26 ноября 2005 года в Национальном музее изобразительных искусств КНР (中国美术馆) открылась “ретроспективная выставка масляной живописи новой эпохи” – “Верх и низ Великой реки” (大河上下). На выставке среди прочих работ, созданных в течение последних тридцати лет, была выставлена одна из самых известных картин начала 80-х годов – “Отец” Ло Чжунли (罗中立, родился в 1948 году).
Картина, созданная в 1979 году, была представлена публике годом позже и произвела неизгладимое впечатление на зрителей не знакомых с гиперреализмом. В 2013 году “Отец” принимал участие в ретроспективной выставке в Шанхае, где я имела шанс увидеть эту знаменитую работу собственными глазами. Размер полотна два на полтора метра покрыт практически незаметными мазками, что создает ощущение огромной фотографии с высоким разрешением. Но не только техническая сторона работы сделала ее практически культовой для поколения “шрамов”.
Ло Чжунли в 1968 году закончил школу при Сычуаньской академии искусств в Чунцине и, как многие его сверстники, вместо того, чтобы продолжить образование, отправился познавать прелести сельской жизни на последующие десять лет. В 1975 году в канун Нового года он в общественном туалете увидел старика, который съежился в углу уборной, больше похожий на животное, измученный жизнью и готовый отогнать любого. Как потом напишет Ло Чжунли: “Я понял, что вот это то, во что превратилась жизнь многих честных крестьян… И я решил, что должен стать их голосом. Вот что было моим первым толчком для создания этой картины”.
Видео-подборка работ Ло Чжунли
Про “шрамы” надо будет как-нибудь отдельную статью дать. В двух словах, это первое поколение художников вне системы после Культурной революции, которая пришлась на их юность, когда им вместо того, чтобы заниматься творчеством и учиться, пришлось с десяток лет посвятить суровому крестьянскому труду.
Как хорошо вы написали и какое хорошее дело делаете!
Поддерживаю.
Еще глаз зацепился за фразу “поколение «шрамов»”. Оль, расскажи как-нибудь читателям про них. Кто такие? Что делали?
Александр, спасибо! На самом деле, мы будем очень рады единомышленникам и новым авторам в рубрике. Про китайское искусство сказано на русском языке не так много, как хотелось бы. Так что интересных тем здесь бесконечно много.
Просто гиперреализм, мне кажется, очень быстро приедается. И честно говоря, другие его работы более живые. Но это картина 须知的。
Спасибо за историю. “Отец” впечатляет, но судя по видео художник разношерстный. Там не только гиперреализм, но много чего еще.