Серия статей из работы И.В. Кошелевой «Поэтика, стилистика и особенности перевода сборника Пу Сунлина «Рассказы Ляо Чжая о Необычайном»».
Об авторе | Остальные статьи из серии
Исторические условия развития творчества Пу Сунлина
Жизнь и творчество Пу Сунлина пришлись на бурные десятилетия крестьянских восстаний и борьбы китайского народа с маньчжурскими захватчиками. Борьба эта закончилась тем, что в 1644 году маньчжуры завладели Китаем и провозгласили новую династию Цин, которая просуществовала до 1911 года включительно.
Произошедшие в стране события не только повлияли на формирование характера, не только определили судьбу писателя, но и легли в основу сюжета многих его произведений. В силу этого необходимо кратко охарактеризовать те исторические условия, в которых происходило становление таланта Пу Сунлина.
В начале своего правления династии удалось объединить страну, выработать единые законы, установить порядок и образовать сильное централизованное государство, которое просуществовало до начала XIX века. Уже к концу XVIII века наблюдался рост коррупционных тенденций, увеличение числа приграничных конфликтов и начало экономической стагнации. Всё это увенчалось тем, что большая часть правительственных чиновников продалась иностранцам, а Поднебесная превратилась в набор иностранных концессий.
На протяжении всего периода власти маньчжур осуществлялась политика недопущения китайцев к власти. По приблизительным подсчетам, соотношение маньчжур к китайцам было 1:35, и понятно, что если бы они пользовались равными правами, то первые в скором времени бы исчезли. Большинство китайского населения жило на юге, однако на его долю приходилась лишь четвертая часть должностей в империи. Для получения должности чиновника, которая освобождала человека от уплаты налогов, хотя вместе с тем требовала служения стране, необходимо было сдать экзамены. Они проводились как в провинциях, так и в столице, соответственно на менее и более важные должности с последующей меньшей или большей прибылью. Понятно, что экзаменационная конкуренция на юге была намного выше, чем на севере. Среди маньчжур же ее иногда и вовсе не было. Поэтому жители юга, успешно сдавшие экзамены, составляли наиболее интеллектуальную прослойку гражданских служб. Однако маньчжуры им не доверяли, поэтому и не назначали на ответственные посты. К тому же, новые правители Китая позаботились о том, чтобы, во-первых, большинство мест получали они, а во-вторых, о том, чтобы отбор талантов был заменен на отбор людей, в определенной степени ограниченных, но – лояльных власти. Из экзаменов убрали все предметы практической направленности, а в качестве главного критерия оценивания оставили восьмичленное сочинение на тему из конфуцианского канона. Как результат, претенденты, которые готовились к экзаменам, вместо изучения конфуцианских классиков начали изучать произведения успешных кандидатов. Поэтому в то время такое широкое распространение получили издания антологий экзаменационных эссе. Ряды чиновников часто пополнялись за счёт тех, кто просто купил должность: маньчжуры разрешили продавать чины за определенную сумму денег. Люди, которые использовали такую возможность, прозывались покупателями чинов. Богатство или национальность (принадлежность к маньчжурам) были наивернейшими средствами достижения желанной цели.
Вместе с тем во второй половине XVII – первой половине XVIII веков появилось много образованных и высокоинтеллектуальных людей. Это были не чиновники, но многие из них имели подготовку лучше, чем придворные философы. Не были они и крестьянами, но хорошо знали, чем живет и дышит народ. Некоторые из них становились ремесленниками, кое-кто постригался в монахи, другие – создавали и ставили пьесы, а некоторые писали книги. Именно благодаря высокоразвитому интеллекту и активной жизненной позиции этих людей жанры «низкой» прозы вдруг заблестели, огранённые благородным разумом, и засветились «серьёзным» содержанием наравне с вниманием к повседневным проблемам человека.
Одним из наиболее талантливых представителей китайской культуры того времени был Пу Сунлин. Его судьба совпала с судьбой тысяч других китайцев, которые не смогли преодолеть искусственные преграды на экзаменах и получить достойную оценку своих способностей. Но талант писателя навсегда вписал его имя в золотые страницы мировой литературы.