Благодарим нашу читательницу Елену Килину за предоставленную статью.
Елена закончила НГУ по специальности «востоковедение», в данный момент живёт в Шанхае.
Автор: Е. С. Килина
Гадание (дивинация) часто рассматривается как искусство, претендующее на предсказание будущего при помощи различных техник. Древние греки писали, что гадание — «предчувствие и знание будущего» или «предчувствие и знание тех вещей, которые мы полагаем случайными»1. Таким образом, еще в древности гадание рассматривалось как понимание связей вещей, выпадающих из обычного, повседневного, общепринятого опыта. В традиционной китайской культуре гадательные практики всегда имели огромное значение, так как наиболее полно пытались интерпретировать место человека в окружающем мире. Начиная с ранних способов гадания по черепашьим панцирям и по стеблям тысячелетника можно говорить о том, что концепт судьбы стоит в центре мантических прогнозов и расчетов.
Упоминания и некоторые описания гаданий в древнем Китае содержатся в библиографическом разделе династийной истории «Ханьшу». Несмотря на то, что раздел «И вэнь чжи» в «Хань шу» не предоставляют подробной характеристики гадательным практикам, так как в основном перечисляются простонародные гадания, но уже можно проследить накопление отдельных элементов более сложных гадательных систем, в том числе системы Шести знаков жэнь2.
В процессе развития китайской культуры гадательные практики и системы, в зависимости от социального статуса гадателя и сферы применения того или иного типа гадания, развивались как в сторону усложнения по сравнению с «И-цзином» (или усовершенствования), так и в сторону упрощения.
Далее рассматривая развитие гадательных практик по династийным историям, необходимо обратить особое внимание на то, что «Суй шу» фиксирует появление так называемых системных гаданий, содержащих широкие философские и практические основания. А уже в Шести Танских Кодексах («Тан Лю Цзянь») мы находим описание модельных гаданий. Образец «шести знаков жэнь», «великого единого» и «скрытых знаков цзя» — это так называемые «модельные гадания»3.
Данные гадания подразумевают интерпретацию понимание судьбы как результат развития взаимосвязи человека и социума. Они являлись развитием отдельных представлений «И цзина», в отличие от простонародных суеверий, в технологической и интерпретационной части содержат комплекс определенных мировоззренческих представлений — как космологических (представления о структуре времени и пространства), так и социальных (значимые критерии оценки события или человека).
Гадательная система шесть знаков жэнь (六壬 )это древняя гадательная система, основанная на принципах Инь-Ян, космологических представлениях на базе пяти элементах, строящаяся на системе циклических знаков входящих в группы небесных стволов и земных ветвей и категориями пяти судеб (у юнь).
Расчеты, осуществляемые в этих гадательных системах, базируется на способе обозначения времени при помощи «небесных стволов» и «земных ветвей». Все их возможные комбинации составляют шестьдесят единиц, использовавшихся в обозначении годов шестидесятилетнего цикла. Определенный день и час также имели свое обозначение. Общим для всех этих техник является составление «небесной модели» (天盘тяньпань) в виде круга из «10 небесных стволов» и «земной модели» (地盘дипань) в виде квадрата из «12 земных ветвей»4. После этого путем различных способов учитывался «человеческий фактор» (время рождения, время возникновения проблемы) и влияние различных звезд и божеств (часто отождествлявшихся с созвездиями). Технология «модельных гаданий» связана как с практикой астрономических наблюдений, так и с целым комплексом обрядов годового цикла (техниками составления гороскопов, выбора подходящего имени новорожденному, выбора счастливой даты для свадьбы или похорон). На ранних этапах своего развития этот способ гадания использовался только для предсказания счастья или несчастья. Позже сфера его применения расширилась. Но главным вопросом, который задавался гадательным практикам и системам, в том числе и системе шести знаков жэнь, являлся вопрос о судьбе.
Судьба человека определялась знаками его рождения. Основой для вычисления являлась сочетаемость знаков небесных, земных стволов и ветвей, которыми записывались год, месяц, день и час рождения человека. Сочетаемость циклических знаков определялась через соотношение Инь и Ян сознаний, а также через систему подавления и порождения пяти движений (дерево, огонь, почва, металл, вода), которые определенным образом соотносятся с каждым их знаков. Зная, например, дату рождения императоров, могли проследить их жизненные циклы5. Таким образом, базируясь на концепте судьбы, люди пытались обобщить свои знания о гадательных практиках, о связи между вещами.
