Снадобье лунного зайца

Изображения османтуса душистого, по представлениям многих китайцев связанного с Лунным Нефритовым зайцем.
Изображения османтуса душистого, по представлениям многих китайцев связанного с Лунным Нефритовым зайцем.

Добавим и благородного османтуса, тоже , согласно легендам, входящего в состав заячьего снадобья. Иногда османтус сближают с корицей. Но, всё-таки, это разные деревья. И разные лечебные свойства. В медицине отвар цветов османтуса используют для лечения кашля, компрессы из отвара коры применяют при лечении сильных нагноений – фурункулов. Уникальное действие эфирного масла османтуса на кожу было описано еще тысячу лет назад Авиценной в книге «Канон врачебной науки». Оно оказывает противовоспалительное, регенерирующее и иммуностимулирующее действие на клетки кожи.

Османтус душистый (Osmanthus fragrans) относится к роду Османтусов (Osmanthus) и принадлежит к семейству Оливовых (Oleaceae). Род представлен 30 видами цветущих растений, которые в природе можно встретить от Кавказа до Японии. Османтус душистый по-другому называют еще чайной, или душистой, оливой за косточковые плоды, покрытые плотной темно-синей или пурпурной кожицей.

Знаменитый китайский гуй хуа ча – настой лепестков османтуса душистого – это невероятно нежный и неповторимый, чуть сладковатый, ароматный напиток, который пьют самостоятельно или добавляют в черный или зеленый чай. Даже после того, как этот фантастический напиток давно выпит, ваше дыхание еще долго остается свежим и ароматным. Как видите, есть и такой вариант дерева бессмертия, впрочем, если поискать повнимательнее, то в разных районах Востока, куда проник лунный заяц Юэ Ту, вместо кассии деревом бессмертия назовут и сакуру ( в Японии или Корее), кедр в дальневосточных районах России, а где-нибудь в австралийском чайнатауне уже рассказывают об эвкалипте. И все эти деревья впрямь лечебны и чудодейственны. .). С османтусом связано много традиций и легенд. Он является символом романтической любви. На Тайване ни одна свадьба не обходится без османтуса. Согласно обычаю, невеста должна принести в семью мужа османтус и гранат, которые вырастила своими руками. Османтус символизирует любовь и верность, а гранат – мир и плодовитость. А вместе такой дар означает, что молодая жена готова родить мужу здоровых детей и жить с ним вместе долго и счастливо. В Китае османтус является символом праздника Луны, который отмечается в сентябре. Как раз в это время османтус начинает обильно цвести душистыми белыми или светло-желтыми цветами. Во время праздника китайские семьи собираются в саду, едят «лунные кексы», куда добавляются цветы османтуса для аромата. Добавим и мы отвар из цветов османтуса в наше снадобье лунного зайца. Вы чувствуете, какой чудесный аромат уже идет от этого снадобья?!

Лунный заяц уже изрядно потрудился, составляя вместе с нами снадобье, но такова его участь – вечного труженика, да и на земле многие ждут чудодейственного заячьего снадобья. Для скептиков скажу, что о недоступности Луны для землян говорить преждевременно, ибо сама гора Куньлунь по древним легендам , с растущими на ней персиками бессмертия и живительной водой, устремлялась высоко вверх, достигала небес и Луны. И Лунный заяц со своим деревом бессмертия в иных версиях легенд преображался в зайца, живущего где-то на вершине земной горы Куньлунь (кстати, реальной горы, и ныне существующей в Китае). И значит, вполне достижимо его снадобье, за которым , к примеру, и оправился на гору Куньлунь искусный охотник Хоу И.

