Эротика в большом городе

Если на вопрос «Есть ли секс в Китае?» большинство из нас может ответить строго утвердительно, то на вопрос «Есть ли эротика в Китае? И в каком виде?» мы пожмём плечами и начнём вспоминать все эти «нефритовые стебли» и «золочёные вазы». Используются ли эти образы сегодня, и что думают об эротике и сексуальности современные китайцы, попробовала разобраться Полина Струкова.

«Вы же знаете, в Китае в кино вырезают откровенные сцены, поэтому если во время просмотра фильма вдруг на экране покажут эротику, то я сильно удивлюсь… и ещё очень обрадуюсь, и точно захочу досмотреть до конца!» — начинает шуткой нашу беседу художник и писатель комиксов Яо.

Подобные действия отделов цензуры дают нам понять, что Китай не такая уж раскрепощённая страна, как принято думать, наслушавшись рассказов о кварталах красных фонарей. Открытый и общительный в повседневной жизни тренер по серфингу Чжу признаётся, что не любит обсуждать тему личных отношений даже с близкими друзьями. О том, что такое эротика и какие девушки привлекают китайских парней, он рассказывает довольно сдержанно:

«Девушки – скромные и загадочные, обязательно в ципао (традиционное китайское женское платье. — Ред.). А мужчины должны быть естественными. Для меня эротика – это магия, это не только одежда, движения, слова. Эротика неразрывно связана с хорошей фигурой партнерши, со здоровьем и жизнерадостностью. Для меня иностранки сексуальны в первую очередь благодаря внешним данным, а девушки из моей страны – благодаря родству душ, умению поддержать разговор и застенчивости».

Интересны результаты эксперимента, который провели двое иностранцев. Они посещали кафе со знакомыми китаянками и якобы нечаянно вытаскивали из сумки на стол вместе с наушниками и жевательной резинкой упаковку другой «резинки» — для предохранения. Затем они наблюдали за реакцией девушки и задавали вопрос как бы между прочим: «О, кстати, ты знаешь, что это? Как этим пользоваться?» По их наблюдениям 9 из 10 китаянок отвечали, сильно смутившись и покраснев, что это наверняка упаковка леденцов. Инструктор по серфингу Зак считает, что стесняться в таких вопросах совершенно не стоит:

«Если у незнакомой девушки из сумки выпадет упаковка презервативов, то первое, что я подумаю, — какая она молодец, беспокоится о своей безопасности. Это правильно, все должны знать о средствах предохранения».

Понятие о том, что сексуально, а что нет, приходит к нам из искусства. Вопреки расхожему мнению о том, что китайцы консервативны и скованы в вопросах «голого тела», современное китайское искусство благосклонно к проявлениям естественной сексуальности, считает Мария Филоненко, студентка факультета графического дизайна крупного китайского университета.

«В современном китайском искусстве, как и в традиционном, серьезно развит эротический подтекст, широко используется символизм, например, цветы или растения. Редко встречается чистая обнаженка, скорее это будет комбинирование символов, цветов и орнаментов с изображением обнаженной натуры. На мой взгляд, в китайском современном искусстве это не такое сильное табу, как у нас. Если девушка раздета — это нормально, но вот если парень, то это уже странно и считается вульгарным. Я заметила, что китайцы считают очень сексуальным изображение губ».

На вопрос о том, что же на самом деле считается сексуальным в китайском обществе и допустимы ли беседы об интимной жизни среди китайцев, наш собеседник Яо ответил так:

«С друзьями мы без проблем обсуждаем эту тему, и тут всё очень индивидуально. В разные времена были разные требования к девушкам. В династию Тан полные дамы считались верхом сексуальности, в династию Мин – бинтовали стопы, чтобы ножка была очень маленькой. У современных китайцев другие понятия и представления. Для меня лично, сексуальная девушка – это уверенная в себе, улыбчивая, с хорошим чувством юмора, знающая свои сильные стороны и умеющая их подчеркнуть. Стойте, да это же моя жена».

