Мистерия трех зайцев

Почему иудеи заимствовали заячий символ Троицы?

Фрагмент глиняной посуды. Египет или Сирия. 12 век
Фрагмент глиняной посуды. Египет или Сирия. 12 век

Приверженцы разных религий охотно используют общую символику, лишь меняя, приспосабливая её под догмы своей конфессии. Б.Хаймович пишет : «Вероятно, в европейское искусство данный мотив проникает с мусульманского востока, где он, в свою очередь, был позаимствован из более ранних памятников Месопотамии. Например, на медных иранских блюдах XII — XIV вв. он встречается в двух иконографических вариантах: либо с тремя, либо четырьмя зайцами. Р. Этинхаузен, исследуя архаические композиции из циклически расположенных птиц, рыб или животных (в том числе зайцев) на медной посуде из Передней Азии показал, что первоначально они имели солярную символику. При этом, как правило, композиция состояла из четырёх существ, что соответствовало представлению о четырёх временах года. Композиции из трёх существ, которые начинают преобладать в мусульманское время, Этинхаузен объясняет мусульманскими представлениями о трёхликом солнце…»

Что ж, последуем дальше и мы. И на самом деле, мотив трех бегущих по кругу зайцев с треугольником ушей, довольно часто встречающийся в рельефах средневековой христианской Европы, был позаимствован христианами в средние века из стран мусульманского востока . Образцы бегущих по кругу зайцев были обнаружены на серебряной шкатулке XIII-XIV века из Трирского собора работы иранского мастера времен Золотой Орды, на монгольской монете 1281 года. Он также встречается на монгольских металлических изделиях, датированных XIII веком, на медной монете 1280 года, найденной в Иране. Всё восточнее и восточнее.

Может, круг из трех зайцев попал в Европу из древней Персии?

Иранское медное блюдо 13 века
Иранское медное блюдо 13 века

Поищем и мы наших бегущих зайцев и на востоке. Можно предположить, что в разных культурах значение этого мотива различно, но также вероятно, что он как архетип несет в себе некоторые всеобщие смыслы. Образ зайца ярко представлен в мировой мифологии и с древних времен наделен священными ассоциациями. Его быстрота и неуловимость, ночной образ жизни, закрепили за ним репутацию волшебного существа. Есть поверье, что заяц мистическим образом связан с женским циклом и с луной, которая им управляет.

Теперь, выяснив, откуда позаимствовали уже не евреи, а сами англичане свой символ Троицы, мы проследим дальше, откуда появились бегущие по кругу зайцы в древней Персии или в Золотой Орде. Продолжим наше детективное расследование.

Самые ранние образцы этого мотива трех зайцев найдены в пещерах Могао, возле Дуньхуана, Китай, и были созданы в эпоху правления династий Суй и Тан (581-907). Вот и получается, что из средневековой Европы, далее из мусульманской Азии мы проследовали в древний Китай , где в шестом веке и обнаружили первые образцы круга из трех зайцев. Пока ничего древнее китайских пещер в мире заячьего круга не обнаружено.

Значит наш загадочный бегущий заяц из древнего Китая?

Заяц действительно как бы совершил громадный прыжок – из шестого века, из буддийских пещер древнего Китая в совершенно другое время и религию, сначала к мусульманам, затем в христианские храмы. Так мистический заяц делает постоянно. Из древнего Китая тот же лунный заяц переносится в Латинскую Америку, из древней Персии или Месопотамии в Англию. Но этот мистический символ бега времени, превратившийся в символ Троицы, имеет ли одно начало и в пространстве и во времени? Мог ли круг из трех зайцев независимо друг от друга появиться в древнем Китае, в древнем Иране, в средневековой Европе? Или шло медленное передвижение заячьей мистерии по всему миру? Некоторые исследователи предполагают, что заячий круг мог путешествовать с древними купцами по Шелковому пути и далее, через Константинополь, после взятия его крестоносцами. Другие ученые считают этот символ трех зайцев гораздо более древним, ведущим свое происхождение из империи Сасанидов. Они утверждают, что и китайские символы из буддийских пещер шестого века также могут быть заимствованы из Центральной Азии.

Давно занимаясь китайской мифологией, удивляюсь, как упорно западные ученые приписывают некитайское происхождение всем древним китайским символам. При этом, не приводя никаких доказательств. Я не зациклен на китайском происхождении круга из трех зайцев. Найдите доказательство, и я соглашусь на любой вариант. Но на сегодняшний день все многочисленные, самые древние на планете (эпохи правления династий Суй и Тан (581-907)…) изображения трех зайцев в круге обнаружены в буддийских пещерах Китая. Других изображений нет. И почему буддисты должны были заимствовать этот мотив бегущих зайцев у далеких для них западных племен?

Почему западные ученые не доверяют первичности древнего Китая?