А хозяйку Куньлуня богиню Запада Сиванму не случайно изображают почти всегда вместе с лунным зайцем. Откуда же у богини плоды бессмертия, как не от лунного зайца? Вот и чудесный персик тоже всегда входил в состав заячьего снадобья. Добавлялись и сушеные финики. Говорят, что некий человек в Хэнани получил от лунного зайца знаменитый финик — плод был настолько огромен, что перед употреблением в пищу его пришлось варить три дня. Аромат распространился на многие километры вокруг; плод возвращал умирающих к жизни и исцелял недужных, а люди здоровые, отведав его, обретали способность летать по воздуху. Персиковое дерево хорошо во всех отношениях, думаю, у зайца в ход идут не только удивительные плоды, но и листья, и кора. А засушенные финики и иные плоды добавляют вкус, и целебность снадобью.

Говорят, кроме персикового дерева, кассии и османтуса использовал лунный заяц и лавр благородный. Может быть, в иных районах называли деревом жизни не коричное дерево, а лавр, но собирая легенды, мы собираем и все плоды этих легенд. Посмотрим на лавр. Лавровый лист (лавр благородный) – ценное лекарственное растение: понижает кровяное давление, сни мает спазмы, укрепляет нервы, успо каивает нервную систему, помогает при простудах и опухолях.

Лавровый лист улучшает пищеварение, помогает при болезнях су ставов. Вечнозеленый двудольный высокий кустарник или деревце с густой кроной. Листья очередные, продолговато-ланцетные со слегка волнистым краем, кожистые, темно-зеленые, матовые и душистые. Цветы мелкие, белые, пучками в пазухах листьев. Плод — овальная черно-бурая или черно-синяя костянка с тонким околоплодником, содержащим клетки с эфирным маслом. В медицине используются и плоды этого дерева.

Гален применял лавр при почечнокаменной болезни. Выдающийся естествоиспытатель и врач XV века А. Амасиаци в своей книге «Ненужное для неучей» писал, что плоды лавра применяют «при болезнях нервов, параличе и искривлении лица», и про листья лавра : «Ванна в отваре листьев поможет при болезнях мочевого пузыря и матки, … «. Врачи советуют: «Для приготовления настоя берут 10 лавровых листьев, измельчают, заливают 3 стаканами крутого кипятка (лучше в термосе) и настаивают 2-3 часа. Принимают по 0.5 стакана настоя 3 раза в день. Эта доза указана в книге профессоров С.Я Соколова и И.П. Замотаева «Лекарственные растения», и её не следует превышать. Можно принимать внутрь водный отвар I листьев лавра — он хорошо чистит суставы. Для его приготовления 5 г сырья залейте 1,5 стакана кипятка и кипятите на медленном огне в течение 5 минут. Затем отвар вместе с листьями перелейте в термос и настаивайте 4 часа, после этого процедите. Принимайте полученный отвар в течение дня маленькими глотками.»

Воспользуемся её советом, и добавим водный отвар лавра в наше снадобье.

У нас остаются из неиспользованных волшебные лунные травки, которые заяц собирал по Луне, а также маленькие звездочки, которыми он и сам питался, от чего его глаза лучами своими достигали земли, и добавлял эти звездочки (может быть, метеориты?) в свое снадобье.

Метеориты еще добыть можно для нашего снадобья, измельчить и добавить в снадобье, но какие травки использовал лунный заяц, каждый может добавлять свои по желанию и интуиции , из набора наших лечебных трав, от алое и пустырника, до восточных смесей, входивших в древний тибетский лечебный отвар «Лунный царь», или на санскрите «Сомараджа».

Последнее, присутствующее почти во всех легендах и мифах о лунном зайце , составляющее его снадобья, я предлагаю с осторожностью. Нефрит.

Говорят, китайские императоры пили жидкий нефрит. Но и судьба их была различна. Будем полагаться пока на исследования наших медиков и фармацевтов. Бируни писал, что тюрки , когда ели тяжелую пищу, употребляли нефрит для предотвращения болезней желудка. Тщательно и тонко промолотый нефрит смешивался с водой и употреблялся китайцами как лекарство практически от большинства заболеваний, особенно от бессонницы и против астмы. По китайским поверьям, если нефрит принять внутрь в достаточном количестве перед самой смертью, то он препятствует распаду плоти. Видимо, поэтому делали из нефритовых пластинок погребальные маски вождей.