Зак также делится своим личным опытом и наблюдениями о разнице в понимании сексуальности сегодня и вчера.

«Мне нравятся спортивные и загорелые девочки. Я думаю, что для иностранцев «сексуальная» — это уверенная в себе, открытая, с хорошим здоровьем и крепким телом. Китайцев скорее привлечёт девушка с бледным лицом, мягкая, робкая и застенчивая. Для меня важно, чтобы подруга не только не отлипала от меня, но ещё была приятна в общении, могла пожертвовать чем-то ради наших отношений. Для моих родителей, например, понятия «семья» и «эротика» совсем не перекликаются. Для них семья – это на всю жизнь, и вот когда в Китай стали проникать модные веяния начались разлады. Оказывается можно разводиться или иметь кого-то на стороне».

Так было и в Древнем Китае. Согласно представлениям даосов мужчина и в 50, и в 70 лет должен был исправно и регулярно удовлетворять всех женщин, проживающих в его владениях, не только своих многочисленных жен, но и прислугу и некоторых родственниц. О том, сколько женщин должен иметь Благородный Муж сегодня, нам рассказал Зак. По его мнению, если у мужчины кроме жены есть ещё кто-то, то это — ошибка:

«Такой человек обязательно найдёт тысячу причин. И, к сожалению, в Китае это считается нормальным. Мне кажется, это также связано с модой на брак по расчёту и «свободные отношения». Если у женщины несколько мужчин, то это зависит от цели. Если для разнообразия сексуальной жизни, то пускай развлекается, а если с каждым мужчиной у неё отношения и взаимные обязательства, то это уже нечестно и безответственно».

Мария отмечает, что свободное поведение девушек достаточно редко встречается в китайской культуре, где традиционно завоеватель – мужчина.

«Мне кажется, что в Китае приветствуется сексуальная пассивность девушек. Так они провоцируют мужчин наброситься на неё словно тигр, чтобы показать себя мужчиной, захватчиком, победителем. Секс-атрибутика либо розовая, почти Hello Kitty, либо просто садо-мазо хардкор. Со стороны половой акт звучит как нападение на беззащитную малышку, да и сексуальные игрушки в китайских магазинах очень агрессивные. Но такое поведение приемлемо лишь на определенный промежуток времени, после беременности и родов, как правило, героизм мужчины и жертвенность девушки пропадают».

Некоторые наши собеседники отметили, что капризы – неотъемлемая часть сексуального поведения китаянок. Однако нашлись и противники этой теории, утверждающие, что для зрелых женщин капризы неприемлемы, так как «это совсем не прагматично». Ольга Мерёкина, шеф-редактор Магазеты и вовсе считает, что сексуальность китайских женщин носит «функциональный оттенок».

«Я преподаю современный танец. Если я отмечаю, что определенные упражнения полезны для «женского здоровья», то они особенно привлекают китайских учениц, потому что одна из важнейших задач женщины в китайской культуре – удовлетворить своего мужчину, а также родить здорового ребёнка. Иностранные ученицы, скорее, обратят внимание на внешние результаты».

Современное китайское общество открыто ко всему новому и непознанному, будоражащему воображение и раскрывающему иные грани уже привычных явлений. Индустрия секс-услуг, игрушек и кинофильмов не отстаёт и предлагает всё более продвинутые средства достижения удовольствия. И в то же время традиционная китайская сексуальность – это, прежде всего, ореол таинственности и возвращение к глубинным природным инстинктам, когда мужчина завоёвывает, а женщина подчиняется.

Фото аватара

Автор: Полина Струкова

Родом с Дальнего Востока, успела пожить на севере и на юге Китая, изучить мегаполисы и проехать по деревням южных провинций, получить PhD. Методист, преподаватель, переводчик, редактор, автор.