Новости о масштабном выселении мигрантов в Пекине попали не только в локальные интернет-медиа, но и привлекли внимание правозащитников и журналистов крупнейших издательств. Местное правительство обратилось к проблеме нелегальных построек, где живут трудовые мигранты, после трагического пожара в ноябре 2017 года. Фотографы Ирина Ковальчук и Антонио Хуан посетили дома, готовящиеся под снос, и рассказали Магазете о том, как на самом деле проходит выселение мигрантов.
В ноябре 2017 года в пекинском районе Дасин (大兴), где проживали в основном мигранты из других регионов страны, произошел пожар, погибли 19 человек. Пресса заговорила о случившемся, и правительству пришлось оперативно реагировать. Так как часть района — это нелегально построенные дома, условия жизни в которых не соответствовали столичным нормам безопасности, было решено их снести. Заодно было решено снести и все прочие нелегальные дома, которые можно найти практически в любой части города. Жителям дали месяц на переезд. Это породило множество трагедий: найти жилье по столь низким ценам и в условиях огромной конкуренции для многих оказалось непосильной задачей.
Мы попали в один из районов под снос, расположенный недалеко от Летнего дворца, как раз когда почти все жильцы уже уехали, но постройки все еще были целы. Первое, что бросилось в глаза, — усеянные стеклянными осколками полы. Практически везде. С разбитыми полицией окнами, при минусовой температуре протестовать против переезда не так-то легко (тем не менее, нашлись и такие смельчаки). Отопительной системы в домах нет. Зачастую — один душ и туалет на этаж.
Множество маленьких комнаток, по 10-15 квадратных метров, разделенных между собой тонкими стенами. В некоторых нет даже тех самых окон, которые можно разбить. В квартирах все еще остались следы прежних обитателей: какие-то игрушки, личные фотографии, картины, разбитые статуи Будды, цветочные горшки. Мелочи, которые показывают маленькие трагедии большого бюрократического процесса. Кстати, цена аренды такой комнаты — около 500 юаней в месяц — вероятно, самая низкая для Пекина. Возраст некоторых домов, судя по найденным в них предметам интерьера, таким как двери, — около 80 лет.
Коренные жители столицы — счастливые обладатели пекинского хукоу (户口, аналог прописки), имеют множество преимуществ перед мигрантами. В том числе при покупке земельных участков и их застройке. Много лет назад именно они обнаружили, что жители других регионов, приезжающие в столицу за лучшей жизнью, готовы арендовать практически любое пригодное для жилья помещение. Таким образом вырастали целые районы с нелегальными домами. О пожарной и санитарной безопасности тогда мало кто задумывался. Тем не менее, именно обладатели земли получают компенсацию за снесенные здания. В то время как арендаторы квартир вынуждены искать что-то подороже или возвращаться в родные города и деревни, что понятно с точки зрения закона, и тем не менее, весьма неоднозначно для многих жителей Пекина.
В начале 2017 года власти Пекина объявили о своих планах ограничения роста населения города, прежде всего, за счет сокращения потока трудовых мигрантов. К 2020 году постоянное население столицы КНР не должно превысить 23 млн (сейчас оно уже приближается к 22 млн). Под снос попадает не только нелегальное жилье, но и лавки, магазины, фруктовые лотки. В 2016 году было снесено более 30 млн кв. м нелегальных построек, еще 40 млн кв. м стояло в планах на 2017 год.
Авторы фото и текста: Ирина Ковальчук и Антонио Хуан
Wǒ ❤️ Magazeta 🎄2018🎄
Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.