Древнее украшение из нефрита. Лунный заяц.
Древнее украшение из нефрита. Лунный заяц.

С медицинской точки зрения нефрит облегчает либо излечивает много различных заболеваний: зубную боль, боль в почках, болезни мочеполовой системы, разрушает камни во внутренних органах и протоках, снимает почечную колику, нормализует сердечно-сосудистую деятельность, прекрасно справляется с нервными заболеваниями, выводит из депрессии, лечит систему кровообращения и селезенки.

Нефрит способствует усилению регенерации тканей, а значит, омоложению организма. В современной народной медицине довольно часто используется вода, настоянная в нефритовой посуде, которая укрепляет мышцы и кости, очищает кровь, повышает потенцию, укрепляет нервы. При нагревании нефрита его лечебные свойства усиливаются многократно. Поэтому очень полезно пить из нефритовой посуды зеленый чай, кофе и другие горячие напитки. Кроме того нефрит изменяет вкус чая и кофе, коньяка и водки , облагораживает их.

У китайцев есть такое выражение «Человек питает нефрит, нефрит питает человека». Основное свойство нефрита — он убирает искажения. А искажающее начало мира является основой всех патогенных процессов в пространстве тела. В китайской медицине любой патогенез называется хэ ци — «искажающее дыхание». Считается, что оно проникает извне и нехорошо влияет на организм. Одновременно это слово может обозначать вредоносных духов. И основная функция нефрита в том, что он эти искажающие факторы отгоняет. Иногда в продаже можно встретить цельно-нефритовую посуду – она очень полезна для гармонизации физического состояния, регенерации клеток и омолаживания организма.

Посуда из белого нефрита
Посуда из белого нефрита

По крайней мере, уже то, что ступка у нашего зайца из нефрита, улучшает качество любого снадобья. Думаю, можно добавить и нефритовый настой, и , осторожно, тонко измельченный нефритовый порошок. И осыпем всё это снадобье лепестками хризантемы.

По крайней мере, регулярно принимая это снадобье, мы наверняка продлим себе жизнь Можно ли думать о более важном? Обратимся к нынешним мудрецам Китая.

Поисками снадобья лунного зайца, и отнюдь не мифологическими, не игровыми, занимаются серьезные китайские мыслители, в том числе и лидеры нового поколения. К примеру, Ван Сяопин, прозываемая «китайским Тоффлером», «юным мудрецом» выдвинула в своей нашумевшей «Второй декларации» идею нового просветленного человечества, стремящегося всей жизнью своей к «сообществу бессмертных». А как тут обойтись без снадобья лунного зайца. Новые «сяньжэни», бессмертные , не стремятся , подобно верующим , достичь вечности на Небе. Они , подобно древним даосам, стремятся достичь некоего бессмертия на земле, создавая новый тип человека, с новым образом жизни, с новым питанием и с новыми целебными средствами. Это мудрые, прекраснодушные, нравственные духовные люди, которые путем эволюции смогут выработать со временем нового человека, совершившего скачок из дарвиновского мира в иной.

Последователи учения Ван Сяопин не только образом жизни, но и с помощью науки, достижений медицины и фармацевтики стремятся создать новую цивилизацию бессмертных. Они готовы использовать и клеточную медицину, и генетику, и уточненные рецепты снадобья лунного зайца. Для бессмертия необходима и радостная жизнь, ничто не должно отвлекать его от творческого труда. Не видя шансов на выживание в нынешнем мире, они готовы создать новое

Изображение лунного зайца на ступенях в храме Цзин-ань-сы в Шанхае
Изображение лунного зайца на ступенях в храме Цзин-ань-сы в Шанхае