Они даже убеждают во вторичности самих китайцев. Те иногда послушно кивают головами. К примеру, педантичный, дотошный известный китайский ученый Гуань Юхуэй, из Академии Дуньхуана провел 50 лет в исследованиях заячьих мотивов пещер Могао. И почему-то , идя по следу западных исследователей, он тоже решил, что изображение трех зайцев пришло в Дуньхуан с запада, из Центральной Азии, через Центральный Китай. «Три зайца – это лишь малая часть декоративного искусства Дуньхуана; глядя на окружающие их детали потолочных росписей, мы видим, как много было заимствовано с Запада. Но росписи потолков не яляются точными копиями заимствованных образцов. Местные художники из Дуньхуана выбирали и соединяли художественные элементы в собственные композиции. Зайцы , как и многие другие образы китайского народного искусства, используются символически, воплощая идею мира, порядка и благополучия».

По сути, этот Гуань Юхуэй впервые рассказал о заячьем круге в пещерах Могао. Ни в Центральном Китае, ни тем более в Центральной Азии, ни в той же Индии, более ранних образцов мотива бегущих зайцев не обнаружено. А в самом Китае в шестом веке уже господствовал во всей мифологии знаменитый лунный заяц, следы которого ведут во второе тысячелетие до нашей эры.

Почему бы и не взяться этому мистическому кругу бегущих зайцев из древних китайских мифов?

Изображение из пещеры 407 в Могао. Дуньхуан. Династия Суй (581-618)
Изображение из пещеры 407 в Могао. Дуньхуан. Династия Суй (581-618)

Мне удалось достать и прочитать статью двух исследователей буддийских пещер 6 века Вэй Чжана и Петера Расмуссена «Три зайца в Дуньхуане». Город Дуньхуан расположен на северо-востоке Китая. Недалеко от хорошо знакомого мне Сианя. Каждый посетитель музея Дуньхуан сталкивается у входа с необычным изображением в мраморе трех зайцев, бегущих друг за другом по замкнутому кругу. Заяц, можно сказать, как в английском Девоне, стал символом города. Он очень популярен и украшает шарфы, коврики, футболки и другие туристские сувениры, которые продаются на местных рынках.

Три знаменитых китайских зайца, бегущие по кругу, на добрую тысячу лет старше своих средневековых английских собратьев. В начале правления династии Хань (202 до н. э. – 220 н. э.) Дуньхуан был одним из центров на Великом Шелковом пути, который связывал Чанъань (совр. Сиань) через Восточную и Центральную Азию, Индию, Персию с Римской Империей. В период Шестнадцати Царств (366-439) в Могао, менее чем в дне пути от Дуньхуана, буддийские монахи начали сооружение храмового комплекса более чем из тысячи пещер, вырубленных в скалах вдоль берега реки Дацюань. Пещеры Могао были украшены статуями и фресками, работа по созданию новых пещер продолжалась более 500 лет.

Во время правления династий Суй и Тан (581-907), фресками с изображением трех зайцев были украшены потолки по меньшей мере 17 пещер. Обычно мотив бегущих зайцев в окружении восьми лепестков лотоса представлял собой композиционный центр росписи, покрывающей свод пещеры целиком.

Прекрасное изображение трех зайцев из пещеры 407 – самое известное из всех мотивов этого типа в Дуньхуане. Зайцы окружены двумя рядами лотосовых лепестков. Замечу, что это единственное изображение, на котором зайцы бегут против часовой стрелки. Ясно различимы их глаза, все четыре лапы каждого зайца, белые ленты, повязанные на их шеи и развевающиеся на бегу.

Для меня появился сильный стимул для новой поездки в Китай, в район Дуньхуаня в западной части провинции Ганьсу. Из Дуньхуана и впрямь начинался великий караванный Шёлковый путь, шедший через пустыни и оазисы Туркестана, через перевалы Памира в Иран, в Среднюю Азию и далее на запад. Может быть, как раз от китайских буддистов пришел мотив бегущего по кругу зайца в Иран и Золотую Орду? Обнаруженных там, в мусульманских странах, бегущих по кругу зайцев специалисты относят к 13-14 векам, более ранних вариантов не найдено.

Может быть, утверждаю я, примером для появления мистического круга из трех зайцев стал гораздо более древний лунный заяц Юэ Ту?

Как пишут Вэй Чжан и Петер Расмуссен, кроме самых древних буддийских пещер из Дуньхуана с изображенными зайцами примерно шестого века в Китае , на Тибете обнаружены еще четыре зайца с общими ушами, бегущие по кругу, их нашли среди руин древнего королевства Гуге, пребывавшего в расцвете с середины Х века до своего падения в 1630 году. На потолке Белой башни в Гуге расположено 314 раскрашенных панелей, и на одной из них можно увидеть два круга, в каждый из которых вписан мотив четырех зайцев, бегущих друг за другом по часовой стрелке. Как выяснили авторы, есть и другие буддийские изображения трех или четырех зайцев. Буддийские изображения трех или четырех зайцев зафиксированы исследователями на территории Индии, в Ладакхе, на территории современного индийского штата Джамму и Кашмир. В Алчи, на берегу Инда расположен храмовый комплекс, построенный в конце XII – начале XIII века, в период, когда Алчи входит в культурное пространство Западного Тибета. Внутри этого храмового комплекса, в Сумтсеке, или Трехъярусном храме находится статуя Майтрейи. Его одежда (дхоти) украшена более чем 60 эпизодами, изображающими сцены из жизни Будды Шакьямуни. В промежутках между этими сценами встречаются изображения длинноухих животных, бегущих друг за другом по часовой стрелке. Указывают Вэй Чжан и Петер Расмуссен и на крепость Басго Гомпа, расположенную на территории Индии в 30 километрах от Алчи. В двух храмах Басго, построенных в середине XVI века тоже обнаружены статуи Майтрейи и красочные изображения мотива с четырьмя зайцами на потолке. Зайцы тоже бегут по часовой стрелке.

