В первые годы двадцатого века район между нынешними станциями метро South Shaanxi Road и Changshu Road, который мы считаем центром Шанхая, не являлся городским районом. Границы Французской концессии даже не дотягивались сюда, а через район шла немощеная дорога Рю Поль Брюна (впоследствии ставшая авеню Жоффр, а после Хуайхай Лу). По бокам дороги встречались лишь редкие крупные поместья, одно из которых сохранилось до наших дней.
Особняк Эдварда Эзры
Адрес: 1209 Middle Huaihai Road (открыть в baidu map)
Годы постройки: 1912
Нынешнее состояние: под управлением Шанхайской консерватории
Особняк семьи Эдварда Эзры был построен в 1912 году, когда его хозяину едва исполнилось тридцать лет. Поместье носило латинское имя «Адеодата», что означает «Данное богом». Просторный дворец в стиле французского барокко был обращен к югу и сквозь огромные окна от пола до потолка открывался вид на просторный сад площадью десять гектаров. В бальном зале особняка могли одновременно танцевать до 150 гостей, а в музыкальный салон помещались 80 слушателей. Весь дом был обставлен вычурной мебелью эпохи Людовика XIV. В ряде комнат в стеллажах хранилась коллекция китайского антиквариата и китайского и японского фарфора, попадавшаяся на глаза публике лишь во время фуршетов и празднеств на территории поместья.
Эдвард Исаак Эзра, родившийся в Шанхае в 1882 году, был крупнейшим землевладельцем начала двадцатого века, предшественником империи Виктора Сассуна. В начале 20-го века он выкупил у китайских собственников весь северный берег речки Сучжоу у места ее впадения в Хуанпу. Дождавшись роста цен на землю, спекулянт поделил землю на участки для продажи. На одном из этих участков потом вырос первый небоскреб Шанхая – здание «Бродвей Мэншнс». Эзре также принадлежала сеть отелей, самым знаменитым из которых был «Астор».
Сродни прочим багдадско-еврейским кланам Шанхая, начальный капитал Эзры сложился из торговли опиумом. Эдвард Эзра был председателем «Шанхайского опиумного комбината», участвовавшего в теневых поставках и распространении зелья на территории Шанхая. В 1918 году деятельность комбината попала под прицел республиканского правительства. Впрочем, после ряда облав и демонстративного сжигания товара на берегу реки Хуанпу, контрабанда и сбыт опиума не прекратились, а просто перешли в руки китайской «Зеленой банды».
Эзра вышел из опиумного бизнеса с минимальными потерями. Подведя под суд своих китайских партнеров, он всецело отдался авантюрам с шанхайской землей, благо ее цена стабильно росла; за первые тридцать лет двадцатого века цены участков выросли примерно в 13 раз. Схема реинвестирования опиумных прибылей в землю отрабатывалась и другими иностранными семейными корпорациями, что остроумно отметила китайская газета «Шэньбао», назвав «tu» (土) в качестве основного источника всех богатств, что можно понимать и как «опиум», и как «земля».
Впрочем, империя Эзры оказалась колоссом на глиняных ногах. В 1921 году, когда Эдварду не было и сорока лет, его поразил инсульт, и он скоропостижно скончался в богадельне на облезлой больничной койке. Бизнес поначалу продолжили его братья, а также подросшие сыновья Дензел и Сесил, но удержаться на прежних высотах им не удалось. Коммерческий квартал «Центральная аркада», выстроенный неподалеку от набережной, недолго оставался в семье и вскоре перешел в руки китайским инвесторам. Лишь Сесилия Эзра, племянница олигарха, порадовала профессиональными успехами: в 1934 году она стала первой в Шанхае женщиной-архитектором, вступив в состав фирмы швейцарца Минутти.
В семейном гнезде «Адеодата» продолжали проживать многочисленные родственники Эзры, но в 1928 имению нанес урон пожар, начавшийся из-за неисправности в бойлерной. Французская бригада остановила распространение огня, обливая здание из брандспойтов в течение нескольких часов. В результате деревянная обшивка и мебель сильно пострадали от воды. Хотя слуги и хозяева успели перетащить часть мебели на веранду, многое было им не по силам. В бильярдной стояла вода по колено, ручьи текли по обоям ручной раскраски, краска и лаки разбухли, драгоценные ковры превратились в кашу, а меховые туалеты жены Эзры и гардеробы всех постояльцев здания были безвозвратно утрачены.
Прочие перипетии двадцатого века тоже не пошли на пользу особняку. До наших дней от роскошной обстановки не дошло ничего, кроме обильной деревянной резьбы и изразцовых каминов. Во второй половине двадцатого века здание было в ведомстве армии, потом оно находилось на территории частного роддома Redleaf, а сейчас его передали под управление шанхайской консерватории.
Для заглавной иллюстрации использовано фото улицы Поль Брюна, будущей авеню Жоффр, в районе имения «Адеодата» около 1915 года. Источник: Virtual Shanghai
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.