тело с новым духом, которое и спасет человечество. По крайней мере, налицо великий замысел. И потому число сторонников «Второй декларации « Ван Сяопин растет, и не только в Китае. Лунный заяц со своим мешком снадобья, со своими принципами неустанного труда и заботой о ближних, вновь становится реальным символом нового человечества. А ведь, лунный заяц и сам по себе, как и древние даосские бессмертные – воплощали совершенный тип личности. Самому лунному зайцу не нужны были снадобья, он и так был бессмертным, Не к чему ему было и готовить снадобье бессмертия для сильных мира сего, они тоже не нуждались в его рецептах. Надо радостно работать во имя других, помогая другим , в гармонии с миром. Лунный заяц не мог всех сделать счастливыми и радостными, но он стремился к этому, это была его великая цель.

Ван Сяопин реабилитирует Лунного зайца с его снадобьем. Она считает, что : «Стремление к бессмертию является стремлением к беспредельной изначальной свободе. Вся человеческая история является историей стремления к свободе, ко всё более высоким её степеням освобождения от всякого рода пут и ограничений. Однако все достижение на этом пути не затрагивают «изначальной» главной свободы – свободы жить. Жизнь имеет конец – в этом самая большая несвобода человека. И только освобождение от смерти дает ему полную и окончательную

свободу… Человечество покоряет космос, создает жизнь, научилось клонировать живые организмы. Почему же оно не желает подхватить эстафету древних и приняться за решение своей главной проблемы – проблемы смерти? Люди погрязли в суете, в бешеной гонке во имя сиюминутных интересов, забыли о своей прекрасной мечте… Пора оглянуться и взяться за дело, тем более что теперь для этого есть все необходимые материальные условия…»

Замечательные слова. Может, есть кроме всех иных политических, финансовых и экономических причин во взлете Китая, и Юго-Восточной Азии в целом еще и некая мистическая великая задача, с которой не могла справиться западная цивилизация. Может быть, всерьез юго-восточная финансовая и научная элита займутся проблемой долголетия и бессмертия. То, о чем люди мечтали долгие тысячелетия. Мечта, ради которой и появился на Луне добрых пять тысяч лет назад лунный заяц.

Ван Сяопин становится сейчас идеологом целого китайского поколения. Из поклонников её «Второй декларации» вырастут политики и ученые, предприниматели и фармацевты, философы и поэты. Они уже сейчас занимаются определенными генами, ответственными за долголетие в организме человека, занимаются неким «гормоном смерти», возлагают большие надежды на достижения в медицине и фармацевтике будущего, занимаются нанотехнологией. Но без рывка в новой всеобъемлющей культуре бессмертия наука будет бессильна. Каждый умирает в одиночку. «Вторя декларация» Ван Сяопин перекликается с давнишней теорией «Великого Единения» Кан Ювэя, созданной еще в девятнадцатом веке. Вечную концепцию Великого Единения человечества и Лунный заяц радостно поймет: его снадобье сыграет решающую роль в становлении новой цивилизации. Будем ждать.

Фото аватара

Автор: Владимир Бондаренко

Критик и публицист. Родился в Петрозаводске 16 февраля 1946 г. Окончил Литературный институт им. М. Горького. Работал в газете «Литературная Россия», в журналах «Октябрь», «Современная драматургия», был «завлитом» в Малом театре и во МХАТе. Активно участвовал в патриотической оппозиции, был заместителем главного редактора газеты «День». После ее официального запрета стал одним из основателей газеты «Завтра». В 1998 году основал газету «День литературы», является ее главным редактором. Автор книг эссеистики и критики, среди них наиболее известные — «Крах интеллигенции», «Россия — страна Слова», «Пламенные реакционеры», «Дети 1937 года», «Последние поэты империи». Член редколлегии журнала «Наш современник». Секретарь Союза писателей России (с 1994 г.). Работы Бондаренко переводились на английский, китайский, польский, сербский, французский языки.