Огромное здание апартаментов «Берн» теряется в тени скоростной автострады над улицей Chongqing Road, но на момент постройки это было самое крупное жилое здание в Шанхае. Так руководство Французской концессии воплощало в жизнь план по развитию авеню Жоффр, на которой немногим ранее выросли апартаменты «Эстрелла» и «Нормандия».
Bearn Apartments · 培文公寓
Адрес: 447-449 Huaihai Middle Road (открыть в baidu map) 淮海中路447–479号
Годы постройки: 1930
Нынешнее состояние: жилой дом
Автором проекта для французской конторы «Фонсим» стал Александр Леонард, партнер в популярной архитектурной фирме «Leonard & Veysseyre». Здание, занявшее весь квартал на углу авеню Жоффр (Huaihai Road) и авеню Дюбэй (Chongqing Road), было сдано в начале 1930 года. Его тут же стали называть небоскребом, хотя этажность варьировалась: от 6 этажей по бокам здания до 9 этажей в центральной секции.
Размеры квартир и планировка тоже отличались: двухкомнатные находились на нижних этажах, а пятикомнатные на высоких. Во всех квартирах были встроенные шкафы, холодильники, гладильные доски, мусоропроводы в кухнях и даже кондиционеры. Во дворе стоял невысокий флигель «Малый Берн» с трехкомнатными квартирами.
Среди первых жильцов дома была американская журналистка и авантюристка Агнес Смедли, которая прожила в здании два года. Она дружила одновременно с японскими шпионами и с агентами Коминтерна, поэтому чтобы не наводить полицию и контрразведку на точный адрес явки, она заходила в один подъезд здания, а затем перебиралась в свой подъезд по крыше или через двор.
Во все годы годы среди жильцов дома было немало состоятельных эмигрантов из Российской империи, в частности семья кондитера К. Димитриадиса, доктора Д. И. Казакова, доктора Н. Молчанова, аптекаря С. Д. Иоффика. Многие из них принимали пациентов в своих квартирах, как например, специалист по урологическим и кожным болезням доктор А. Лесник.
С момента постройки «Берна» архитектурная фирма «Leonard & Veysseyre» перенесла сюда свой офис. Кроме нее в здании расположились другие организации, включая шанхайский «Арт-клуб», который в январе 1934 года прописался на шестом этаже. В светлой просторной студии проводились выставки и предлагались уроки рисования для молодежи. Под эгидой «Арт-клуба» прошло немало выставок работ русских художников, таких как В. С. Подгурский, Н. К. Соколовский, М. А. Кичигин, Я. П. Лихонос.
Вдоль первого этажа здания тянулись витрины магазинов и ресторанов. Среди них были китайские предприятия (музыкальный магазин «Jeansin» занимался продажей, ремонтом и сдачей в аренду пианино, скрипок и гитар, а также граммофонных пластинок), были французские (аптека «Фармаси Модерн», ресторан «Ля Ротонд»), была армянская пивоварня и даже персидская сберкасса.
Но преобладали русские предприятия, маскировавшиеся под французские: русская «Парижская парикмахерская», «Французская пекарня» братьев Чакальян, магазин радиотоваров «Radio Supply», шляпно-меховой магазин «Жоффр», модное ателье Л. К Соколовой. Также в здании находился универсальный магазин В. И. Циммермана, которым он руководил совместно с супругой.
Наступление японской оккупации сказалось на благополучии и жильцов, и арендаторов. В июне 1940-го года в своей роскошно обставленной квартире была застрелена китайская светская львица по фамилии Ван, причем двух наемников впустил ее слуга. Жертва оказалась племянницей чиновника-коллаборациониста.
К конце года французская компания «Фонсим» продала здание республиканскому министру Кун Сянси за два с половиной миллиона долларов. Новый владелец тут же начал поднимать цены на аренду и коммунальные услуги. В ответ на протесты жильцы получили предписание освободить помещения. Угроза не была исполнена и жильцов оставили в покое, но ненадолго.
В 1942 году, с переходом концессий под управление японского военного командования, во всех крупных многоквартирных домах были реквизированы нижние и последние этажи. Дом «Берн» не избежал этой участи. Над магазинами разместились склады боеприпасов, а на крышу затащили противовоздушные орудия, чтобы стрелять по американским бомбардировщикам, обстреливавшим японские позиции на окраинах города.
После прихода к власти коммунистов в опустевшие квартиры подселили жильцов из глубинки, а магазины на первом этаже национализировали. В 1956 году из оставшихся тринадцати предприятий в здании сделали один большой универмаг женской одежды, который и по сей день занимает первый этаж.
Для заглавной иллюстрации использовано фото западного торца здания, выходящего на Yandang Road. Источник: shanghaiimayou.blog.fc2.com
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.