Китайское Зазеркалье

Зеркало всегда было важным элементом культуры. Археологи и историки, изучающие бронзовый век, обязательно относили найденные бронзовые зеркала к разряду важных артефактов. Когда в средневековье смогли наладить массовый выпуск качественных зеркал, началась в определенном смысле новая эпоха, причем не только в смысле следования моде и ухода за собой, но и в смысле сознательного контроля своего впечатления, производимого на других. А это расширяло возможности манипуляции людьми.

Чтобы убедить читателя в том, что зеркала играли важную роль в культуре самых разных народов, упомянем применение зеркала в системе фэншуй, а также использование зеркал в русских гадательных обрядах. Отметим также интересный обычай, существовавший в древности в странах Центральной Азии, т.е. там, где проходил Великий шелковый путь. Расстающиеся супруги разбивали зеркало (в ту пору это были бронзовые зеркала) пополам, и каждый брал себе половину в знак того, что он будет хранить любовь и верность. Эти примеры можно было бы умножить, но ограничимся еще только одним, взятым из японской мифологии. В нем рассказывается, что благодаря зеркалу был спасен мир!

Вот краткое изложение этого мифа. Японская богиня Солнца Аматэрасу, возмущенная хамством своего божественного брата, решила уйти из мира, который ей опротивел, и скрылась в пещере. В результате мир погрузился во тьму, и постепенно стало погибать все живое — ведь без Солнца жизнь невозможна. Боги решили хитростью выманить Аматэрасу из пещеры. Для этого они принесли петухов, чье пенье, как известно, приветствует солнечный восход, и стали веселиться. Но это не помогло. Тогда они изготовили священное зеркало, а одна из богинь пустилась в пляс, распустив все завязки своей одежды. Когда таким образом был исполнен первый в мире стриптиз, раздался такой оглушительный хохот, что Аматэрасу не смогла сдержать любопытства и выглянула наружу. Ей быстро подсунули приготовленное заранее зеркало. Она, как всякая женщина, залюбовалась своим отражением и на миг потеряла бдительность. Тут-то ее схватили и вытащили наружу. Солнце взошло, и мир был спасен. А зеркало это и сейчас хранится в синтоистском храме в японском городе Исэ.

А теперь перейдем к основному предмету нашего разговора – к «магическим» китайским зеркалам. Уже в древности (около 5 в.) китайцы научились изготавливать зеркала с необычными свойствами. С виду это было обычное бронзовое зеркало. Однако если направить световой «зайчик» от него на экран, то можно увидеть изображение, которое не видно при простом рассматривании зеркала. Часто это изображение повторяет рельефное изображение на обратной стороне зеркала, т.е. зеркало как бы становится прозрачным. Поэтому подобные зеркала обычно и называют прозрачными. Однако, как известно, бронза для света не прозрачна. К тому же есть и такие зеркала, у которых рельеф на обратной стороне зеркала и то, что можно увидеть в «зайчике», различны, причем иногда эти изображения не просто имеют отличия, но полностью отличны друг от друга. В том числе есть и такие зеркала, у которых обратная сторона вообще абсолютно гладкая.

Как утверждается, разгадка этих зеркал на Западе еще не известна. В свое время их умели изготавливать и за пределами Китая. В настоящее время в КНР восстановлено производство таких зеркал. Однако способ их изготовления хранится в строгой тайне.

Китайское Зазеркалье / Магазета

Рельеф на оборотной стороне японской имитации такого зеркала и световой зайчик от него.

Нижеприведенные иллюстрации принадлежат коллекционеру таких зеркал Анатолию Калинину.

Китайское Зазеркалье / Магазета Китайское Зазеркалье / Магазета

Китайское Зазеркалье / Магазета Китайское Зазеркалье / Магазета

Китайское Зазеркалье / Магазета Китайское Зазеркалье / Магазета

В первом случае совпадение рельефа и картинки в световом зайчике полное, во втором – частичное. В третьем случае задняя сторона зеркала была гладкая.

Такие зеркала – очень удобный предмет для коллекционирования, в частности и потому, что они прочны и не занимают много места, хотя они вряд ли дешевы.

Интересно, что о таких зеркалах есть упоминание в русской художественной литературе, а именно в романе Всеволода Карловича Каринберга «Тайна ·волшебных зеркал или Матрица».

В заключение приведем такой любопытный факт. Оказывается, древние китайские бронзовые зеркала, правда, обычные (т.е. непрозрачные) имеют отношение к китайской шахматной игре. Дело в том, что такие зеркала, причем круглой формы, использовались в качестве досок для игры в протошахматы. Первое упоминание о таком использовании относится к 672 году до н. э., а самые древние из сохранившихся зеркал относятся к 6 и 10 году н. э.

Фото аватара

Автор: Лев Кислюк

Я родился в 1936 г. 10 декабря в Москве. Имею высшее техническое образование. В настоящее время на пенсии. Интересуюсь странами Дальнего Востока и нетрадиционными (для нас) шахматами, в первую очередь японскими (сёги), китайскими (сянци) и корейскими (чанги). По нетрадиционным шахматам мною опубликован ряд материалов, в частности книга «Игра японских героев». В ней описаны в основном сёги, но также и их ближайшие шахматные родственники – сянци, чанги и макрук (таиландские шахматы). В Магазете выложена моя книга по сянци. В 1999 г. я принимал участие в 1-ом Всемирном форуме любителей сёги в качестве делегата от России. В 2000 г. я участвовал во Всемирной Олимпиаде интеллектуальных игр в Лондоне. Мною создана на базе международных (т.е. европейских) шахмат новая шахматная игра «корона», в которой я постарался наилучшим образом отразить неотъемлемые черты конфликтных ситуаций. Описание «короны» вошло во второе издание «Энциклопедии шахматных вариантов» (Д.Б. Притчард, Англия).