Сегодня мы вспоминаем событие весьма живописное, хоть и не имеющее отношение к кистям и краскам: 23 января 2008 года состоялась шанхайская премьера спектакля «Цветы в зеркале, луна в воде»1, поставленного Мэн Цзинхуэй (孟京辉, р. 1964). Этот режиссер с самого начала своей карьеры стремился к экспериментам, к авангардистским театральным формам.
Еще будучи актером, он выбирал неоднозначные и яркие постановки, в числе которых «Носорог» (по пьесе Ионеско, 1987) и музыкально-драматический спектакль «История солдата» (по пьесе И. Стравинского, 1988). Его первыми режиссерскими работами стали «Лысая певица» и «В ожидании Годо» (оба спектакля поставлены в 1991). На данный момент в его послужном списке более 30 спектаклей, в числе которых «Двенадцатая ночь», «Подлинная история А-кью», «Жить».
Однако «Цветы в зеркале, луна в воде» является, пожалуй, одной из самых противоречивых работ Мэн Цзинхуэй. Как отмечает сам режиссер, «эта постановка в любом случае будет непонятна зрителю, те же, кто говорит, что поняли, просто зря потратили свое время»2. В основе пьесы лежит восприятие сна как единственной объективной реальности, которую легче прочувствовать, чем описать. Можно попытаться уловить это ощущение, посмотрев пока единственный фильм Мэн Цзинхуэй — «Лети, как перышко» (像鸡毛一样飞, 2002), или же с головой погрузившись в атмосферу китайского экспериментального театра на его спектаклях.
Спасибо. Был в китайском современном театре всего раз, или два. Очень понравилось. Теперь знаю на кого в следующий раз нужно пойти. Я как понял, он в Шанхае базируется?