Многие знают Шанхай как гигантский мегаполис с множеством небоскребов, а историческая часть обычно остается в тени. Дизайнер Катя Князева спроектировала путеводитель по старому городу. Наш автор Елена Килина прогулялась по этим кварталам и улочкам малоизвестного Шанхая и взяла у Кати интервью.
— Катя, многие слышали про так называемый старый город. Расскажи поподробнее, где это?
— Старый город, смотри по карте, это вытянутый кружочек между Бундом и мостом Наньпу. Туда можно доехать автобусом 911 до конечной (Лао Симэнь), или на метро по ветке 8 до этой же остановки. Дальше – петлять пешком.
— Почему именно это старый город? Например, по Фусин Лу тоже есть старые дома?
— Если Французская концессия – это Шанхай, каким его сделали иностранцы, то старый город – это Шанхай, каким его китайцы сами себе сделали за 500 лет до первого десанта англичан. Ведь Шанхай был торговым городом еще с 13 века, но после прихода иностранцев китайский город пришел в упадок, население потянулось в концессии. Ведь в китайском старом городе – скученность, речки-клоаки, помои на улицах… А в концессиях водопровод, централизованная уборка мусора, озеленение, и полиция на посту. Но сейчас, когда концессии поистрепались за годы равенства и братства, а безликие многоэтажки растут, как грибы, старый город по-новому вдохновляет и удивляет.
— Что именно вдохновляет? Что там вообще можно увидеть?
— Я постараюсь избежать клише типа «каждый камень дышит историей», но нигде в Шанхае больше не увидишь на одном квартале и аляповатое нео-рококо конца 90-х, и убогую пятиэтажку 50-х, и модерновый особнячок 30-х, и нависающие деревянные балкончики начала века, а в глубине переулочка – старинный китайский павильон, служащий спортзалом средней школе. Эти 500-летние своды, к которым прибили баскетбольные корзинки и громкоговорители, между прочим, старше Юй Юаня.
— Спортзал под старинными деревянными крышами?
— Все знают Юй Юань — шопинг, туризм, толкотня. А ведь он не всегда был базаром. В 16 веке местный вельможа прикупил участок бесхозной земли рядом со своим домом-дворцом и выстроил своему отцу потеху на старость лет: сад с ландшафтом, беседками и прудами. Назвал отцовский рай Юй Юанем. В следующем поколении семейство обеднело, Юй Юань продали, он пошел по рукам и дошел до своего теперешнего назначения. А дом-дворец чиновника выкупили миссионеры, создали в нем первый в Шанхае католический храм, потом академию, а к 20 веку про этот дом все забыли, и он так и стоит неотреставрированный, и в нем школьники в мячик играют. 137 Wutong Lu, в двух шагах от Юй Юаня, а как другой мир…
— И много таких находок?
— Много! Например, идешь по улочке Yaoju Nong, вдруг видишь, в каменной стене на уровне пояса круглый медальон, внутри львы свились в клубок. Поднимаешь глаза – да и ворота необыкновенные, солидные и украшенные – летучие мыши и облака вырезаны. А местные подбежали и подсказывают, что раньше тут был буддийский храм (построенный в 1800 году). Теперь храма нет, двор полон хаток, да и в ворота в полпроема встроили будочку, в ней мужик живет. У мужика в каморке, получается, на стене такие же львы в клубок.
— Местные всегда в курсе, когда и как что-то построено?
— Нет, конечно, я все проверяю и дополняю по интернету, книжкам и старым картам. Мне интереснее всего не прилизанные и перекрашенные официальные «достопримечательности» со входом по пять юаней, а такие случайные, тайные, непризнанные, живущие своей жизнью.
— В общем, охотишься за старинной архитектурой.
— В основном да, но в старом городе и на людей интересно посмотреть, и перекусить можно. Улица Sipailou Lu сплошные закусочные, пельменные, шашлычные и лапшичные. Дешево и вкусно, в основном рабочий люд, но уже и иностранцы захаживают.
— Какой обычно контингент людей в старом городе? Небогатые, я думаю?
— Так было не всегда. Например, на 95 Qiaojia Lu, стоит причудливый колониальный особняк 20-х годов, дом знаменитого каллиграфа и мецената Вана Итина. Раньше вокруг был пышный сад, в центре которого росло столетнее дерево катальпа, отсюда и название Zi Yuan. Сейчас, конечно, живут простые люди, в крыльцо встроена квартирка, сверху восьмиугольной башенки на крыше – еще один этажик прилеплен. А в 20-е годы господин Ван принимал в своей роскошной гостиной Альберта Эйнштейна с супругой, когда те посещали Шанхай.
— Взглянем на карту. Что еще интересного можно обнаружить?
— Перейдем Zhonghua Lu, т.е. выйдем за границы старого города и проведаем старые портовые кварталы. Они появились еще до того, как город был обнесен стеной, это было такое начало всех начал, старый бизнес-центр: порт, склады, припортовая жизнь. Все улицы тут широкие, по ним тащили материалы, везли товар.
— Так, а где эти кварталы?
— Улица Dongjiadu Lu самая известная, потому что на ней стоит католический храм 19 века – вокруг нее и есть портовые кварталы. Две трети уже уничтожено, сейчас там и разруха и новострой вперемешку, но кое-что осталось. Например, древний профсоюз работников морской торговли (иначе не назовешь) 1715 года постройки на Huiguan Matou Jie. С улицы он заслонен пятиэтажкой, но пройдешь под арку, а там раскинулся этот 300-летний павильон с пристройками – поистрепанный за годы народной республики, но все еще величественный и изящный. Профсоюзы в Шанхае были и для моряков, и для дровосеков, и для хлопкоторговцев, и для чаеводов, и по региональным признакам – для фудзяньцев, для кантонцев… Богато украшенных, представительных зданий было более тридцати, но в двадцатом веке большинство уничтожены, так что этот последний уникален. К сожалению, тоже идет под снос.
— Что еще там есть в округе?
— Кривые улочки вроде Xuejiabang Lu, Lujiabang Lu, Qinglongqiao Jie, Xiaoshiqiao Jie. Все эти Bang (канава) и Qiao (мост) указывают на то, что старый город был пронизан сетью каналов, как водные городки, в которые сейчас туристы едут за тридевять земель. Тут домики маленькие, приземистые, во дворах колодцы, теперь замурованные. Канавки были такие грязные, что их замостили в начале века. В переулочке Qinglongqiao Hou Jie булыжная мостовая, это редкость для Шанхая, где все переделано и перемощено по многу раз. Кто охотится за старыми люками для проекта Полушария – вот где надо бродить. Рядом возле дома в землю воткнут камень с даосским оберегом, «Инь и Ян», с каких пор он там торчит – неизвестно, но традиция тянется с древних времен.
— Там еще живет кто-нибудь, в этих старых кварталах?
— Живут коренные шанхайцы в нескольких поколениях, а их постепенно выселяют в спальные районы. Конечно, съезжают неохотно: тут все-таки центр, все свои. Кроме того, в старом городе многие живут промыслами и торговлей с первого этажа: бакалея, лоток, прачечная, ремонтная. Мне очень интересно, кто и как потом обеспечивает занятость у переселенцев, оставшихся без дохода.
— Сколько еще нам осталось любоваться стариной?
— Муниципалитет строго придерживается курса модернизации: старому городу осталось стоять 2-3 года.
— Катя, очень интересный проект по старому городу. Есть какие-то планы превратить эту идею с путеводителем в книгу?
— Я как раз этим занимаюсь сейчас, пишу книгу. Успеть бы все увидеть, пока не снесли.
Лена Килина. Ноябрь 2009 г.