фото A. T. Hull.

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.