Вот мы и пришли к основной тайне трех зайцев, расплодившихся на рельефах английских девонширских храмов. Можно потянуть ниточку Шелкового пути, завязав узелок в храмах старой Англии затем , идя по ниточке времени и пространства очутиться в древнем Иране и там запечатлеть медные блюда тринадцатого века с мотивом бегущих зайцев, а потом не спеша с караваном верблюдов, останавливаясь в поселениях Золотой Орды, добраться и до знаменитых Дуньхуанских пещер, исследованных некогда и англичанином А.Стейном в 1907 году, и русским академиком А.Ольденбургом в 1914-15 годах. В известной «Серендии» Стейна в его обширной коллекции найдем и описание росписи мотива бегущих зайцев.

Можно кинуть наш путеводный узелок и в море у берегов Англии. Далее вослед за английскими мореплавателями также, через мусульманские страны, Египет, Сирию с их бегущими зайцами, добраться сначала до берегов Индии, а затем уже и до древнего Китая, и там лицезреть те или иные предметы с изображением бегущих по кругу зайцев. Сегодня можно просто долететь до Сианя, а оттуда доехать до провинции Ганьсу и буддийского пещерного монастыря 1000 будд.

Все заячьи дороги ведут в древний Китай. И мне жаль, что сами китайские исследователи тоже пишут о заимствованиях с Запада. Для них, правда, Запад не то, что для нас – китайский запад это Памир, Индия , Тибет и страны Средней Азии. Желающие могут прочитать прекрасный роман У Чень Эня «Путешествие на Запад». Я даже соглашусь с влиянием согдийских мастеров на китайских художников. Обрамление, узоры, конечно же , брались из знакомых мест, из окружающего быта. А для пограничного форпоста Поднебесной, для того же Дуньхуана быт столичного Чаньаня или других китайских центров был почти недоступен. Быт согдийских торговцев и ремесленников, быт «северных варваров» был куда ближе. Но в главном, в заячьей мистерии бегущего времени , буддийские монахи как первопроходцы китайского влияния на окружающий мир брали близки им образы. А все они помнили, что в одном из своих проявлений Будда родился в образе зайца и образ его был унесен на Луну.

Чересчур осторожные Вэй Чжан и Петер Расмуссен в отличие от всегда уверенных западных исследователей сами сомневаются в происхождении трех зайцев в Дуньхуане и в их значимости. Они пишут : «Мы надеемся, что другие исследователи явят на свет новые примеры этих мотивов и откроют тайну их происхождения, значения и распространения. Мы будем рады услышать ваши мысли об этом.»

Они даже не пробуют разобраться, ради чего этот мистический круг многократно рисовали буддийские художники. Я бы посоветовал побольше смелости этим талантливым и трудолюбивым исследователям. Хотел бы услышать их трактовку смысла заячьего круга. Утверждаю следующее:

Эти древние буддийские китайские зайцы, бегущие по кругу , заимствованы от лунного буддийского зайца. Соединенные с древним китайским мистическим понятием треугольника, они утверждают единую природу вселенной – небо, землю и человека, они образуют магический круг. Тут и магия лунного небесного символа , магия рождения и возможного бессмертия, даруемого зайцем, тут и «Сань цзяо фу», или «Треугольное Заклинание»…» , и универсальный мистериальный символ треугольного созидания мира. Связан заячий китайский треугольник и с триграммами И Цзина. Таким образом мы видим двойное совершенство: бессмертного лунного зайца, символ Инь и магию треугольника. Впервые сформулировал непрерывный вечный бег времени. Соединены мистерия земли и мистерия неба.

Июнь 2010. Мыза Тамзай. Эстония

Фото аватара

Автор: Владимир Бондаренко

Критик и публицист. Родился в Петрозаводске 16 февраля 1946 г. Окончил Литературный институт им. М. Горького. Работал в газете «Литературная Россия», в журналах «Октябрь», «Современная драматургия», был «завлитом» в Малом театре и во МХАТе. Активно участвовал в патриотической оппозиции, был заместителем главного редактора газеты «День». После ее официального запрета стал одним из основателей газеты «Завтра». В 1998 году основал газету «День литературы», является ее главным редактором. Автор книг эссеистики и критики, среди них наиболее известные — «Крах интеллигенции», «Россия — страна Слова», «Пламенные реакционеры», «Дети 1937 года», «Последние поэты империи». Член редколлегии журнала «Наш современник». Секретарь Союза писателей России (с 1994 г.). Работы Бондаренко переводились на английский, китайский, польский, сербский, французский языки.