В китайской традиционной культуре отношения жизнь природы и жизнь человека рассматриваются между собой в нерасторжимой связи, и все вещи, все явления бытия, материальные и духовные, вплетены в одну всеобъемлющую, хотя и чрезвычайно сложную, сеть соответствий. Инкорпорация многих философских категорий китайской философии и культуры в гадательную систему шести знаков жэнь демонстрирует неразрывную связь отдельно взятого человека и социума. Хотя люди часто говорят о «судьбе», эта судьба предстает для них чередой неожиданных и непостижимых случайностей. Мало кто способен увидеть в этих случайностях некую закономерность. Традиционные системы гадания в Китае как раз и имеют целью определить общую тенденцию жизни того или иного человека, а также хронологию отдельных событий этой жизни.
Гадание о судьбе есть не что иное, как способ познания человеческой природы. Судьба — это вся жизнь человека от рождения до смерти и имеете с тем — путь человека в обществе. Человеческая жизнь с биологической точки зрения подчинена неким законам, и общественное бытие человека тоже имеет свои законы. Уметь видеть определенные изменения человека и постигать незримые его превращения, осознавать настоящее, чтобы предвидеть будущее — задача китайской прогностики6. Этому служат и гадание по дате рождения, и гадание по небесным светилам.
Использование гадательной системы шести знаков жэнь с необходимостью прогноза и предсказания предполагало подробное знакомство людей, обращающихся к данной системе, с определенными категориями. Среди базисных элементов гадательной системы Шести знаков жэнь существует категория пяти судеб (五运). Категория пяти судеб — это категория изменения состояния движений на основе пяти элементов (五行у син)7. На основании категории пяти судеб определяется связь человека и мира, разделяя время и возраст, имеющие начало, середину, конец8. Категория пяти судеб состоит из движений (движения — «судьба» дерева, «судьба» огня, «судьба» земли, «судьба» металла и «судьба» воды), обладая главным временем и главным возрастом. Категория пяти судеб на основе свойств пяти элементов и сочетаний циклических знаков системы тяньгань обобщает основные свойства пяти состояний (у ци) − ветер, огонь, сырость, сухость, холод и другие законы движения. Базис категории пяти судеб включает в себя понятия «главная судьба» (чжу юнь), «судьба гостя» (кэ юнь) и «великая судьба» (да юнь).
Концепт судьбы в китайском понимании, в частности в объяснении ее гадательными практиками, представляется вполне вычисляемым и разбираемым объектом. В европейском сознании привыкли относиться к судьбе, как к чему-то предначертанному и неизбежному. Между тем восточное понимание судьбы несет в себе идею изменения и совершенствования. Гадание для того и делается, чтобы учитывать его результаты, человек может избежать предсказанных опасностей, изменив в соответствии с прогнозом свое поведение. Люди часто говорят о «судьбе» («мин»), но для них это всего лишь синоним «случайности», никто не связывает «судьбу» с «необходимостью». Зачастую мышление людей часто на этом месте и останавливается. Китайское традиционное учение о «мин», то есть о судьбе, применяется главным образом для прогнозирования тенденций развития и изменений в жизни человека, а учение о «бу», связанное непосредственно с гаданием, для прогнозирования событий, которые возникнут или уже возникают в определенный момент времени. Ведь существующие гадания «мин» и «бу» являются прогнозированием, прогностическими учениями9.
Определяя место и роль концепта судьбы, нужно учитывать функции гадательных практик, главной из которых является именно прогностическая функция. Прогностическая функция человеческого мышления предполагает формулирование диагнозов и прогнозов, процессов и явлений. Изначально прогнозы строились на предсказаниях оракулов и пифий, где прогностика касалась в основном способов определения, различных болезней, их протекания и исходов10. Прогнозы базировались только на интуиции прорицателей, а чаще — на приметах, догадках и других столь же «научных» основаниях. Прогнозирование как одна из форм предвиденья находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Таким образом, наличие определенных категорий связывают и интерпретируют концепт судьбы и ее связь с гаданиями.
Сложные модельные гадания, к каким относится система шести знаков жэнь, основанные на специфичной технологии расчета, базируются на гносеологических категориях. Исходя из исследований китайских мыслителей, Вселенная мыслилась как живой организм, все члены которого взаимосвязаны, а изменения этих взаимосвязей ведут к изменению состояния организма в целом. Мир подобен организму − развивается в самом себе, каждая часть его является самодостаточной и по-своему живой, неразрывно связаной со всеми остальными частями11. Человек в такой картине мира рассматривался как равноправная с другими часть космоса, возникающая на определенной стадии космической эволюции.
Гадательные системы также базируются на онтологических категориях, на основании которых могут быть выявлены причинно-следственные связи, понимание причинности, соответственно, оно может быть применено для изучения механизмов судьбы. Категории, объясняющие как мироустройство, закономерности и взаимосвязь мира с человеческим роком позволяли тем, кто обращается к гадательной системе шести знаков жэнь понимать судьбу как счетное множество вариантов вычисляемой судьбы.
