Когда под рукой нет кисти

Пань Тяньшоу за работой

Pan Tianshou at work - Когда под рукой нет кисти

14 марта 1897 г. родился Пань Тяньшоу (潘天寿, 1897-1971), крупнейший мастер традиционной живописи гохуа XX в., педагог и теоретик искусства.

Пань Тяньшоу работал в жанрах цветы и птицы, горы и воды в технике се-и (выражение идеи), развивая традицию вэньжэньхуа вслед за своими старшими современниками У Чаншо, Хуан Бинхуном и Ци Байши и др. Его творческие искания были связаны не только с традиционной техникой, но и с развитием теории и практики живописи пальцем – чжихуа 指画 (или чжимо 指墨). Ему удалось расширить горизонты художественного творчества, отказавшись от одного из основных орудий живописца.

"Причал ночью в Цзянчжоу", живопись пальцем,тушь, краски, 1953 г.
«Причал ночью в Цзянчжоу», живопись пальцем,тушь, краски, 1953 г.

Живопись пальцем утвердилась, как самостоятельный жанр в XVIII в. благодаря усилиям эксцентрика Гао Ципэя (高其佩, 1672-1734), и получила новое развитие в XX в. С искусством бескисточного письма Пань Тяньшоу познакомился еще в детстве в родном Нинхае, занимаясь у одного из местных художников.

Техника чжихуа строится на работе подушечкой пальца, ногтем или краем ладони. Основным рабочим пальцем является указательный. Для нанесения тонких и толстых линий дополнительно используются мизинец и большой палец. Средний и безымянный подключаются, когда прибегают к приему «разбрызгивания» помо (泼墨). Контурные линии, и иногда каллиграфические надписи, пишутся ногтем (《潘天寿谈艺录》).

 

"Орел на сосне" (松鹰), живопись пальцем, 60-е.
«Орел на сосне» (松鹰), живопись пальцем, 60-е.

Отказавшись от кисти в пользу непосредственного контакта с тушью и бумагой, Пань Тяньшоу открыл как великие выразительные возможности этой техники, так и ее ограничения. В его заметках читаем: «В живописи пальцем легко писать обобщенно, трудно передавать сложное, легко выражать идею-суть, трудно писать тщательно и детально….».1 Он ценил архаичную простоту, спонтанность и грубость живописи пальцем, но также считал, что мастерство достигается, если художнику удается через обобщенные формы показать искусность, а через грубое выразить изящность.2

露气,1958
露气,1958

Несмотря на то, что живопись чжихуа заняла основное место в позднем творчестве художника, техники рисования кистью и пальцем никогда не были взаимоисключающими для него. Он интересовался выразительными возможностями обоих подходов, исследуя общее и различное между ними, и был уверен в том, что они способны обогащать друг друга.3 Некоторые работы Пань Тяньшоу действительно совмещают обе техники.

В 1966 г. Пань Тяньшоу написал работу в технике чжихуа «Дерево сливы и луна» (梅月图)– это была его последняя работа. С началом Культурной революции, не только творчество оказалось под угрозой, но и жизнь мастера, занимавшего с конца 50-х пост директора Чжэцзянской академии художеств. Открытая травля, устроенная против художника, и тяжелый физический труд привели к серьезным осложнениям здоровья. Пянь Тяньшоу не дожил до конца Культурной революции. Он ушел из жизни в 1971 г.

"Дерево сливы и луна", тушь, краски, бумага шэнсюань, 1966 г.
«Дерево сливы и луна», живопись пальцем, тушь, краски, бумага шэнсюань, 1966 г.
  1. Пер. С.Н. Соколов-Ремизов []
  2. «能在简略中见精工,粗放中见蕴藉,至为难能» []
  3. «…为求指笔间,运用技法之不同,笔情指趣之相异,互为参证耳。» []
Фото аватара

Автор: Ольга Панова

Мое знакомство с китайским языком и культурой началось на кафедре восточных языков в Институте лингвистики РГГУ. После окончания РГГУ уехала в магистратуру в Пекинский университет, где осваивала новую для меня и для самого Китая специальность "Культурные индустрии". В настоящий момент преподаю китайский и историю китайского искусства в Институте Конфуция РГГУ в Москве.