Подобные категории также имеют скрытые ценностные ориентации, стоящие за гадательными системами и практиками, и как следствие объясняющие концепт человеческой судьбы.
Таким образом, можно оформить два варианта концепта судьбы: фатальные и вычисляемые. Концепт фатальной судьбы подразумевает упование на судьбу, рок, предзнаменование. К таким гаданиям относятся, например, национальные гадания, распространенные в месте проживания того или иного китайского меньшинства. Культово-гадательными предметами выступали различные вещи, живые существа и насекомые. Например, гадание на территории нации Цзу — гадание на жемчуге, которое использовали в целях узнать о состоянии больного и его болезни12.
Сложные модельные гадания, как система шести знаков жэнь, гадания «Чжоугун» и «гуангун», отличающиеся не только сложностью философских и культурологических категорий, но и дающих синкретические прогнозы и четкость интерпретации. Концепт судьбы, заложенный в данных гадательных практиках, содержит идею вычисляемости и вариативности судьбы, как изменяемой и рассчитываемой, подверженную воздействию (влияние развития мантики, а затем и прогностики).
Спонсоры поста:
Игра на деньги выиграй ненастоящие fake watch или модные туры в болгарию. Маредакция не несёт ответственности за эти ссылки!
- Горан В.П. Древнегреческая мифологема, Москва. 1994 [↩]
- Цянь Хань шу (История Ранней династии Хань).— Эр ши сы ши (Двадцать четыре династийные истории). Т. 2. Шанхай, 1958. [↩]
- Синсин сэсэдэ Шушу вэнь хуа. [Разнообразие нумерологической культуры]. Раздел о культуре Тан, Пекин, 2001. C.1611 [↩]
- Юйдин люжэнь чжинань [Императорский утвержденный указатель по системе гадания «лю жэнь»]. Коммент. Лю Фэн. Хайкоу. Хайнаньское издательство, 2001, с.489 [↩]
- Инь-ян уяо цзишу», [Раздел о применении системы люжэнь]. Шанхай, 2001,с. 267 [↩]
- Кобзев А.И. О категориях традиционной китайской философии // Народы Азии и Африки//. Москва, 1982. N1.С.89. [↩]
- Шиюн юньци сюэшо. [Практическое использование учения о судьбе. Раздел пяти карм]. Пекин, 2002, С.19. [↩]
- Юйдин люжэнь чжинань. [Императорский утвержденный указатель по системе гадания «лю жэнь»]. Коммент. Лю Фэн. Хайкоу. Хайнаньское издательство, 2001. С. 340 [↩]
- Smith Richard “Fortune-tellers and philosophers: divination in traditional Chinese Society”, Boulder-San Francisco-Oxford, West View Press, 1991 [↩]
- Рабочая книга по прогнозированию, Москва, «Мысль»,1982, с.68. [↩]
- Вяткин Р. В., Таскин В. С. Сыма Цянь. Исторические записки (“Ши цзи”). Перевод и комментарии. Т. 1. М., 1972; т. 2, М., 1975. [↩]
- Чжунхуа шэньмин вэньхуа цыцзянь. [Словарь китайских мантических практик]. Раздел гаданий. Пекин, 1999, C. 271. [↩]
@Шелк:
Расскажите подробно или какие-то ссылки есть на эту книгу «Дверь в мир чудес»!!!
@Анита:
простите,Аня!
я как-то выпала из всей системы обсуждения и даже не додумалась посмотреть комментарии.
у меня есть материалы)
пишите по мылу,могу поделиться и посотрудничаем!
простите еще раз!пишите [email protected]
и спасибо всем за комментарии!!!
Спасибо за статью!
Хотелось бы сказать, что подход и толкование в европейской традиции и китайской суть различны.
Система ЮНЬ позволяет определить (не угадать!) бифуркационные разветвления в жизни человека (судьбе), в то время как в европейской традиции (египетской, вернее) предугадывают события жизни. То есть, конфликт между предопределением и свободной волей в решается с разных позиций.
Елена, большое спасибо за статью — очень познавательная.
To Анита: по системе Лю Жэнь я видела более конкретную информацию в книге Мантэка Чиа «Дверь в мир чудес».
Очень интересная, хотя и не конкретная статья. Меня интересует вся информация о Системе Лю Жэнь. Я изучала ее чуть чуть у мастера Гуан Кхай Хэма из Малайзии, но он дал далеко не все. Могли бы мы посотрудничать? Напишите мнет пожалуйста.
Познавательно, кто-то в России практикует? Спасибо за статью!
А Ло Бань затронем?